ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1331/2014 от 13.05.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья Гончаров О.А. Дело № 12-1331/2014

 РЕШЕНИЕ

 13 мая 2014 года г. Краснодар

 Судья Краснодарского краевого суда < Ф.И.О. >7, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя начальника Краснодарской таможни по правоохранительной деятельности < Ф.И.О. >3 на решение Октябрьского районного суда <...> от <...> по протесту транспортного прокурора на постановление по делу об административном правонарушении <...> от <...>,

 У С Т А Н О В И Л:

 Краснодарской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении <...> от <...> в отношении < Ф.И.О. >1 Ю.О. по ст.16.4 КоАП РФ, согласно которому < Ф.И.О. >1 Ю.О. признана виновной в совершении административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния» и назначено ей наказание в виде административного штрафа в размере однократной незадекларированной суммы наличных денежных средств в сумме 714292 рублей 89 копеек.

 Транспортный прокурор обратился в Октябрьский районный суд <...> с протестом на постановление заместителя начальника Краснодарской таможни по правоохранительной деятельности < Ф.И.О. >3 по делу об административном правонарушении <...> от <...>.

 Обжалуемым решением Октябрьского районного суда <...> от <...> протест Краснодарской транспортной прокуратура удовлетворен, постановление Краснодарской таможни по делу об административном правонарушении <...> от <...> в отношении < Ф.И.О. >1 Ю.О. по ст.16.4 КоАП РФ было отменено и дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.

 В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель начальника Краснодарской таможни по правоохранительной деятельности < Ф.И.О. >3 просит отменить решение Октябрьского районного суда <...> от <...>, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей Краснодарской таможни по доверенностям < Ф.И.О. >4, < Ф.И.О. >5, настаивавших на доводах апелляционной жалобы и просивших решение Октябрьского районного суда <...> от <...> отменить, судья вышестоящей инстанции находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Как следует из материалов дела, <...> в отдел административных расследований Краснодарской таможни
поступила копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по
материалам проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного в КУСП-1
Краснодарской таможни за <...> от <...> с материалами для рассмотрения
вопроса о наличии признаков административного правонарушения, по результатам
изучения которых было установлено, что <...> в 14 часов 35 минут
при проведении выборочного таможенного контроля товаров, перемещаемых в
сопровождаемом багаже и ручной клади физическими лицами, вылетающими
международным авиарейсом <...> Краснодар - Вена, во время таможенного
оформления международного авиарейса гражданка < Ф.И.О. >1
Олеговна, <...> года рождения, уроженка Краснодарского края, загранпаспорт
гражданина < Ф.И.О. >1 64 № <...>, выдан <...> года, ФМС 123, проживающая
по адресу: РФ, Краснодарский край, <...>, дом 21, <...>,
при совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного
пользования без помещения под таможенные процедуры, самостоятельно избрала
«зеленый» коридор, предназначенный для перемещения физическими лицами через
таможенную границу в сопровождаемом багаже и ручной клади товаров для личного
пользования, не подлежащих письменному декларированию. В «зеленом» коридоре
международного сектора аэропорта <...> (350912, <...>, ул. Е.
<...>) гр. < Ф.И.О. >1 Ю.О. поставила на рентгенаппарат свой
сопровождаемый багаж в количестве одного места (дорожный чемодан красного
цвета) и ручную кладь в количестве одного места (дамская сумка). После этого
< Ф.И.О. >1 Ю.О. была приглашена к стойке для проведения таможенного контроля.
В ходе таможенного контроля < Ф.И.О. >1 Ю.О. был задан вопрос о наличии у нее
наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. На вопрос
< Ф.И.О. >1 Ю.О. пояснила, что у нее имеется с собой наличная иностранная валюта
в сумме 10 000 Евро. На предложение предъявить наличную иностранную валюту
< Ф.И.О. >1 Ю.О. представила наличную валюту в сумме 10000 Евро и 1367,3 рублей. Данная наличная валюта находилась в кошельке, который < Ф.И.О. >1 Ю.О. достала из своей дамской сумки. Далее гр. < Ф.И.О. >1 Ю.О. было предложено предъявить к осмотру ручную кладь. В ходе проведения дальнейшего таможенного контроля в одном из отделений дамской сумки < Ф.И.О. >1 Ю.О. были обнаружены денежные средства в сумме 14000 Евро. По данному факту был составлен акт таможенного досмотра №10309130/170913/Ф000220.Таким образом, в результате таможенного контроля у < Ф.И.О. >1 Ю.О. обнаружена наличная иностранная валюта в сумме 24000 Евро и 1367,3 рублей. Следовательно < Ф.И.О. >1 Ю.О. не задекламировала при перемещении через таможенную границу Таможенного союза по установленной письменной форме наличную иностранную валюту в сумме 24000 Евро, 1367,3 рублей < Ф.И.О. >1, подлежащую таможенному декларированию в установленной форме, и совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена по ст. 16.4 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской
Федерации...».

 В соответствии с п.5 ст. 355 Таможенного кодекса таможенного союза и ст.4 «Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза» принятого Решением Комиссии таможенного союза №51, при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

 В соответствии со ст. 5 «Договора о порядке перемещения физическими
лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через
таможенную границу таможенного союза» принятого Решением Комиссии
таможенного союза <...> в случаях ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

 Таким образом, разрешенная сумма вывозимой наличной иностранной валюты без декларирования в письменной форме составляет в эквиваленте 10000 долларов США.

 В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для
личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через
таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Для выполнения данной обязанности в соответствии с п. 2 ст. 357 ТК ТС
применяется система двойного коридора, предусматривающая самостоятельный
выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, формы таможенного декларирования товаров для личного пользования и
соответствующего коридора («зеленого» или «красного») для совершения
таможенных операций.

 В соответствии со ст. 6 «Соглашения о порядке перемещения товаров для личного
пользования через таможенную границу таможенного союза и порядке совершения
таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров» - «зеленый» коридор
является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом,
предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную
границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не
подлежащих таможенному декларированию. Неприменение отдельных форм таможенного контроля в "зеленом" коридоре
не означает, что физические лица освобождаются от обязанности соблюдать
требования таможенного законодательства таможенного союза и (или)
законодательства государства - члена таможенного союза. Согласно Требованиям,
применяемым к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия
товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой
территории, утвержденных решением Комиссии таможенного союза от <...>
№ 259, место входа (въезда) в «зеленый» коридор и место (выезда) из «зеленого»
коридора обозначается зелеными (белыми) линиями.

 Таким образом, пересечение физическим лицом зеленой (белой) линии на входе
в самостоятельно выбранный им «зеленый» коридор в силу положений таможенного
законодательства Таможенного союза рассматривается как заявление лица о том,
что перемещаемые им через таможенную границу таможенного союза товары не
подлежат таможенному декларированию в письменной форме, и свидетельствуют о
фактах, имеющих юридическое значение.

 Следовательно, владельцем перемещаемых товаров и наличных денежных
средств является физическое лицо, которое своими действиями (прохождение через
один из коридоров) подтверждает свое права владения, в данном случае на все
находящиеся товары и наличные денежные средства в сопровождаемом багаже и
ручной клади, и соответственно несет ответственность за декларирование данных
товаров в таможенных органах.

 В соответствии со ст. 354 ТК ТС товары для личного пользования при
перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в
соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса и выпуску для личного
пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные
настоящим Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с
выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным
законодательством таможенного союза.

 Таможенное декларирование в письменной форме осуществляется на бланках
пассажирской таможенной декларации, форма и порядок заполнения которой
установлены соглашением «Об утверждении формы пассажирской таможенной
декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»
утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза <...> от <...>
и «Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров
для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под
таможенным контролем» утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от
<...> № 311.

 В соответствие с п.19 статьи 4 Таможенного кодекса таможенного союза -
незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение
товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное
время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного
контроля, либо с недостоверным декларированием или не декларированием товаров,
либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах,
и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств
идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

 Районный суд удовлетворяя протест Краснодарской транспортной прокуратуры, указал что, по материалам доследственной проверки, а также в соответствии с объяснениями
< Ф.И.О. >1 Ю.О. и < Ф.И.О. >6 установлено что, < Ф.И.О. >1 Ю.О. не знала о
наличии 14000 Евро в перемещаемом ею багаже в связи, с чем предметом
административного правонарушения по делу об административном
правонарушении <...> являются денежные средства в размере 2550
Евро. По мнению суда данное обстоятельство свидетельствует о неверном
определении предмета административного правонарушения и не позволяет считать
доказанным соблюдение законности и обоснованности при исчисления размера
административного наказания в виде административного штрафа.

 Судья вышестоящей инстанции не может согласиться с данными выводами суда.

 Так, на основании вышеприведенных норм закона, < Ф.И.О. >1 Ю.О. вступая в таможенные
правоотношения самостоятельно избрала «зеленый» коридор тем самым заявила о
том, что перемещаемые ею через таможенную границу таможенного союза все
имеющиеся при себе наличные денежные средства не подлежат таможенному
декларированию в письменной форме, и свидетельствуют о факте, имеющем
юридическое значение.

 Обязанность по декларированию товаров (наличных денежных средств)
является публично - правовой и не может быть поставлена в зависимость от
действия или бездействия других субъектов правоотношений. < Ф.И.О. >1 Ю.О.
могла предвидеть возможность наступления вредных последствий, а именно могла
осуществить до начала прохождения таможенного контроля действия по проверке
содержимого своего багажа на предмет нахождения в нем товаров, в отношении
которых законодательством установлены определенные правила перемещения через
таможенную границу, в том числе связанные с ограничениями по вывозу с
таможенной территории таможенного союза наличных денежных средств.

 Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от
<...> <...> определен порядок перемещения физическими лицами наличных
денежных средств через таможенную границу таможенного союза. И, при пересечении границы таможенного союза < Ф.И.О. >1
Ю.О должны были быть соблюдены положения Решения Межгосударственного
совета ЕврАзЭС от <...> № 51, а именно, при единовременном вывозе
наличных денежных средств на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10
тысяч долларов США, указанные денежные средства должны были быть
< Ф.И.О. >1 Ю.О задекламированы путем подачи пассажирской таможенной
декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств.

 При этом
, применения норм Решения Межгосударственного совета
ЕврАзЭС от <...> <...> в части соблюдения установленного порядка
перемещения через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств распространяется в отношении конкретного лица (резидента, не
резидента) вступившего в таможенные правоотношения.

 < Ф.И.О. >1 Ю.О. перемещала через таможенную границу таможенного союза
наличную иностранную валюту в сумме 24000 Евро и 1367, 3 рублей РФ. После
пересчета вывозимой < Ф.И.О. >1 Ю.О. наличной валюты, ей были возвращены
денежные средства количество которых, не превышают норму единовременного
вывоза наличной валюты без письменного таможенного декларирования,
гражданами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза: в размере
7450 Евро, 1367,3 рублей РФ.

 В связи с чем, предметом административного
правонарушения по делу об АП <...> является наличная
иностранная валюта в сумме 16550 Евро, что в пересчете составляет: 22120,70
долларов США или 714292,89 рублей РФ.

 В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за
которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об
административных правонарушениях установлена административная
ответственность.

 В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение
признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало
противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные
последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их
допускало либо относилось к ним безразлично.

 В соответствии с ч.2 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение
признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее,
предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия
(бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на
предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления
таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

 < Ф.И.О. >1 Ю.О. могла проявить осмотрительность и предпринять меры по соблюдению
установленных правил перемещения товаров через таможенную границу, однако этого не сделала, что в свою очередь свидетельствует о совершении
< Ф.И.О. >1 Ю.О. административного правонарушения по неосторожности.

 При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об отмене решения Октябрьского районного суда <...> от <...>.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции

 О П Р Е Д Е Л И Л :

 Апелляционную жалобу заместителя начальника Краснодарской таможни по правоохранительной деятельности < Ф.И.О. >3 на решение Октябрьского районного суда <...> от <...> - удовлетворить.

 Решение Октябрьского районного суда <...> от <...> по делу об административном правонарушении <...> от <...> в отношении < Ф.И.О. >1 Ю.О. по ст.16.4 КоАП РФ – отменить.

 В удовлетворении протеста прокурора Краснодарской транспортной прокуратуры на постановление заместителя начальника Краснодарской таможни по правоохранительной деятельности < Ф.И.О. >3 по делу об административном правонарушении <...> от <...> в отношении < Ф.И.О. >1 Ю.О. по ст.16.4 КоАП РФ – отказать.

 Судья: