ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/17 от 16.01.2018 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес> 16 января 2018 года

Судья Когалымского городского суда <адрес> - Югры ФИО1,

с участием представителя юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», <данные изъяты> ИФНС России по <адрес> ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: 626486, РФ, <адрес>, ХМАО-Югра, <адрес>, к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа 21 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз» ФИО3 обратился в суд с жалобой и просит постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 21 000 руб. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая на то, что согласно оспариваемому постановлению, Обществу вменяется нарушение требований статей 3,6 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Данные нормы содержат общие требования и не обязывают юридические лица предоставлять в государственные надзорные органы информацию о проводимых плановых работах, на принадлежащих им объектах. Также ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» вменяется невыполнение положений Постановления Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к разработке планов по предупреждения и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории <адрес>-Югры». Согласно приложению к вышеназванному Постановлению Правительства ХМАО-Югры утверждена типовая форма оперативного сообщения, именно, об аварии (инциденте). Также в данном приложении указано о том, что в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды предприятием направляются сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа, согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе, которые могут привести к ЧС (Н). Однако, на обозначенном в оспариваемом постановлении участке, аварий (инцидентов) не было. Также на данном участке не происходило разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. В связи с этим, у ООО у ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» оснований направлять оперативное сообщение в соответствующие уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа не имелось. Кроме того, в оспариваемом постановлении Природназдор Югры указывает на отсутствие информации о загрязненном (по мнению административного органа) участке, в Реестре загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов (далее Реестр). В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к разработке планов по предупреждения и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории <адрес> - Югры», Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <адрес> - Югры, утвержденным Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 299-п к полномочиям Природнадзора Югры относится ведение Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа. При этом пунктом 5.1. Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к разработке планов по предупреждения и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории <адрес> - Югры» Природнадзору Югры вменена обязанность обеспечить сбор информации об аварийности. Информация в Реестре отсутствует, поскольку аварий на данном участке не происходило, а Природнадзор Югры вносит информацию в Реестр исключительно на основании сообщений об авариях.

В судебном заседании представитель юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО4 на удовлетворении жалобы настаивал.

Изучив жалобу, выслушав представителя юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО4, исследовав материалы дела, прихожу к следующему:

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами; не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Административная ответственность по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Санкция ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенного анализа поступивших материалов о загрязнении лесного участка нефтесодержащей жидкостью на территории <адрес> г границах квартала 84 выдела 16, Арантурского урочища, Арантурского участкового лесничества, Территориального отдела - Советское лесничество установлен факт сокрытия экологической информации, со стороны ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз».

При патрулировании в лесах ДД.ММ.ГГГГ в границах ТО - Советское лесничество, Арантурское участковое лесничество, Арантурское урочище. квартала , выдела 16 в географических координатах 60,90208 с.ш. 64,16821 в.д., в районе К-31 Даниловского лицензионного участка, ЦДНГ— ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз», нефтепровод «от АГЗУ-31 до т.вр.» в 16:15 выявлен факт загрязнения участка лесного фонда нефтесодержащей жидкостью.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки .05-642 от ДД.ММ.ГГГГ Советского отдела Природнадзора Югры, в выделе 16 квартала 84 Арантурского урочища Арантурского участкового лесничества ведущим инженером филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО - Югре ФИО5 (служебное удостоверение /х от ДД.ММ.ГГГГ) проведены мероприятия по отбору 2 проб с целью подтверждения факта загрязнения окружающей среды (1 проба - с незагрязненного участка лесного фонд, 2 проба - с загрязнённого участка лесного фонда).

Согласно заключению исх. от ДД.ММ.ГГГГ по результатам количественного химического анализа (КХА) проб почв, отобранных на территории лесного участка, расположенного в границах ТО - Советское лесничество Арантурское участковое лесничество, Арантурское урочище, квартал 84. выдела 16 в зоне деятельности ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз», Даниловское месторождение, проба почвы (протокол КХА -п от ДД.ММ.ГГГГ), отобранная с незагрязненного участка по характеру идентифицируется как органическая, по типу почв -торфяная; проба почвы (протокол КХА -п от ДД.ММ.ГГГГ), отобранная с загрязненного участка представляет собой почву органического происхождения, по типу торфяная. При вскрытии пробы, в образце отмечались видимые признаки нефтяного загрязнения, присутствовал характерный нефтяной запах.

Результаты проведенного анализа проб почвы показали, что в образце с загрязненной территории отмечается отклонение по нефтепродуктам в 30 раз по сравнению со значениями исследуемых ингредиентов с незагрязненного участка. Полученные химико - аналитические данные подтверждают факт техногенного загрязнения окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» гос. инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, доводы, представленные юридическим лицом, о том, что в указанном месте на трубопроводе имело место не авария (инцидент), а проводились работы, материалами дела об административном правонарушении не опровергаются.

Кроме того, в оспариваемом постановлении Природназдор Югры указывает на отсутствие информации о загрязненном (по мнению административного органа) участке, в Реестре загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов (далее Реестр). В соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к разработке планов по предупреждения и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории <адрес> - Югры», Положением о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <адрес> - Югры, утвержденным Постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 299-п к полномочиям Природнадзора Югры относится ведение Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа. При этом пунктом 5.1. Постановления Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к разработке планов по предупреждения и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории <адрес> - Югры» Природнадзору Югры вменена обязанность обеспечить сбор информации об аварийности.

Вместе с тем, информация в Реестре отсутствует, поскольку аварий на данном участке не происходило, следовательно, данное обстоятельство подтверждает тот факт, что оснований для привлечения ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» к административной ответственности не имелось.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа 21 000 руб. - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд <адрес> - Югры через Когалымский городской суд.

Судья: подпись ФИО1

Копия верна, судья:

Подлинный документ подшит в деле Когалымского городского суда ХМАО-Югры