ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/17 от 01.11.2017 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Ронгонен М.А.

№ 12-133/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

01.11.2017

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ООО "ПКХ "Водоснабжение" на постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 28.08.2017, представление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 28.08.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ООО "ПКХ "Водоснабжение",

установил:

постановлением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 28.08.2017 ООО "ПКХ "Водоснабжение" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Представлением судьи Сегежского городского суда Республики Карелия об устранении причин и условий совершения правонарушения от 28.08.2017, внесенным Обществу, обращено внимание на несоответствие гигиеническим нормативам воды, подаваемой абонентам, как на условие, способствовавшее совершению правонарушения. На Общество возложена обязанность принять меры по устранению данного нарушения.

С постановлением не согласно Общество, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что отсутствие протоколов лабораторных исследований проб речной и питьевой воды по микробиологическим показателям не свидетельствует о микробиологическом загрязнении воды и не подтверждает состав правонарушения. Рабочей программой производственного контроля, утвержденной органом Роспотребнадзора и руководителем органа местного самоуправления, на Общество не возложен санитарно-вирусологический контроль качества исходной и питьевой воды. В трех пробах речной и питьевой воды в ходе административного расследования обнаружен РНК ротавируса группы А (иные вирусы не обнаружены), но на день вынесения постановления Общество расторгло договор аренды муниципальных водопроводных очистных сооружений. Обнаружение ротавируса в пробах воды трех дошкольных учреждений из 20 социальных объектов не является показателем вспышечной заболеваемости населения, свидетельствующим согласно п. 2.4 МУК 4.2.2029-05 об эпидемической небезопасности воды. В пробах воды, отобранных в ходе производственного контроля и административного расследования, микроорганизмов не обнаружено. Исследования на предмет гомологичности РНК вирусов, выделенных из воды и биологических материалов больных, не проводились. Пути возникновения и передачи кишечной инфекции не исследовались. Причины и условия, способствующие совершению правонарушения, не выяснялись. Не принято во внимание то обстоятельство, что комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принято решение о направлении письма в орган Роспотребнадзора о нецелесообразности прекращения использования питьевой воды. Имеющиеся водопроводные сооружения построены без ступени для удаления вирусов из воды, и Общество не имеет иной возможности для обеззараживания воды иначе как путем использования хлора. Требуется строительство новых очистных сооружений, что является обязанностью органа местного самоуправления, но соответствующая проектная документация не разработана. Вина Общества в несоответствии воды микробиологическим показателям не установлена, Общество действовало в состоянии крайней необходимости.

Также Обществом подана жалоба на внесенное в его адрес представление судьи от 28.08.2017, мотивированная тем, что в ходе рассмотрения дела не устанавливались причины совершения правонарушения, а лишь констатирован факт несоответствия воды требованиям санитарных правил, в связи с чем представление судьи не отвечает признаку исполнимости. При этом не дана оценка доказательствам, представленным Обществом в опровержение своей вины в совершении правонарушения. В жалобе также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования представления судьи.

С учетом обстоятельств дела и положений ст. 30.3 КоАП РФ полагаю возможным восстановить Обществу срок обжалования представления судьи об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Заслушав директора Общества Тихомирову Н.В., поддержавшую доводы жалоб, представителей административного органа (...) возражавших против удовлетворения жалоб, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п.п. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Аналогичные положения содержатся в п.п. 3.1, 3.2 СП 3.1/3.2.3146-13.

Пунктами 1-3 ст. 32 Закона № 52-ФЗ предусмотрена обязанность по осуществлению производственного контроля (в том числе путем проведения лабораторных исследований и испытаний) за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в процессе реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон № 416-ФЗ) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Согласно п. 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены пунктом 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 (далее - Правила). В числе них указано требование об отсутствии спор сульфитредуцирующих клостридий в 20 мл пробы, что определяется при оценке эффективности технологии обработки воды. Пунктом 4.2 Правил предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается, в том числе, юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе, в соответствии с которой при эксплуатации системы водоснабжения осуществляется контроль качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Пунктом 4.3 и таблицей 6 Правил установлены количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований в ходе производственного контроля. Для поверхностных источников предусмотрен ежемесячный отбор проб на исследование по микробиологическим показателям.

Согласно ст. 21 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющее водоснабжение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение из-за существенного ухудшения качества воды. К критериям существенного ухудшения качества воды приказом Роспотребнадзора от 28.12.2012 № 1204 отнесены, в том числе, присутствие в повторной пробе контагиозных инфекционных возбудителей вирусного и бактериального происхождения.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные в ходе административного расследования 23.05.2017 в 09 час. 15 мин. по адресу: г. Сегежа, ул. Заводская, те обстоятельства, что Общество, осуществляя обслуживание водопроводных очистных сооружений (далее - ВОС), допустило нарушения п.п. 1 и 2 ст. 19, п. 1 ст. 32 Закона № 52-ФЗ, ч.ч. 1 и 2 ст. 25 Закона № 416-ФЗ, п.п. 2.2, 3.1, 4.2 Правил, п.п. 3.1, 3.2 СП 3.1/3.2.3146-13, а именно:

1 качество воды, поставляемой Обществом потребителям, не соответствует гигиеническим нормам (в воде обнаружена РНК ротавируса группы А);

2. производственный контроль качества питьевой воды, отобранной на водоочистной станции 2-го подъема, в соответствии с рабочей программой не производился в марте 2017 г., в апреле и мае 2017 г. проведен не в полном объеме (отсутствуют исследования по показателю споры сульфитредуцирующих клостридий);

3. производственный контроль качества питьевой воды, отобранной на поверхностном источнике 2 класса - водозаборе г. Сегежа (р. Сегежа), на водоочистной станции 1-го подъема, в марте 2017 не проводился (отсутствуют исследования по всем показателям).

Вместе с тем, выводы административного органа и судьи о непроведении Обществом в марте 2017 г. исследований по всем показателям рабочей программы производства контроля качества питьевой воды, отобранной на ВОС 2-го подъема, а также о неосуществлении в тот же месяц производственного контроля качества питьевой воды на водозаборе р. Сегежа, не находят достаточного подтверждения. Так, Обществом представлены протоколы лабораторных исследований, из которых следует, что предприятие 10.03.2017 и 27.03.2017 в целях производственного контроля осуществило отбор проб на ВОС 2-го подъема, которые были исследованы по ряду микробиологических показателей. Кроме того, Общество в данных целях 10.03.2017, 20.03.2017 и 27.03.2017 осуществило отбор проб на водозаборе р. Сегежа. Данные пробы исследованы по ряду органолептических, микробиологических и паразитологических показателей. В связи с этим вышеуказанные выводы подлежат исключению из объема вмененных Обществу нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В остальной части состав административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, рабочей программой производственного контроля, протоколами лабораторных исследований, экспертными заключениями, сигнальными листами о регистрации инфекционных заболеваний, картами эпидемиологического обследования детей, иными материалами дела, объяснениями представителей административного органа.

Из представленных доказательств следует, что в марте 2017 г. неоднократно зарегистрированы случаи возникновения у детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях г. Сегежа, инфекционных заболеваний, вызванных ротавирусной инфекцией. В реке Сегежа обнаружена РНК ротавирусов группы А. В образцах питьевой воды, отобранной из системы централизованного водоснабжения детских садов, также обнаружена РНК ротавирусов группы А, и не исключен водный путь передачи вирусной инфекции. Между тем, в условиях подобной санитарно-эпидемиологической ситуации Общество не в полном объеме в апреле и мае 2017 г. проводило производственный контроль на ВОС 2-го подъема (отсутствуют исследования по показателю споры сульфитредуцирующих клостридий). В марте также не осуществлялся производственный контроль качества воды на ВОС 1-го подъема, в то время как соответствующие точки отбора проб предусмотрены рабочей программой.

Доводы подателя жалобы о наличии в его действиях крайней необходимости, отсутствии обязанности по осуществлению санитарно-вирусологического контроля качества воды, отсутствии микробиологического загрязнения воды и невозможности предотвратить вирусное загрязнение воды, поступающей из р. Сегежа, подлежат отклонению. Так, организация, осуществляющая эксплуатацию ВОС и централизованное водоснабжение, в своей деятельности должна учитывать возможность загрязнения (в т.ч. вирусного) воды, поступающей из водозабора. В связи с этим данная организация обязана в полном объеме осуществлять производственный контроль с должной регулярностью по микробиологическим показателям. Результаты микробиологического исследования согласно п. 2.1 МУК 4.2.2029-05 могут явиться косвенными показателями вирусного загрязнения воды. Они могут также послужить основаниями для обращения в орган Роспотребнадзора в целях проведения внепланового санитарно-вирусологического контроля и для принятия иных экстренных мер, предусмотренных ст. 21 Закона № 416-ФЗ. Однозначно утверждать об отсутствии в марте - мае 2017 г. микробиологического загрязнения воды возможно также при условии осуществления производственного контроля по всем приведенным показателям с должной периодичностью. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих осуществление производственного контроля в полном объеме, Обществом не представлено.

Ссылка подателя жалобы на отсутствие исследований на предмет гомологичности РНК вирусов, выделенных из воды и биологических материалов больных, также подлежит отклонению, поскольку законодательство и методические указания (МУК 4.2.2029-05) не предусматривают гомологичность РНК в качестве обязательного показателя, свидетельствующего о вирусном загрязнении воды. Непосредственное заражение детей ротавирусной инфекцией Обществу обжалуемым постановлением не вменяется. При этом факт вирусного загрязнения воды в системе водоснабжения г. Сегежа с очевидностью подтверждается материалами дела, в том числе экспертными заключениями, и по существу не оспаривается Обществом.

Учитывая изложенное, в действиях Общества правомерно усмотрен состав административного правонарушения, действия предприятия квалифицированы правильно. Назначенное административное наказание соответствует минимальной санкции статьи.

Иные доводы жалобы на постановление судьи, в том числе о состоянии очистных сооружений, расторжении договора их аренды, действиях государственных органов и органов местного самоуправления, не исключают вину Общества, не опровергают состав административного правонарушения и обоснованность назначенного наказания.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, из материалов дела не следует. В связи с этим постановление судьи подлежит оставлению по существу без изменения с исключением ряда нарушений из объема вмененных Обществу нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Вместе с тем, обжалуемое представление судьи не отвечает требованиям ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, согласно которой в представлении должны быть указаны конкретные причины и условия совершения правонарушения, установленные судьей в ходе рассмотрения дела. В обжалуемом представлении не содержится ссылок на подобные причины и условия совершения правонарушения. К таковым не может быть отнесено несоответствие качества водопроводной воды гигиеническим нормативам, поскольку данное обстоятельство является частью события административного правонарушения, за совершение которого Обществу назначено административное наказание. В связи с этим представление судьи подлежит отмене как вынесенное с нарушением требований ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7, ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 28.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении ООО "ПКХ "Водоснабжение" по существу оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Исключить из постановления судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 28.08.2017 по настоящему делу выводы о непроведении ООО "ПКХ "Водоснабжение" в марте 2017 г. исследований по всем показателям рабочей программы производства контроля качества питьевой воды, отобранной на водоочистной станции 2-го подъема, а также о неосуществлении производственного контроля качества питьевой воды, отобранной на водозаборе р. Сегежа, в марте 2017 г.

Представление судьи Сегежского городского суда Республики Карелия от 28.08.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесенное в адрес ООО "ПКХ "Водоснабжение", отменить.

Судья

С.В. Щепалов