ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/10-7-66К от 10.07.1966 Новгородского областного суда (Новгородская область)

  Судья - Макарова Л.В. Дело №12-133/10 - 7-66К

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород 12 июля 2010 года

Судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: <...>, Васильева И.Ю., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу ФИО1 на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 июня 2010 года, которым оставлено без изменения постановление о назначении административного наказания Номер, вынесенное 18 января 2010 года заместителем руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Западному Федеральному округу, в отношении

ФИО1, ... года рождения, уроженки Адрес, зарегистрированной по месту жительства по Адрес, работающей исполнительным директором ФИО2

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

у с т а н о в и л:

13 ноября 2009 года прокурором Великого Новгорода вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 о том, что в нарушение требований Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Постановления Правительства Российской Федерации №6 от 08 января 2003 года «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», она, являясь должностным лицом - исполнительным директором Кооператив (далее - Кооператив) допустила отсутствие разработанных правил внутреннего контроля и программы его осуществления, а также допустила отсутствие специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ.

Постановлением о назначении административного наказания Номер, вынесенным заместителем руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по СЗФО, должностное лицо ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Судьёй вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласна ФИО1

В поданной в порядке пересмотра жалобе ФИО1 просит отменить вынесенные в отношении неё постановление и решение, как незаконные и необоснованные, мотивируя тем, что 25 мая 2009 года она не была назначена на должность исполнительного директора Кооператива, так как трудового договора с нею не заключалось, подобного волеизъявления с её стороны не было. Более того, как следует из Устава Кооператива, принимать на работу и увольнять с неё исполнительного директора может только Правление Кооператива, которое было избрано лишь 12 ноября 2009 года.

Прокурор Великого Новгорода в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, поэтому полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав ФИО1, ее защитника Изотова М.В., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

Из материалов дела видно, что 01 июня 2009 года Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы России №9 по Новгородской области в качестве юридического лица зарегистрирован Кооператив. В качестве видов экономической деятельности Кооператив указаны: финансовый лизинг, предоставление потребительского кредита, предоставление займов промышленности, предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, капиталовложения в ценные бумаги, деятельность дилеров. Следовательно, Кооперативом осуществляется деятельность, связанная с операциями с денежными средствами.

Согласно п.2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ №6 от 08 января 2003 года утверждён порядок правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Так, данным Постановлением Правительства РФ установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке (п.1).

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения (пункт 2 Постановления Правительства РФ №6 от 08 января 2003 года).

Федеральным законом от 17 июля 2009 года №163-ФЗ в ст. 5 Федерального закона внесены изменения и в её состав включены также кредитные потребительские кооперативы. Указанные изменения вступили в законную силу с 30 июля 2009 года.

Федеральным законом от 18 июля 2009 года №190-ФЗ «О кредитной кооперации» определено понятие кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Названный Федеральный закон вступил в законную силу 04 августа 2009 года.

Исходя из устава Кооператива и целей его деятельности, Кооператив является кредитным потребительским кооперативом, следовательно, на него распространяют своё действие Федеральный закон и Постановление Правительства РФ № 6 от 08 января 2003 года.

Таким образом, в срок до 01 сентября 2009 года Кооператив обязан был выполнить требования п.2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001 года действующего законодательства.

Протоколом №1 Учредительного собрания Кооператив от 25 мая 2009 года ФИО1 назначена на должность исполнительного директора и уполномочена на выполнение необходимых действий по государственной регистрации Кооператив

Данным документом подтверждается факт наделения ФИО1 полномочиями исполнительного директора, то есть руководителя Кооператива, который является единоличным исполнительным органом Кооператива. Доказательств того, что в период с 01 июня 2009 года до 12 ноября 2009 года обязанности руководителя исполняло другое лицо не представлено, а потому доводы жалобы подлежат отклонению.

Следовательно, в силу приведённых выше положений действующего законодательства именно на ФИО1 лежала обязанность по утверждению правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначении специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, что свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.

Факт его совершения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 ноября 2009 года, объяснениями ФИО1 от 13 ноября 2009 года, протоколом №1 Учредительного собрания Кооператив от 25 мая 2009 года, свидетельством о государственной регистрации юридического лица Номер, Уставом Кооператив, и по существу не оспаривались ФИО1

Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ст. 15.27 КоАП РФ, с учётом положений главы 4 КоАП РФ.

Учитывая установленные обстоятельства, а также исходя из того, что по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы рассмотреть дело об административном правонарушении полно, всесторонне и объективно, оснований для отмены или изменения постановления и решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление о назначении административного наказания Номер от 18 января 2010 года заместителя руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Западному Федеральному округу и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 17 июня 2010 года в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в силу с момента вынесения.

Судья Новгородского областного суда И.Ю. Васильева