РЕШЕНИЕ
02 апреля 2019 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием защитников Яковлевой М.В., Сыроватской Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-133/2019 по жалобе директора Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» <данные изъяты> на постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное мировым судьей судебного участка №119 Кировского района г. Иркутска Шатаевой О.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
обжалуемым постановлением Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (далее также по тексту – Фонд) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 478 000,00 рублей.
Директор Фонда <данные изъяты> не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель Фонда, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении не заявлял, его неявка не препятствует рассмотрению жалобы.
Защитники Фонда доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Заслушав лиц, участвовавших в производстве по делу, проанализировав доводы жалобы и проверив с учетом положений части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело в полном объеме, судья приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Фонд «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в <адрес>» соблюдены.
Как следует из материалов дела, распоряжением председателя КСП Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в рамках полномочий, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образования» (ст.9), Законом Иркутской области от 07.07.2011 г. №55-оз «О Контрольно-счетной палате Иркутской области», планом деятельности КСП Иркутской области на 2018 г., утвержденной распоряжением председателя КСП Иркутской области от 29.12.2017 г. №147-р назначено проведение контрольного мероприятия. Тема контрольного мероприятия: «Проверка законного и эффективного (экономного и результативного) использования средств областного бюджета, выделенных в <данные изъяты> годах, истекшем периоде <данные изъяты> г. на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на <данные изъяты> г.» Срок проведения контрольного мероприятия: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ КСП <адрес> составлен акт № проверки Фонда в рамках контрольного мероприятия «Проверка законного и эффективного (экономного и результативного) использования средств областного бюджета, выделенных в <данные изъяты> годах, истекшем периоде 2018 года на реализацию мероприятий подпрограммы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на <данные изъяты> годы».
Указанные в акте нарушения, выявленных в ходе проверки послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении Фонда протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вынесению мировым судьей оспариваемого постановления.
Частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно материалам дела, распоряжением <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ создан фонд «Центр поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» (л.д.<данные изъяты>).
Запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с Уставом Фонд является юридическим лицом, не имеющей членства некоммерческой организацией. Основными целями деятельности Фонда являются: финансовое или иное обеспечение выполнения государственных программ Иркутской области, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области (п.п.1.6, 1.7, 2.1).
В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определение объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта РФ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно органов государственной власти субъекта РФ. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством РФ, и содержать положения о обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области установлен постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2012 г. №603-пп.
Перечень документов, представляемых организациями для получения субсидии, определен п. 7 названного Постановления №603-пп (в редакции, действующей на момент предоставления субсидии).
Так, в силу положений названного пункта должно быть представлено обязательство Организации по обеспечению достижения значений показателей результативности использования субсидии, оформленное согласно установленной форме (подпункт «д»).
Постановлением Правительства Иркутской области от 23.10.2014 г. №518-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 года» (далее – госпрограмма). Структура госпрограммы включает подпрограмму «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2015-2020 годы», в рамках основного мероприятия «Содействие деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрено предоставление субсидий на создание и (или) обеспечение деятельности центра кластерного развития на 2016 год.
Законом Иркутской области от 23.12.2015 г. №130-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» утверждены бюджетные ассигнования на 2018 год по государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы», подпрограмме «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2015-2020 годы», основному мероприятию «Содействие деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» на софинансирование расходов на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в объеме 23900,0 тыс. рублей.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Фонд обратился в министерство экономического развития Иркутской области для получения субсидии в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, с приложением документов, в числе которых было письменное обязательство по обеспечению достижения показателей результативности исполнения субсидии.
На основании распоряжения министерства экономического развития Иркутской области «О предоставлении из областного бюджета субсидии Фонду «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ между этим министерством и Фондом было заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, в силу которого Фонду были представлены субсидии в объеме 21700,0 тыс. рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и Фондом заключено дополнительное соглашение от № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым весь объем субсидии за счет средств областного бюджета составил 23 900, 0 тыс. рублей.
Согласно п. 15 (1) Порядка, утвержденного Постановлением №603-пп, отчеты об использовании субсидии и о достижении значений показателей результативности использования субсидии представляются организацией в уполномоченный орган в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии.
Согласно п. 2.4 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ получатель субсидии обязан:
-исполнять обязательства, установленные при предоставлении субсидии и обеспечить использование субсидии по не целевому назначению;
-представить по требованию министерства в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для проведения проверок исполнения условий соглашения, а также документы, подтверждающие целевое использование субсидии;
-достичь значения показателей результативности использования субсидии, установленные соглашением.
Кроме того, необходимо представлять в министерство следующую отчетность:
-ежегодно, до 10 января года, следующего за годом предоставления субсидии, отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии на бумажном и электронном носителях по форме, предусмотренной соглашением;
-ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме, установленной соглашением;
-ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о реализации мероприятий, включенных в план работы на текущий финансовый год, по форме, установленной соглашением,
- в случае установления факта нарушения Получателем требований, установленных при предоставлении субсидии, произвести возврат средств в областной бюджет в соответствии с законодательством РФ в течение 10 банковских дней со дня получения требования министерства о возврате полученной субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ Фондом направлены в Министерство экономического развития Иркутской области отчет о достижении значений показателей результативности Фонда за <данные изъяты> г.
Согласно п. 17 Постановления №603-пп (в редакциях, действовавших на 31.12.2016 г. и 20.05.2017 г.) в случае, если Организацией по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, Организация в срок до 20 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, обеспечивает возврат части субсидии, рассчитанной по формуле, установленной этим пунктом.
Из Акта проверки КСП Иркутской области и копий отчета следует, что «Отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии Фондом за <данные изъяты> год» содержит 2 показателя, фактические значения которых не достигли установленные на ДД.ММ.ГГГГ соглашением значения.
Так, к ДД.ММ.ГГГГ году не достигнуты следующие показатели:
- количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) СМСП, получившими государственную поддержку, ед.» - установлен соглашением 8 единиц (п.2.1), тогда как фактически указанный показатель равен 0 единицам, что составляет 0 %.
- количество СМСП – новых участников территориальных кластеров, ед.» - установлен соглашением 10 единиц (п.2.3), тогда как фактически указанный показатель равен 8 единицам, что составляет 80 %.
При этом в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ Фондом не обеспечен возврат в областной фонд части субсидии, выданной министерством Фонду.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными мировым судьей с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
Проверив имеющиеся в деле доказательства, судья также признает их допустимыми, достоверными, и достаточными для разрешения дела по существу, не находя оснований не согласиться с выводами мирового судьи о том, что Фондом де достигнуты установленные соглашением значения показателей на ДД.ММ.ГГГГ, к ДД.ММ.ГГГГ не обеспечен возврат части субсидии, выданной министерством, чем нарушены условия предоставления субсидий.
Мировой судья верно квалифицировал действия Фонда по ч. 2 ст.15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что пункт 6 Постановления №603-пп не содержит обязательного требования для предоставления субсидии в виде достижения значений показателей результативности, а потому достижение таких значений показателей не является условием предоставления субсидии, судья находит несостоятельными.
Как указано, выше, пунктом 7 упомянутого Постановления определено, что юридическое лицо среди прочих документов представляет оформленное в утвержденном Постановлением виде Обязательство в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидий, обеспечить достижение определенных значений показателей результативности использования полученной субсидии.
Эти же требования определены и подписанным Фондом соглашением.
По смыслу действующего бюджетного законодательства отчетность получателя субсидий о достижении конкретных показателей результативности использования субсидий является элементом осуществления контроля за выполнением взятых на себя юридическим лицом обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, и за эффективностью использования субсидии, а форма отчетности является неотъемлемой частью Соглашения.
Таким образом, предоставление субсидий, то есть предоставление бюджетных средств на определенные цели, юридическим лицам в силу действующего бюджетного законодательства всегда обусловлено достижением определенных целей, и последствиями в виде возврата таких средств при недостижении установленных показателей, которыми определяется эффективность использования бюджетных средств.
Фонд, заключая соглашение, добровольно взял на себя обязательство выполнить условия этого соглашения. При этом условия, изложенные в соглашении о достижении установленных показателей и о возвращении денежных средств, являются существенными условиями договора, подлежащими исполнению обеими сторонами. Поэтому Фонд, подтверждая представленным до подписания соглашения Обязательством свои намерения достигнуть определенных показателей согласился с тем, что субсидии будут выданы Фонду при условиях отраженных в Обязательстве, соглашении и в Постановлении №603-пп.
Доводы заявителя о том, что показатели были достигнуты к ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ представлены уточненные данные, а Фонд не указал их в отчете от ДД.ММ.ГГГГ поскольку не обладает полномочиями по контролю создания рабочих мест, а некоторые соглашения о вхождение в кластер были длительное время на подписании, судья находит несостоятельными ввиду того, что Фонд взял на себя обязательство именно к ДД.ММ.ГГГГ достигнуть конкретных показателей и представить об этом в срок отчет. Отсутствие у Фонда данных о рабочих местах и пописанных к 31.12.2016 г. соглашений о вступлении в кластер не свидетельствует о невиновности юридического лица, поскольку Фонд, взяв на себя обязательства при получении субсидии, должен был предпринять все зависящие от него меры по исполнению условий предоставления субсидии. Материалы дела не содержат сведений о том, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по исполнению взятых на себя обязательств.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено.
Административное наказание назначено Фонду в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим административному правонарушению, назначенным в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Утверждения стороны защиты о том, что размер штрафа должен определяться в процентах от суммы невозвращенной части субсидии, судья находит несостоятельными, поскольку санкцией части 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что размер штрафа исчисляется в процентном отношении от суммы всей субсидии.
Таким образом, доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки мирового судьи, а также к выражению несогласия с произведенной им оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей судебного участка №119 Кировского района г. Иркутска Шатаевой О.Ю., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью второй статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области», оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья: С.В. Почепова