№ 12-133/2019
24RS0004-01-2019-000932-31
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
пос. Березовка 11 сентября 2019 года
Судья Березовского районного суда Красноярского края Воронова Е.С., рассмотрев жалобу АО «Транснефть-Западная Сибирь» на постановление о назначении административного наказания № от 14.05.2019г. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении АО «Транснефть-Западная Сибирь» (местонахождение: <...>),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО1 № от 14.05.2019г. АО «Транснефть-Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, АО «Транснефть-Западная Сибирь» обратилась в суд с жалобой, в которой просило признать незаконным и отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что основанием для привлечения к административной ответственности явились результаты проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности АО «Транснефть-Западная Сибирь» проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой на основании плана работы Красноярской природоохранной прокуратуры на второе полугодие 2018 года. В ходе осмотра земельного участка. На котором АО «Транснефть-Западная Сибирь» провело рекультивацию земель после прокладки нефтепровода, специалистами ЦЛАТИ по енисейскому региону выполнен отбор почвы в 9 точках, по результатам проведенных лабораторных исследований, измерений и испытаний выявлены нарушения в почве (в точке 6) относительно фоновой пробы (точка 7) по содержанию нефтепродуктов в 2,7 раза (проба №236г-п) и в 3 раза (проба №237г-п). Согласно порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель веществами, утвержденному письмом Минприроды России от 27.12.1993 №04-25/61-5678 «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» и «Методике определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах» уровень загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами ниже 1000 мг/кг считается в пределах ПДК. Учитывая, что содержание нефтепродуктов 488 мг/кг в пробе №236г-п и 388 мг/кг в пробе №237г-п более чем в два раза меньше установленных действующим законодательством предельно допустимых концентраций нефти и нефтепродуктов в почве. Считает, что АО «Транснефть-Западная Сибирь» не причинен вред почве как объекту охраны окружающей среды. Согласно акту комиссии «работа по рекультивации земель по объекту Магистральный нефтепровод Анжеро-Судженск-Красноярск» Ау 1000.275,566-590,515 км., резервная нитка река Енисей. Участок Кемчуг-Вознесенка. 472,6 – 484,835 км. Красноярское РНУ. Реконструкция выполнена с оценкой удовлетворительно, на рекультивированном участке техническая и биологическая рекультивация проведены в соответствии с правилами и нормами». Собственником земельного участка ФИО2 и генподрядной организацией ООО «Магистраль-Строй-Инвест» непосредственно выполняющей все работы на объекте подписана справка о проведении рекультивации в соответствии с проектом. Кроме того, АО «Транснефть-Западная Сибирь» 14.05.2019г. было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, что противоречит п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ. Таким образом, учитывая, что АО «Транснефть-Западная Сибирь» проведена рекультивация земель после замены нефтепровода на участке Кемчуг-Вознесенка, административным органом не представлено каких-либо доказательств не проведения и(или) не своевременного проведения рекультивации, а значит вина Общества в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана.
Представитель АО «Транснефть-Западная Сибирь» ФИО3, полномочия подтверждены в судебном заседании поддержала доводы жалобы по основаниям, указанным в ней, просила удовлетворить.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республики Тыва - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО1 в судебном заседании пояснила, что фактически рекультивация обществом была выполнена, но данная рекультивация была выполнена некачественно, что было выявлено путем отбора проб, показавших наличие нефтепродуктов в почве.
Статья 30.6 КоАП РФ устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. При этом судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 1.5 КоАП РФ регламентировано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
На основании статьи 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525, рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
При этом под нарушенными землями в Основных положениях понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности (пункт 1 Приложения 6).
Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО1 №04-1/14-133 от 14.05.2019г. АО «Транснефть-Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
При этом, как установлено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО1 в ходе осмотра земельного участка, на котором АО «Транснефть-Западная Сибирь» провело рекультивацию в результате выявлено, что АО «Транснефть-Западная Сибирь» нарушает ч. 5 ст. 13 ЗК РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ, допустило невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей о рекультивации земель после проведения работ по объекту «Магистральный нефтепровод Анжеро-Судженск-Красноярск» Ау 1000.275,566-590,515 км., резервная нитка река Енисей. Участок Кемчуг-Вознесенка. 472,6 – 484,835 км. Красноярское РНУ. Рекультивация проведена в соответствии с проектной документацией ««Магистральный нефтепровод Анжеро-Судженск-Красноярск» Ау 1000.275,566-590,515 км., резервная нитка река Енисей. Участок Кемчуг-Вознесенка. 472,6 – 484,835 км. Красноярское РНУ. Реконструкция» в два этапа – технический и биологический, которые выполнены последовательно. Согласно проектной документации в рамках технического и биологического этапов предусмотрены мероприятия по восстановлению плодородного и потенциально-плодородного слоя почвы. В ходе осмотра земельного участка, на котором АО «Транснефть-Западная Сибирь» провело рекультивацию после прокладки нефтепровода, специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону выполнен отбор проб почвы в 9-х точках.
Согласно заключениям по результатам проведения лабораторных исследований и испытаний №269г, №270г. от 10.10.2018г. установлено наличие превышений в почве (в точке 6) относительно фоновой пробы (точка 7) по содержанию нефтепродуктов в 2,7 раза (проба №236г-п) и в 3 раза (проба №237г-п).
Вина АО «Транснефть-Западная Сибирь» подтверждается справкой Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и республике Тыва от 22.11.2018г., письмом ЦЛАТИ по Енисейскому региону от 15.10.2018г. №01-17/3478 с приложениями, письмом ЦЛАТИ по Енисейскому региону от 15.10.2018г. №01-17/3478 с приложениями, материалами проверки.
В связи с чем должностным лицом сделан вывод о том, что АО «Транснефть-Западная Сибирь» не соблюдались установленные требования и обязательные мероприятия по рекультивации земель.
При этом диспозиция ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении иных работ, предусмотренных законом, договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей во временное пользование и заключается в бездействии.
Между тем, как следует из представленного материала дела и пояснений должностного лица ФИО1, АО «Транснефть-Западная Сибирь» провело рекультивацию земель в соответствии с проектной документацией ««Магистральный нефтепровод Анжеро-Судженск-Красноярск» Ау 1000.275,566-590,515 км., резервная нитка река Енисей. Участок Кемчуг-Вознесенка. 472,6 – 484,835 км. Красноярское РНУ. Реконструкция».
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается факт выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых АО «Транснефть-Западная Сибирь». При этом суд учитывает, что некачественное выполнение рекультивации, в случае проведения таковой, не может быть квалифицировано по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ, по вышеуказанным основаниям.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать мотивированным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене как несоответствующее требованиям ст.29.10 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р е ш и л :
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Красноярскому краю и Республике Тыва ФИО1 №№ от 14.05.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть-Западная Сибирь» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский суд Красноярского края в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья Е.С. Воронова