Дело №12-133/2014
Р Е Ш Е Н И Е
10 февраля 2014 года Судья Вахитовского районного суда города Казани А.Р. Сафин, рассмотрев в открытом судебном заседании протест Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении ФИО1 ..., ... года рождения,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 ноября 2013 года ФИО1 ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб.
В протесте Азнакаевский городской прокурор Республики Татарстан, считает, что данное постановление антимонопольного органа является незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание представитель Азнакаевской городской прокуратуры не явился, в суд поступило сообщение в котором прокурор И.Ф. Назмиев отзывает протест Азнакаевского городского прокурора на постановление УФАС по РТ от 15 ноября 2013 года.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела решением Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №06-432/2012 (...) Совет Азнакаевского муниципального РТ признан нарушившим ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в бездействии Совета Азнакаевского муниципального РТ в части не принятия нормативного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с размещением средств наружной рекламы и информации на территории Азнакаевского муниципального района РТ, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с п.5.1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Также согласно ст.30 Устава Азнакаевского муниципального района РТ к компетенции Совета Района (органами местного самоуправления) относятся полномочия отнесенные федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно п.9 ч.10 ст.35 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В силу ч.10 ст. 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Однако вышеуказанные полномочия Советом Азнакаевского муниципального района РТ не реализуются.
Ввиду отсутствия положений, регулирующих рекламную деятельность на территории Азнакаевского муниципального района, могло иметь место самовольное размещение рекламных конструкций хозяйствующими субъектами без соответствующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, что способствует нарушению антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, ущемляя тем самым интересы других хозяйствующих субъектов - потенциальных участников данного рынка, и следовательно, приводящее к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, по отношению к другим хозяйствующим субъектам на данном товарном рынке.
Необходимо отметить, что денежные средства за размещение рекламных конструкций в случае утверждения Положения о рекламной деятельности, осуществляемой на территории Азнакаевского муниципального района РТ поступали бы в бюджет муниципального района.
Согласно ст.333.33 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 №117 ФЗ размер государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции составляет 3000 рублей. Таким образом, за каждую установленную рекламную конструкцию в государственный бюджет поступали бы дополнительные денежные средства.
Пунктом 3 статьи 75 Устава муниципального образования «Азнакаевский муниципальный район» РТ установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в печатных средствах массовой информации или обнародования путем размещения на официальном сайте Азнакаевского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу :http//aznakayevo.tatar.ru, путем размещения на информационных стендах, установленных в сельских поселениях Азнакаевского муниципального района, в учреждениях библиотечной системы Азнакаевского муниципального района.
Однако, документы, подтверждающие опубликование Положения о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории Азнакаевского муниципального района, принятого решением Совета Азнакаевского муниципального района, в печатных средствах массовой информации или обнародование путем размещения на официальном сайте Азнакаевского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу :http//aznakayevo.tatar.ru, в Татарстанское УФАС России не представлены.
Таким образом, в бездействии Совета Азнакаевского муниципального района РТ в части непринятия нормативного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи размещением средств наружной рекламы и информации на территории Азнакаевского муниципального района РТ, усматриваются признаки нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно ч.1 ст.37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Решением Азнакаевского районного Совета РТ от 20.12.2011 №100-15 временное исполнение полномочий Главы Азнакаевского муниципального района РТ было возложено на ФИО1 ... с 20.12.2011, соответственно, нарушение антимонопольного законодательства явилось следствием бездействия, в том числе ФИО1, то есть имело место совершение административного правонарушения со стороны должностного лица в соответствии с его служебным положением, и в связи с неисполнением функций организационно-распорядительного характера.
Таким образом, ФИО1 ... - временно исполнявшим полномочия Главы Азнакаевского муниципального района РТ, допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
На указанную дату (12.11.2013) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России ФИО1 (его защитник) не явился, надлежащим образом уведомлен.
В соответствии с п.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В силу ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Указанное нарушение выявлено в результате проведения инспекцией Татарстанского УФАС России плановой проверки Совета Азнакаевского муниципального района РТ в соответствии с приказом от 15.03.2012 №02/248-пр.
Таким образом, днем обнаружения административного правонарушения следует считать 15.03.2012.
В соответствии с п.6 ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение по делу №06-432/2012 о признании Совет Азнакаевского муниципального РТ нарушившим ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции было изготовлено в полном объеме 19.02.2013.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Закона о защите конкуренции, дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с 19.02.2013.
На момент совершения указанного выше нарушения антимонопольного законодательства, ФИО1 ... являлся временно исполнявшим полномочия Главы Азнакаевского муниципального района РТ и действовал как должностное лицо в рамках представленных ему полномочий, в связи с выполнением функций организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера.
На основании изложенного, считаем, что действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Решение по делу №06-432/2012, которым установлено нарушение антимонопольного законодательства в суде не обжаловалось.
Выданное в адрес Совета Азнакаевского муниципального РТ предписание от 19.02.2013 по делу №06-432/2012 исполнено в полном объеме, с представлением Советом Азнакаевского муниципального РТ документов, подтверждающих исполнение предписания.
Также в суд поступило сообщение в котором прокурор И.Ф. Назмиев отзывает протест Азнакаевского городского прокурора на постановление УФАС по РТ от 15 ноября 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Производство по протесту Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении ФИО1 ..., ... года рождения - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд г.Казани в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Р. Сафин