Дело № 12-133/2020
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново 31 августа 2020 года
Судья Октябрьского районного суда города Иваново – Петухов Д.С.,
участием защитника - Новиковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Новиковой О.В. в интересах ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района г. Иваново от 24 июня 2020 года генеральный директор ООО «Гарант-Сервис» ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 25000 рублей (с применением положений ч.2.3 ст. 4.1 КоАП РФ) за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: <...>, с нарушением лицензионных требований.
Защитник Новикова А.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, мотивированной тем, что в многоквартирном доме №42 по ул. Дзержинского г. Иваново отсутствует техническая возможность установки приборов учета горячей воды и тепловой энергии в связи с тем, что по проектным характеристикам многоквартирного жилого дома требуется капитальный ремонт; приказом Министерства регионального развития РФ утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего и коллективного приборов учета, а также форма акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядок ее заполнения; в судебное заседание по рассмотрению дела мировым судьей представлен акт обследования многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения от 22 апреля 2020 года, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета по причине необходимости реконструкции вводных трубопроводов; допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля сотрудник АО ИвГТЭ К.В.З. показал, что размещение элементов узла учета расхода тепловой энергии в существующей тамбурной пристройке МКД не представляется возможным, т.к. отсутствует возможность создания и поддержания необходимых климатологических параметров для электронного оборудования, кроме того, невозможно соблюдение метрологических требований по установке элементов узла учета тепловой энергии; организация узла учета тепловой энергии в других помещениях невозможна по причине отсутствия таковых; вопрос о наличии технической возможности установки прибора учета в МКД Службой жилищной инспекции Ивановской области при проведении проверки не исследовался; техническая возможность установки прибора учета в МКД на дату выявления правонарушения не подтверждена.
Права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, лицам, участвующим в деле, разъяснены и понятны. Отводов и ходатайств не поступило.
В судебном заседании защитник Новикова О.В. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении; пояснила, что до проведения внеплановой проверки вопрос об установке общедомового прибора учета тепловой энергии в МКД не разрешался, каких-либо претензий к ним по данному поводу со стороны АО «Ивгротеплоэнерго» не было.
ФИО1, представитель Ивгосжилинспекции будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с п.п. «а,б» п.3 Положения «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, к числу лицензионных требований относится соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161, ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, т.е. требований по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.п. е(1) п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).
В соответствии с п.п. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с ч.5, 8 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности») до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (а в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, - до 01 января 2019 года), обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии относится к числу мероприятий по содержанию общего имущества многоквартирного дома в силу прямого указания п.п. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из представленных суду материалов следует, что на основании договора от 12 марта 2018 года ООО «Гарант-Сервис» приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом по адресу: <...>.
Из обращения АО «Ивгортеплоэнерго» в Службу государственной жилищной инспекции от 26 ноября 2019 года, в связи с которым проводилась внеплановая документарная проверка, следует, что, по мнению заявителя, ООО «Гарант-Сервис» не выполняются требования по организации горячего водоснабжения; кроме того, в данном обращении содержится указание на необходимость принятия мер к ООО «Гарант-Сервис» в целях побуждения их к исполнению требований ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности».
Из сообщения ООО «Гарант-Сервис» в Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области следует, что максимальная тепловая нагрузка в многоквартирном доме по адресу: <...>, составляет 0,021 Гкал/час. Данное обстоятельство в ходе внеплановой проверки не опровергнуто.
Исходя из вышеперечисленных фактических обстоятельств дела, у ООО «Гарант-Сервис» с 01 января 2019 года возникла обязанность обеспечить установку общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <...>.
Каких-либо мер, направленных на исполнение данной обязанности, в том числе мер по проверке наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета, до проведения Службой государственной жилищной инспекции Ивановской области внеплановой документарной проверки и выдачи по ее результатам 26 февраля 2020 года предписания, ООО «Гарант-Сервис» не предпринималось.
Указанное следует как из документов, представленных ООО «Гарант-Сервис» в ходе внеплановой документарной проверки, так и из пояснений защитника Новиковой О.В. в судебном заседании при рассмотрении жалобы.
Заявка об организации проверки наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме по адресу: <...>, направлена директором ООО «Гарант-Сервис» ФИО1 в АО «Ивгортеплоэнерго» 27 марта 2020 года.
Акт об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя в указанном многоквартирном доме составлен 22 апреля 2020 года.
При таких обстоятельствах само по себе отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета, с учетом неосведомленности об этом должностных лиц ООО «Гарант-Сервис» на момент проведения проверки и непринятия со стороны генерального директора ООО «Гарант-Сервис» ФИО1 до 27 марта 2020 года мер к выполнению требований ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», не достаточно для вывода о надлежащем исполнении ФИО1 требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению им.
Доводы жалобы о том, что обязанность по доказыванию наличия технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии лежит на должностном лице, составившем протокол, при условии отсутствия у ООО «Гарант-Сервис» какого-либо документального подтверждения факта осуществления им проверки многоквартирного дома на предмет наличия (отсутствия) такой возможности по состоянию на 01 января 2019 года (дату возникновения обязанности по установке такого прибора учета), противоречат положениям ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Вместе с тем по смыслу ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении подлежит решению вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания совершенного лицом деяния малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Мировым судьей вопрос о необходимости применения положений ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 не обсуждался.
Вместе с тем по смыслу ч.7 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» при отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирных домах, которые были введены в эксплуатацию или капитальный ремонт которых был проведен до 01 января 2012 года, на собственников многоквартирного жилого дома не может быть возложена обязанность по проведению его реконструкции либо капитального ремонта именно в целях установления такого прибора учета.
Многоквартирный дом по адресу: <...>, построен в 1926 году, капитальный ремонт данного дома не производился. Согласно акту обследования многоквартирного дома от 22 апреля 2020 года для установления общедомового прибора учета тепловой энергии требуется реконструкция вводных трубопроводов.
Принимая во внимание техническое состояние общего имущества многоквартирного дома, ненадлежащее содержание которого вменяется ФИО1, характер допущенного бездействия, выразившегося фактически лишь в непринятии мер к проверке наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета, а также отсутствие возможности соблюдения требований законодательства об установке такого прибора по независящим от ООО «Гарант-Сервис» обстоятельствам, суд приходит к выводу о необходимости признания допущенного ФИО1 деяния малозначительным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского судебного района г. Иваново от 24 июня 2020 года по ч.2 ст. 14.1.3 в отношении генерального директора ООО «Гарант-Сервис» ФИО1 отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного им деяния, с объявлением ему устного замечания.
Жалобу защитника Новиковой О.В. удовлетворить частично.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после оглашения.
Судебные решения могут быть пересмотрены в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья «подпись» Д.С. Петухов