ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/20 от 02.03.2020 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №12-133/20

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

02 марта 2020 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодар в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на постановление по делу об административном правонарушении от 10.12.2019г., вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю по ст. 6.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 10.12.2019г.

В обоснование жалобы указано, что постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю ФИО3 о назначении административного наказания от 10.12.2019 , администрация муниципального образования город Краснодар признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что постановление Роспотребнадзора от 10.12.2019 вынесено незаконно и необоснованно в связи нарушением порядка привлечения к административной ответственности и отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, по следующим основаниям.

В протоколе об административном правонарушении от 31.10.2019г. административным органом неверно описано время совершения административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении от 31.10.2019 составлен специалистом-экспертом отдела надзора за состоянием среды обитания и условием проживания ФИО4 в отсутствии лица, отношении которого возбуждено дело об административном производстве.

Поскольку место совершения административного правонарушения расположено в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара: <адрес>, то организацию санитарного содержания данного земельного участка и расположенной на нем контейнерной площадки должна обеспечить администрация Прикубанского внутригородского округа города Краснодара.

При изложенных обстоятельствах, заявитель полагает, что должностным лицом, составившим протокол, надлежащим образом не установлено лицо, совершившее административное правонарушение.

При вынесении постановления должностным лицом не принято во внимание обстоятельство, что согласно Уставу муниципального казенного учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» предметом деятельности последнего является обеспечение реализации прав и полномочий органа местного самоуправления муниципального образования город Краснодар в области строительства, реконструкции содержания и ремонта объектов коммунального хозяйства и благоустройства санитарного содержания (уборки) территории отнесенных законодательством к ведению органов местного самоуправления.

Довод указанный в постановлении о том, что согласно представленной администрацией выписке из реестра мест накопления твердых коммунальных отходов контейнерная площадка расположена на муниципальной территории является не состоятельным, ввиду того, что указанные обстоятельства не установлены материалами дела и не подтверждены.

На основании изложенного считает, что в действиях администрации муниципального образования город Краснодар отсутствует состав правонарушения, а органом, составившим протокол об административном правонарушении, существенно нарушен порядок привлечения в ответственности, в связи с чем, руководствуясь главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 10.12.2019 , вынесенное заместителем руководителя Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю ФИО3, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, действующая на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании просила отменить постановление по делу об административном правонарушении от 10.12.2019г., производство по делу прекратить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Суд, выслушав представителя администрации муниципального образования город Краснодар, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, специалистом-экспертом отдела надзора за состоянием среды обитания и условием проживания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю составлен протокол об административном правонарушении от 31.10.2019 , совершенном администрацией муниципального образования город Краснодар, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, а именно, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Как следует из содержания постановления по делу об административном правонарушении, 31.10.2019 года при проведении внеплановой выездной проверки администрации на основании распоряжения от 28.10.2019г. в отношении администрации муниципального образования город Краснодар выявлены нарушения санитарно-эпидимеологического законодательства по адресу: <адрес> установлено, что данная площадка захламлена.

Согласно представленной администрацией муниципального образования город Краснодар выписке из реестра мест накопления твердых коммунальных отходов контейнерная площадка по <адрес> расположена на муниципальной территории. При этом дератизация на территории, данной контейнерной площадки, администрацией муниципального образования г. Краснодар не осуществлялся. Договор на проведение дератизации и акты выполненных работ за истекший период 2019 года по адресу: <адрес> в рамках проверки не представлены.

Указанное явилось нарушением п.п.3.2,3.3., 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям и проведению дератизационных работ».

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 10.12.2019 администрация муниципального образования город Краснодар признана виновной в совершении административно правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ выразившегося в нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

К числу доказательств, по делу по административном правонарушении, относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Из протокола следует, что в результате бездействия администрации выразившегося в непринятии мер по соблюдению требований санитарно- эпидемиологического законодательства, допущено захламление контейнерной площадки по адресу: <адрес>, следствии чего допущено нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических противоэпидемиологических мероприятий.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административное правонарушении указываются, в том числе место составления, должность лица составившего протокол, место и время совершения и события административного правонарушения.

Однако, при составлении протокола об административном правонарушении от 31.10.2019 административным органом неверно описано время совершения административного правонарушения.

Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Однако, время совершения административного правонарушения неверно установлено и отражено в рассматриваемом в протоколе.

Длящимся правонарушением следует признавать то, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или мене продолжительного периода времени. Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия.

Вместе с тем, вменяемое администрации муниципального образования город Краснодар правонарушение выражено в бездействии и, следовательно, моментом совершения административного правонарушения является момент, когда органу стало известно о правонарушении (обращение ФИО6 от 27.08.2019 ), а не момент протоколирования правонарушения.

Согласно правоприменительной практике, содержащейся в абзаце пункта 4 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отсутствие данных о времени и месте совершения административного правонарушения, событии административного правонарушения является существенным недостатком протокола.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ подлежал возвращению, составившему его судебному приставу-исполнителю для устранения недостатков.

Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Одним из способов обеспечения законности в производстве по делам об административных правонарушения является обязанность по извещению лица, которому вменяется совершение административного правонарушения.

В соответствии со ст.25 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Критерии надлежащего извещения лиц установлены в статье 25.15 КоАП РФ.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении от 31.10.2019 составлен в отсутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве

В силу требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если от извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В свою очередь, составление протокола об административное правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и в отсутствие оформленного надлежащим образом извещения не отвечает требованиям КоАП РФ и влечет нарушение прав лица на защиту.

Допущенные нарушения являются существенными и влияют на законность принятых по делу об административном правонарушении документов.

В пункте 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» даются следующие разъяснения.

При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Так же в статье 29.1 КоАП РФ отражено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административно правонарушении выясняют следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

Исходя из указанных норм, извещение Роспотребнадзора от 31.10.2019 (вх. .1 от 31.10.2019) является ненадлежащим извещением ввиду незаблаговременного направления, так как явказаконного представителя должна быть обеспечена 31.10.2019г.в 16 часов 00 минут, кроме того, согласно извещению Роспотребнадзора законный представитель администрации приглашается для составления протокола об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ, хотя администрации вменяется административное правонарушение,ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ.

Таким образом, нарушение процедуры привлечения к ответственности на стадии составления протокола об административном правонарушении является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.

Согласно правоприменительной позиции, содержащейся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершении административного правонарушения.

Кроме того, статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно- гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Следовательно, субъектом данного правонарушения выступает лицо, на которое возложены обязанности соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26.04.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращением с отходами, в соответствии с указанной нормой, признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статья 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»).

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 38 Устава муниципального образования город Краснодар администрация муниципального образования город Краснодар является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Краснодар.

Согласно пункту 36 Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6, на территории муниципального образования город Краснодарзапрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории в соответствии с пунктом 30 раздела IV Правил.

Пунктом 30 Правил установлено, что организацию уборки территорий общего пользования, в том числе земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами, другими объектами, осуществляют, территориальные органы администрации муниципального образования город Краснодар.

В соответствии с Положением об администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 28.01.2010 № 69 п.15, администрация Прикубанского внутригородского округа города Краснодара является территориальным органом администрации муниципального образования город Краснодар.

К основным задачам администрации Прикубанского внутригородского округа города Краснодара относится в том числе, организация санитарного содержания территорий общего пользования, благоустройства и озеленения на территории Прикубанского внутригородского округа города Краснодара,осуществление муниципального контроля на территории Прикубанского внутригородского округа города Краснодара в сфере благоустройства территории муниципального образования город Краснодар и участие в мероприятиях по охране окружающей среды на территории Прикубанского внутригородского округа города Краснодара.

Поскольку место совершения административного правонарушения расположено в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара: <адрес>, то организацию санитарного содержания данного земельного участка и расположенной на нем контейнерной площадки должна обеспечитьадминистрация Прикубанского внутригородского округа города Краснодара.

Таким образом, должностным лицом, составившим протокол, надлежащим образом не установлено лицо, совершившее административное правонарушение.

При вынесении постановления должностным лицом не принято во внимание обстоятельство, что согласно Уставу муниципального казенного учреждения «Управление коммунального хозяйства и благоустройства» предметом деятельности последнего является обеспечение реализации прав и полномочий органа местного самоуправления муниципальной образования город Краснодар в области строительства, реконструкции содержания и ремонта объектов коммунального хозяйства и благоустройства санитарного содержания (уборки) территории отнесенных законодательством к ведению органов местного самоуправления.

Пунктом 15.25 Устава установлено, что к видам деятельности Казённого учреждения относится организация работ по сбору, транспортированию утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Согласно пункту 15.36 Устава учреждение участвует в организации работ по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Краснодар.

В силу пункта 15.37 Устава учреждение создает и содержит места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Краснодар, в том числе участвует в организации работ по их изготовлению и установке.

При этом между последним и АО «Мусороуборочная компания заключен муниципальный контракт от 19.07.201(ИКЗ предметом которого является ликвидация выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, транспортировка, обработка, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Цель использования результатов услуг - содержание территории муниципального образования город Краснодар в надлежащем санитарно-эпидемиологическом состоянии.

Довод, указанный в оспариваемом постановлении о том, что согласно представленной администрацией выписке из реестра мест накопления твердых коммунальных отходов контейнерная площадка расположена на муниципальной территории является не состоятельным, ввиду того, что указанные обстоятельства не установлены материалами дела и не подтверждены.

Согласно материалам дела (альбом контейнерных площадок, расположенных на муниципальной территории в границах Прикубанского внутригородского округа город Краснодар, согласованный заместителем руководителя Роспотребнадзора 25.01.2019) в перечне мест размещения контейнеров для сбора (накопления) твердых коммунальных отходов и бункеров для сбора крупногабаритных отходов отсутствует адрес: <адрес>. Согласно утвержденному перечню под порядковыми номерами 103 и 104 на <адрес> числятся только контейнерные площадки, расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления.

В соответствии со ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч.2,4 ст.1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что в действиях администрации муниципального образования г. Краснодар отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушении.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление от 10 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю ФИО3 по статье 6.3 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования город Краснодар отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения постановления.

Судья п Е.Н. Медоева.