ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/16 от 20.01.2016 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

№ 12-133/2016

РЕШЕНИЕ

20 января 2016 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Попов Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ф.И.О. на постановление заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ф.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о назначении административного наказания,

установил:

постановлением заместителя руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ф.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о назначении административного наказания государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница (далее также ГБУЗ АО «АОКБ», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ГБУЗ АО «АОКБ» - и.о. главного врача Ф.И.О. - подал жалобу о его отмене и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения.

В судебном заседании составитель протокола Ф.И.О. пояснила, что основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

ГБУЗ АО «АОКБ», извещённое о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание законного представителя и (или) защитника не направило, об отложении разбирательства не просило.

Выслушав должностное лицо, исследовав доводы жалобы и материалы дела, судья не находит оснований для пересмотра постановления.

Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, ГБУЗ АО «АОКБ» на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-29-02-00393 осуществляет фармацевтическую деятельность, в том числе в производственной аптеке по адресу г. Архангельск, <адрес>.

В ходе проведённой в период с 18 августа по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ф.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ-О/15 плановой выездной проверки ГБУЗ АО «АОКБ» было установлено, что образец «Глюкоза раствор для внутреннего применения 5% 100 мл, бутылки стеклянные» не соответствует требованиям Единых правил оформления лекарств, изготовляемых в аптеке по показателю «маркировки» (наименование лекарственного препарата написано на латинском языке, предупредительная надпись «питье для новорожденных» написана от руки на белом фоне).

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом Территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении ГБУЗ АО «АОКБ» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законом - частью 1 статьи 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» - установлено, что изготовление лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляется по рецептам на лекарственные препараты, по требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций в соответствии с правилами изготовления и отпуска лекарственных препаратов, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 1.4 Инструкции по приготовлению жидких лекарственных форм, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, внутриаптечный контроль жидких лекарственных форм на стадиях изготовления, после изготовления и при отпуске из аптеки осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, приказов и инструкций.

В соответствии с п. 19 Единых правил оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях (предприятиях) различных форм собственности, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Единые правила оформления), все обозначения в тексте этикеток, способ применения и предупредительные надписи должны быть напечатаны типографским способом на русском или местном языках.

В соответствии с п. 14 Единых правил оформления предупредительная надпись «для новорожденных» оформляется на зеленом фоне белым шрифтом.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Правильность выводов должностного лица о наличии события административного правонарушения и вине ГБУЗ АО «АОКБ» подтверждается имеющимися в материалах дела документами, а именно приказом о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ-О/15, протоколом отбора образцов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГГК-10/15, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, лицензией на осуществление ГБУЗ АО «АОКБ» фармацевтической деятельности и уставом Учреждения.

Приведённые доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка. Данных о какой-либо заинтересованности сотрудников Территориального органа Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, их небеспристрастности к ГБУЗ АО «АОКБ» или допущенных ими злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение факты, указанные должностными лицами в составленных процессуальных документах, отсутствуют.

Вина ГБУЗ АО «АОКБ» в рассматриваемом случае выразилась в том, что оно надлежащим образом не организовало свою деятельность в целях соблюдения Единых правил оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях, своевременно не выявило нарушения и не устранило их.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ГБУЗ АО «АОКБ» всех зависящих от него мер по соблюдению правил маркировки лекарственных средств, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины ГБУЗ АО «АОКБ» в совершении вменённого ему административного правонарушения.

К доводам жалобы о том, что спорная партия изготовлялась не для использования в отделениях больницы, а для проверки контроля качества лекарства, судья относится критически и расценивает их как способ уклониться от ответственности, поскольку ни во время отбора образцов, ни в момент ознакомления с актом проверки и протоколом об административном правонарушении представители ГБУЗ АО «АОКБ» на указанное обстоятельство не ссылались.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюдён, и данный факт в жалобе не оспаривается.

Содержащаяся в жалобе просьба признать правонарушение малозначительным не может быть удовлетворена в силу следующего.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Допущенное ГБУЗ АО «АОКБ» правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства являются Единые правила оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях, которые разработаны в том числе для привлечения к ним внимания с целью исключения возможных ошибок при их использовании, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Высокий минимальный размер штрафа, установленный санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, указывает на высокую общественную опасность данного правонарушения, поскольку нарушение правил оформления лекарств влечёт за собой особого рода правовые последствия, а именно, угрозу общественным правоотношениям.

Выявленные нарушения правил оформления лекарств, предназначенных для новорождённых, вызывают серьёзные опасения, поскольку влекут возможность причинения вреда жизни и здоровью.

Отсутствие вредных последствий административного правонарушения само по себе не является основанием отнесения правонарушения к малозначительным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ является формальным.

Общественная опасность в рассматриваемом случае выражается в пренебрежительном отношении ГБУЗ АО «АОКБ» к исполнению возложенных на него обязанностей.

Административное наказание ГБУЗ АО «АОКБ» назначено с применением п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального с учётом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствий, имущественного и финансового положения ГБУЗ АО «АОКБ».

Назначенное наказание отвечает принципу справедливости и направлено на предупреждение совершения ГБУЗ АО «АОКБ» новых правонарушений, воспитание у него уважения к требованиям закона и правам других лиц.

Нормы материального права применены и истолкованы должностным лицом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, правовых оснований для пересмотра постановления не имеется.

Судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление заместителя руководителя Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ф.И.О. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о назначении административного наказания оставить без изменения, жалобу Ф.И.О. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.А. Попов