Дело № 12-133/2018 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 19 сентября 2018 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 августа 2018 года ФИО1 привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.
С данным постановлением не согласен ФИО1, который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи районного суда от 21 августа 2018 года отменить и прекратить производство по делу, указывая на в нарушение процессуальных норм: протокол об административном правонарушении был составлен через трое суток после проведения митинга; проведение административного расследования по данному делу законодательством не предусмотрено, в связи с чем, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20.07.2018 г. вынесено незаконно; ФИО1 не был ознакомлен с материалами проверки, прилагаемыми к протоколу. Отмечает, что судья районного суда не установил обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: не выяснено наличие состава административного правонарушения; не выяснена виновность лица, совершившего административное правонарушение; не выявлено надлежащее лицо, совершившее административное правонарушение; не выявлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность; не выяснены характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; не выяснены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; не выяснены иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Утверждает, что о проведении публичного мероприятия в форме митинга Администрация г. Тюмени была уведомлена за 15 дней до даты мероприятия, и, по мнению заявителя жалобы, иные лица не могли раньше подать заявку на проведение иных публичных мероприятий на Центральной площади г. Тюмени, в связи с чем, Администрация г. Тюмени была не вправе требовать переноса места проведения мероприятия. Утверждает, что предложение Администрации г. Тюмени о переносе места проведения мероприятия не является мотивированным, было принято с целью противодействовать организаторам митинга в проведении публичного мероприятия. Утверждает, что уведомление о проведении на Центральной площади г. Тюмени мероприятия «Гонки на самокатах и гироскутерах» было подано только 06.08.2018 года, то есть на следующий день после подачи уведомления ФИО1 Утверждает, что проведение культурно-массового мероприятия, ярмарки и иного мероприятия, не относящегося по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию, само по себе не может являться законным основанием для предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Считает, что проведение гонок на самокатах и гироскутерах по соразмерности, общественной и социальной значимости нельзя сравнивать с обсуждением проекта реформирования пенсионной системы. Утверждает, что предложение Администрации г. Тюмени не было получено в предусмотренных законом трехдневный срок, поскольку указанное предложение было вручено ФИО1 только 10.07.2018 г. Указывает, что органу публичной власти следует использовать все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в указанный срок содержание названных документов до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом. Отмечает, что публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Полагает, что ответ Администрации г. Тюмени от 10.07.2018 г. о том, что уведомление ФИО1 рассмотрено и информация принята к сведению, свидетельствовал о согласовании проведения митинга на Центральной площади г. Тюмени.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав ФИО1, просившего об удовлетворении жалобы, нахожу постановление судьи районного суда от 21 августа 2018 отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьёй 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 г., предусмотрено, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий (пункт 1). Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (пункт 2).
Таким образом Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, предполагается, что осуществление этой свободы налагает соответствующие обязанности и ответственность.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту также - Федеральный закон от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54- ФЗ публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. Частью 4. указанной статьи предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. № 1618-О и от 24 октября 2013 г. № 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). В силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия, при этом формы вины предусмотрены ст. 2.2 указанного Кодекса.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела ФИО1 наряду с иными лицами в Администрацию г. Тюмени было подано уведомление № 93 от 04.07.2018 года, поступившее в Администрацию г. Тюмени 05.07.2018 года, о проведении публичного мероприятия в форме митинга «Против повышения пенсионного возраста и повышения цен на бензин». Место проведения митинга: г. Тюмень, Центральная площадь у памятника В.И. Ленину. Дата и время проведения публичного мероприятия: 20.07.2018 года с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут.
На уведомление от 04.07.2018 г. подавшим его лицам, включая ФИО1, Комитетом по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени был дан ответ от 06.07.2018 г. за № 03-06-2676/8, согласно которому в заявленный день на Центральной площади города Тюмени будет проводиться другое мероприятие. На основании изложенного, орган местного самоуправления предложил изменить место проведения публичного мероприятия и ограничиться митингом в заявленный день и время в г. Тюмени на площади «Борцов революции».
Таким образом, утверждение ФИО1 о том, что предложение Администрации г. Тюмени о переносе места проведения мероприятия не является мотивированным, на фактических обстоятельствах не основано.
Из материалов дела также следует, что в результате дальнейшей переписки между Администрацией г. Тюмени и ФИО1, проведение 20.07.2018 года с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия по адресу г. Тюмень, Центральная площадь у памятника В.И. Ленину согласовано не было. Нахожу, что доводы ФИО1, полагающего, что письмом председателя Комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени от 10.07.2018 года № 03-06-2745/8 подтверждается согласование проведения митинга на Центральной площади г. Тюмени, на материалах дела и содержании данного письма не основаны.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02.04.2009 г. № 484-О-П, оспариваемое законоположение части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов. При недостижении согласия между субъектами рассматриваемых правоотношений организаторы публичного мероприятия вправе защитить свои права в судебном порядке. Такая возможность прямо закреплена в статье 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно которой решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела организаторы публичного мероприятия, предполагаемого к проведению с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут 20.07.2018 года на Центральной площади г. Тюмень у памятника В.И. Ленину, не достигнув согласия с административными органами г. Тюмени о месте его проведения, предусмотренных действующим законодательством мер к защите своих прав в судебном порядке не предприняли, что также было подтверждено ФИО1 при рассмотрении его жалобы вышестоящим судом. В то же время доводы жалобы ФИО1 в вышестоящий суд относительно правомерности и обоснованности действий административных органов по согласованию места проведения публичного мероприятия, с учётом, в частности, состава участвующих в делах соответствующих категории лиц и распределения между ними бремени доказывания, выходят за рамки предмета рассмотрения по данному делу.
В отношении ФИО1 старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени ФИО2 23 июля 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, в котором содержится указание на то, что в нарушение требований ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ ФИО1 20 июля 2018 года в период времени с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут на Центральной площади города Тюмени, расположенной по адресу: <...>, провел несанкционированное публичное мероприятие в форме митинга «Против повышения пенсионного возраста и повышения цен на бензин». Своими действиями ФИО1 нарушил положения статьи 3, части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», за что установлена административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе:
- уведомлением от ФИО1 и иных лиц от 04.07.2018 г. № 93 о проведении публичного мероприятия в форме митинга «Против повышения пенсионного возраста и повышения цен на бензин». Место проведения митинга: г. Тюмень, Центральная площадь у памятника В.И. Ленину. Дата и время проведения публичного мероприятия: 20.07.2018 года с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут;
- ответом Администрации г. Тюмени от 06.07.2018 г. № 03-06-2676/8 с предложением изменить место проведения публичного мероприятия и провести митинг в заявленный день и время в г. Тюмени на площади «Борцов революции»;
- письмами Администрации г. Тюмени от 06.07.2018 г. № 03-06-2676/8; от 10.07.2018 № 03-06-2745/8, от 20.07.2018 г. № 03-06-2676/8;
- рапортами старшего инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Тюмени ФИО2 от 20.07.2018 г., ИППС 2 роты ОБППСП УМВД России по г. Тюмени ФИО3, ИППС 1 роты ОБППСП УМВД России по г. Тюмени ФИО4, врио начальника ОУУП и ПДН ОП № 4 УМВД России по г. Тюмени ФИО5, старшего УУП ОП № 4 УМВД России по г. Тюмени ФИО6, согласно которым, 20 июля 2018 года в период времени с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут на Центральной площади города Тюмени ФИО1 проведено публичное мероприятие в форме митинга с количеством участников около 2000 человек, которое не было согласовано органами исполнительной власти;
- определением от 20.07.2018 года о возбуждении в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ;
- скриншотами к административному материалу по факту проведенного публичного мероприятия в форме митинга без согласования 20.07.2018 г.;
- протоколом об административном правонарушении от 23.07.2018 г.;
- объяснениями ФИО1 от 23.07.2018 г.;
Нахожу, что в ходе рассмотрения дела судьёй районного суда было правильно установлено, что ФИО1, являлся организатором публичного мероприятия, что данным лицом не оспаривается, несогласованного вопреки императивным требованиям части 5 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54- ФЗ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" следует, что если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, за исключением случая, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения (абзац 3).
С учётом изложенного и норм части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, поскольку ФИО1, как организатор публичного мероприятия, предполагаемого к проведению с 18 часов 00 минут до 20 часов 00 минут 20.07.2018 года на Центральной площади г. Тюмени у памятника В.И. Ленину, 10.07.2018 г., то есть не позднее, чем за 10 дней до назначенного времени проведения публичного мероприятия, знал об отсутствии согласования его проведения с соответствующими административными органами, нахожу, что судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что при разрешении вопроса о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований к выводу о том, что вышеуказанное публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, не имеется.
Нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, с учётом разъяснений, содержащихся, в частности, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", должностными лицами административного органа и судьёй районного суда не допущено, в то время, как указываемые ФИО1 в жалобе в вышестоящий суд обстоятельства в данной части к таким нарушениям отнесены быть не могут. Сведений о нарушении прав ФИО1 в ходе производства по делу об административном правонарушении, в том числе по ознакомлению с материалами дела, в материалах дела не имеется
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что имеющимся в материалах дела доказательствам судьёй районного суда дана оценка, соответствующая требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в пределах, определяемых санкцией ч. 1 ст. 20.2 указанного Кодекса, с учётом требований ст. 4.1 указанного Кодекса, вследствие чего оснований к отмене, либо изменению обжалуемого постановления судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 августа 2018 года в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |