Судья: Курунтяева О.Д. № 12-133/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 29 апреля 2014 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев административное дело по жалобе ФИО1 на постановление Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л
На основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № должностному лицу – главному бухгалтеру ЗАО «РН-Транс» ФИО1 вменяется нарушение сроков представления «Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» на ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год - фактически указанные сведения представлены в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ года, в тот же день приняты налоговым органом за регистрационным номером №, то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Красноглинским районным судом г. Самары ДД.ММ.ГГГГ вынесено вышеуказанное постановление.
В своей жалобе ФИО1 считает постановление суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что о дате и времени судебного заседания извещена не была, должности главного бухгалтера в ЗАО «РН-Транс» не существует, а трудовой договор с нею расторгнут еще в ДД.ММ.ГГГГ года.
Изучив материалы административного дела, выслушав ФИО1, в поддержание доводов жалобы, возражения инспектора Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО2, считаю доводы жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение.
Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена указанной статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля.
Объективная сторона правонарушения характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Субъектом правонарушения является главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.6 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При квалификации действий лица по данной статье необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 указанного Закона, согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Нарушение третьими лицами, которые ведут бухгалтерский учет в организации на основании гражданско-правового договора, не освобождает руководителя организации от административной ответственности по данной статье.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении
Суд принимает во внимание, что наличие события административного правонарушения и административным органом и судом установлено верно: нарушение сроков представления «Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» на ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год.
Однако ни административным органом ни судом не было достоверно установлено, что именно ФИО1 является надлежащим субъектом вменяемого ей административного правонарушения.
Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении не были истребованы соответствующие документальные подтверждения, в чьи обязанности входило представление соответствующей информации налоговому органу руководителя организации, либо иного лица, и какую должность занимает в организации указанное лицо.
В то же время, суд принимает во внимание представленные заявителем доказательства: копию штатного расписания ЗАО «РН-Транс», копию приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года, а также копию должностной инструкции Главного специалиста по ведению бухгалтерского учета ЗАО «РН-Транс» от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым должностным лицом, ответственным за представление «Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» является Главный специалист по ведению бухгалтерского учета ЗАО «РН-Транс». ФИО1 не состоит в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ года, при этом продолжая работать в указанной организации.
Таким образом, судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само постановление суда вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, считаю, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в действиях ФИО1 отсутствует, поскольку она не является субъектом указанного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, ввиду допущенных процессуальных нарушений, постановление суда подлежит отмене с прекращением производства по делу в отношении ФИО1 по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л
Постановление Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей – отменить, производство по делу в отношении ФИО1 прекратить по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Жалобу ФИО1 – удовлетворить.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья