ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1334/18 от 19.07.2018 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 12-1334/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Якутск 19 июля 2018 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Макаров М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» по доверенности ФИО1 на постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) ФИО2 от 31 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»,

установил:

Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) №8-ПП/2018-1/11/84/30/25 от 31 мая 2018 года Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» по доверенности ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения ГУП «ЖКХ РС (Я)» к административной ответственности, дана неверная правовая оценка, в частности, плановая проверка проведена с нарушением сроков, установленных в распоряжении от 12.03.2018 года № 14/12-98-18-И; указанные в распоряжении филиалы ГУП «ЖКХ РС (Я)» отсутствовали в плане проверок на 2018 год; ГУП «ЖКХ РС (Я)» было уведомлено о начале проведения плановой проверки менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения; о проведении плановой проверки не была уведомлена Ассоциация региональное отраслевое объединение работодателей СРО «Союз строителей Якутии», членом которой является ГУП «ЖКХ РС (Я)».

В судебном заседании представитель ГУП «ЖКХ РС (Я)» по доверенности ФИО1 жалобу поддержал, указал на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в ГИТ в РС (Я) инспектор составил протокол и постановление в один день, постановление подписано главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) ГИТ в РС (Я) ФИО2, тогда как фактически протокол и постановление составляла ФИО3 Просит постановление отменить, жалобу - удовлетворить.

В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в РС (Я) будучи надлежаще извещенными, не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в РС (Я).

Изучив доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Согласно статье 123 Трудового кодекса РФ, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

В соответствии со статьей 113 Трудового кодекса РФ, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Согласно части 4 статьи 153 ТК РФ, по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В п. 5 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности.

Согласно ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, законодателем установлена определенная процедура привлечения к административной ответственности, которая, прежде всего, предполагает соблюдение прав привлекаемого к ответственности лица. Установленный законом порядок применения административного наказания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих наказание.

Из материалов административного дела усматривается, что на основании распоряжения №14/12-98-18-И от 12 марта 2018 г. Государственной инспекцией труда в РС (Я) в составе ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО8, ФИО9, проведена плановая выездная проверка в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)».

11 апреля 2018 года в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)» составлен акт №14/12-98-18-И-1, согласно которому в ходе проверки были выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно ст.ст. 22, 60.2, 103, 113, 123, 135, 147, 212, 213, 221, 236, 327.2 Трудового Кодекса Российской Федерации.

На основании акта было вынесено предписание №8-ПП/2018-1/11/84/30/1 от 11 апреля 2018 года, которым ГИТ в РС (Я) обязало ГУП «ЖКХ РС (Я)» в срок до 31 мая 2018 года устранить выявленные нарушения.

30 мая 2018 года в адрес ГУП «ЖКХ РС (Я)» Государственной инспекцией труда в РС (Я) направлено уведомление №10-202-18-ИСХ о явке 31 мая 2018 года для составления протокола об административном правонарушении с разъяснением прав и обязанностей, предусмотренных ст. ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ.

31 мая 2018 года в отношении ГУП «ЖКХ РС (Я)» составлен протокол об административном правонарушении №8-ПП/2018-1/11/84/30/15 в присутствии представителя юридического лица, из которого следует, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 14 марта 2018 года по 11 апреля 2018 года в ГУП «ЖКХ РС (Я)» установлены следующие нарушения трудового законодательства РФ:

- в нарушение ч. 3 ст. 123 ТК РФ работодатель не ознакомил с приказом о предоставлении отпуска от 28.12.2017 года № 03/176к следующих работников: ___, что подтверждается графиком отпусков и указанным приказом;

- в нарушение ст.ст. 113, 153 ТК РФ отсутствуют письменные согласия на привлечение к работе в выходные дни следующих работников: ___ (приказы от 15.12.2017 года № 459, от 22.12.2017 года № 464), ___ (приказы от 15.12.2017 года № 459, от 22.12.2017 года № 464);

- в нарушение ст. 60.2 ТК РФ отсутствуют письменные согласия на расширение зоны обслуживания следующих работников: ___ (приказ от 25.01.2018 года № 35), ___ (приказ от 25.01.2018 года № 35), ___ (приказы от 25.01.2018 года № 36, от 25.01.2018 года № 37), ___ (приказ от 25.01.2018 года № 37), ___ (приказ от 25.01.218 года № 37).

31 мая 2018 года главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в РС (Я) ФИО2 вынесено постановление № 8-ПП/2018-1/11/84/30/25 о привлечении ГУП «ЖКХ РС (Я)» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Как усматривается из представленных материалов, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом все фактически значимые обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными в материалах дела доказательствами. Таким образом, оценив все фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, государственный инспектор труда пришел к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и доказанности вины предприятия в совершении данного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела в протоколе отражены. Как усматривается, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприятие было извещено надлежащим образом

При рассмотрении дела должностным лицом присутствовал представитель предприятия ФИО1, действующий на основании доверенности, предоставляющей последнему право представлять интересы по всем делам об административных правонарушениях, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами (органами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, а также получать копии постановлений по делам об административных правонарушениях.

Доводы жалобы относительно того, что при рассмотрении дела об административном правонарушении инспектором были допущены многочисленные процессуальные нарушения, опровергаются материалами дела. Кроме этого, в ходе судебного заседания представитель привлекаемого лица факт выявленных нарушений не оспаривал, при составлении документов представитель присутствовал, процессуальные документы получены в сроки, предусмотренные законодательством.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение принято с учетом обстоятельств дела и поэтому оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

Доводы жалобы не являются основаниями к отмене законного постановления, нарушений норм процессуального права не допущено.

Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах срока привлечения к административной ответственности и в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, суд не усматривает оснований для его отмены.

Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда Республики Саха (Якутия) ФИО2 от 31 мая 2018 года № 8-ПП/2018-1/11/84/30/25 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» оставить без изменения, а жалобу представителя ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии постановления в Верховный суд РС (Я) через Якутский городской суд РС (Я).

Судья: М.В. Макаров