Дело № (12-1336/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского районного суда <адрес> Анищенко Т.В.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО3,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО4, представителя административного органа ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора <адрес>ФИО6 на постановление административной комиссии <адрес>№ от 07.09.2021г. по ч.2 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>» (далее – Закон №-ПК) в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии № от 07.09.2021г. ИП ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>» по ст. 6.6 Закона №-ПК, ему назначено наказание в виде предупреждения.
Определением судьи в судебном заседании 28.01.2022г. прокурору был восстановлен срока для подачи протеста на постановление № от 07.09.2021г.
Из постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410924:62, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под многоквартирный жилой дом, ИП ФИО7 допустил размещение некапитального нестационарного строения – павильона «Торты К8», без учета разрешенного вида использования для данного земельного участка, что является нарушением п.9.4.4.2 «Правил благоустройства территории <адрес>», утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Не согласившись с постановлением, прокурор просит его отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что сам по себе факт использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, в связи с чем, за указанное деяние недопустимо привлекать к административной ответственности, предусмотренной законом субъекта РФ. Кроме того, порядок размещения нестационарных торговых объектов на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы распространяется только на случаи установки данных объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а в данном случае, нестационарный торговый объект расположен на земельном участке, который не находится в государственной или муниципальной собственности, поэтому порядок его размещения и использования устанавливается собственниками земельного участка. Анализ норм ст. 20.6 Закона пермского края от 14.09.211г. №-ПК «О градостроительной деятельности в <адрес>», при отнесении некапитального строения к элементам благоустройства придомовой территории, размещение их на земельном участке с разрешенным использованием «под жилой дом» не исключается. Так указано на то, что постановление административной комиссии не мотивировано, поскольку в нем не указано положение какого конкретного нормативно правового акта, прямо запрещающего размещение некапитального нестационарного строения, сооружения на земельном участке с разрешенным использованием «под жилой дом» нарушены ИП ФИО8, что является нарушением ст. 29.10 КоАП РФ.
ИП ФИО7 в суд не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении от него не поступало.
В судебном заседании прокурор доводы протеста поддерживал.
Представитель Административной комиссии <адрес>, против удовлетворения протеста возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста и заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч.2 по ст. 6.15 Закона №-ПК (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) наступает за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, выразившееся в размещении некапитальных нестационарных строений, сооружений лицом, являющимся их собственником или иным законным владельцем, собственником либо иным законным владельцем земельного участка, на котором размещаются такие объекты, либо лицом, осуществляющим управление земельными участками, входящими в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, на придомовой территории, либо на иных земельных участках, на которых размещение таких объектов не допускается, за исключением случаев, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 9.4.4.2 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020г. № установлено, что размещение нестационарных объектов:
- не допускается на детских и спортивных площадках, на газонах, цветниках, а также на объектах озеленения общего пользования, за исключением объектов озеленения (парк, сад, сквер), на которых возможно размещение нестационарных объектов в соответствии с перечнем объектов озеленения общего пользования, утверждаемым правовым актом администрации <адрес>,
- должно соответствовать установленным видам разрешенного использования земельных участков (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством действие градостроительных регламентов на земельные участки не распространяется, а также случаев использования земель или земельных участков при размещении Нестационарных объектов без предоставления земельных участков в соответствии с законодательством),
- не допускается в границах территорий объектов культурного наследия, если в соответствии с требованиями к градостроительным регламентам и режимами использования земель данных территорий размещение Нестационарных объектов отдельных видов запрещено, а также в границах зон охраны объектов культурного наследия, если в соответствии с требованиями к градостроительным регламентам и режимами использования земель данных зон охраны размещение Нестационарных объектов отдельных видов запрещено.
И материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410924:62 по адресу <адрес>, относится к категории земель - земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование – под многоквартирный жилой дом. Допустимая этажность расположенного на данном земельном участке жилого дома составляет 4 и выше этажа.
ДД.ММ.ГГГГ начальником и главным специалистом сектора потребительского рынка <адрес>, в соответствии с заданием № от ДД.ММ.ГГГГ, проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410924:62 по адресу <адрес>, в ходе которого выявлено расположение павильона «Торты К8», то есть размещение некапитального нестационарного строения, без учета вида разрешенного использования земельного участка, что является нарушением абз.3 п. 9.4.4.2 Правил благоустройства территории <адрес>, утвержденных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, что зафиксировано в акте от 02.08.2021г.
Указанные в акте от 02.08.2021г. нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 6.<адрес> «Об административных правонарушениях в <адрес>» и последующего привлечения ИП ФИО7 к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 утвержден классификатора видов разрешенного использования земельных участков согласно приложению к которому, вид разрешенного использования земельного участка «среднеэтажная жилая застройка» согласно его описанию предполагает размещение многоквартирных домов этажностью не выше 8 этажей; благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 20% от общей площади помещений дома.
Согласно п.38 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно содержанию п. 38 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нестационарный объект относится к элементу благоустройства, применяемого в качестве составных частей благоустройства территории, вместе с тем, если благоустройство не является видом разрешенного использования земельного участка, элементы благоустройства допустимы только в качестве дополнительного использования земельного участка к основному при их совместной реализации.
Исходя из буквального толкования статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", порядок размещения нестационарных торговых объектов на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы распространяется только на случаи установки данных объектов на землях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
Земельный участок, на котором расположено выявленное некапитальное строение, не находится в государственной либо муниципальной собственности, соответственно, порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на нем устанавливается собственником земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Статьей 20.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 805-ПК (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О градостроительной деятельности в <адрес>" (принят ЗС ПК ДД.ММ.ГГГГ) определены общие подходы к благоустройству придомовых территорий, а именно:
Правилами благоустройства территорий муниципальных образований <адрес>, помимо вопросов, указанных в части 2 статьи 45.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", может регулироваться вопрос благоустройства придомовых территорий с учетом общих подходов, определенных настоящей статьей (п.1).
На придомовой территории размещаются основные объекты и элементы благоустройства, а также дополнительные объекты и элементы благоустройства (п.2).
К основным объектам и элементам благоустройства придомовой территории (далее - основные элементы благоустройства) относятся: детские и (или) спортивные площадки и (или) площадки для отдыха либо скамейки для отдыха; озеленение, включая цветники, газоны; тротуары и (или) внутренние проезды; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (при условии отсутствия в соответствующем многоквартирном доме мусоропровода или при его нефункционировании, а также отсутствия иных способов накопления и сбора твердых коммунальных отходов); урны; элементы освещения; парковка (парковочные места), и (или) ограждение (включая шлагбаум), и (или) нестационарное помещение поста охраны (п.3).
Дополнительными объектами и элементами благоустройства придомовой территории (далее - дополнительные элементы благоустройства) являются объекты и элементы благоустройства придомовой территории, не относящиеся к основным элементам благоустройства, в том числе некапитальные нестационарные строения и сооружения (п.4).
Таким образом, анализ приведенных норм в их совокупности позволяет согласиться с доводами прокурора о том, что при отнесений некапитальных нестационарных объектов к элементам благоустройства придомовой территории, размещение их на земельном участке с разрешенным использованием «под многоквартирный жилой дом» не исключается.
Согласно п.п.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с пп.6 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Из анализа приведенных норм и оценки в совокупности имеющиеся в деле доказательств, судья приходит к выводу о том, что постановление административной комиссии <адрес> о привлечении ИП ФИО7 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>» не может быть признано законным и обоснованным, поскольку выводы о виновности ИП ФИО7 в совершении вменяемого правонарушения, а также установленные по делу обстоятельства, не были подтверждены достаточными, допустимыми и относимым к делу доказательствами.
Договором аренды земельного участка от 01.05.2021г. подтверждается, что земельный участок для размещения ИП ФИО8 некапитального нестационарного строения (киоска) был предоставлен его собственниками – собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес>.
Доводы прокурора о том, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, является не мотивированным, в нарушение положений ст. 29.10 КоАП РФ, судья признает обоснованными, поскольку в постановлении не указано положения какого конкретного нормативного правового акта, прямо запрещающего размещение некапитального нестационарного строения, сооружения на земельном участке с разрешенным использованием «под многоквартирный жилой дом» нарушены со стороны ИП ФИО7, учитывая, что согласно п. 9.4.4.2 Правил благоустройства, не допустимыми являются только случаи размещения нестационарного строения, указанные в абзаце 1 и 3 названного пункта.
В то время как административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусмотрена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ, то есть федеральным законом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, нарушение правил благоустройства территорий муниципального образования <адрес>, выразившееся в размещении некапитального нестационарного строения ИП ФИО8, не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с вышеизложенным постановление подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств на основании которых оно было вынесено, а производство по делу об административном правонарушении в отношении подлежит прекращению.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Протест заместителя прокурора <адрес>ФИО6 удовлетворить.
Постановление административной комиссии <адрес>№ от 07.09.2021г. о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного по ч.2 ст. 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «Об административных правонарушениях в <адрес>» отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2 ФИО1 - прекратить.
Решение в течение 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес>.
Судья: Т.В. Анищенко