ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/2017 от 17.01.2018 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 12-2/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Кетовского районного суда Курганской области Тренихина Татьяна Валентиновна, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области, ул. М.Горького, 42, в зале судебного заседания № 7,
17 января 2018 года жалобу госинспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 02.11.2017 г. о прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении

администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области, расположенной по адресу: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 02.11.2017 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Введенского сельсовета) по ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) прекращено за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, госинспектор
ДН ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району
ФИО1 обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с жалобой, в обоснование которой указала, что мировым судьей сделаны ошибочные выводы о том, что законодательно полномочия и обязанности в сфере дорожной деятельности возложены на органы местного самоуправления, имеющие городской и районный статус, а МО «Введенский сельсовет» имеет статус сельского поселения и не наделено подобным статусом. Однако автодорога в <...> находится в ведении администрации Введенского сельсовета. Данная позиция основана на том, что финансирование данной деятельности производится при согласовании сумм расходов на осуществление данной деятельности с органами местного самоуправления, имеющих городской, районный статус, а также статус субъекта РФ, т.е. деньги распределяют при согласовании с Администрацией района и области, а заключение контрактов, распределение, ремонт, обслуживание, содержание автодорог осуществляет сельсовет. Вопреки доводам администрации Введенского сельсовета, Администрация Кетовского района и Введенского сельсовета заключили соглашения № 5 от 16.05.2017 г. и дополнительное соглашение № 5\1 от 02.06.2017 г. о финансировании Введенского сельсовета на ремонт дорог на сумму 10 000 000 и 114 964 рублей в 2017 году. Данное утверждение также свидетельствует о том, что представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, согласен с тем, что участок дороги, подлежащий ремонту, находится в ведении администрации Введенского сельсовета. Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность, предусмотренная ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке, не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности. Следует учитывать, какие действия были предприняты лицом, привлекаемым к административной ответственности, а именно: обжаловано предписание должностного лица, подано ходатайство о продлении сроком исполнения предписания, начато исполнение предписания, но учитывая законодательство, другие неблагоприятные факторы, не закончено к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако администрацией Введенского сельсовета никакие из вышеперечисленных мер не предпринимались. Данное бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ. Просит отменить постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района и привлечь администрацию Введенского сельсовета к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации Введенского сельсовета, на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, законный представитель – глава сельсовета ФИО2 телефонограммой просил отложить рассмотрение жалобы на более поздний срок в связи с невозможностью обеспечить явку представителя, уполномоченного доверенностью, однако уважительных причин невозможности принять участие в судебном заседании его либо представителя, уполномоченного доверенностью, суду не представил.

Госинспектор ДН ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району ФИО1 в судебном заседании возражала против отложения рассмотрения дела, настаивала на доводах, изложенных в жалобе, просила отменить постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района от 02.11.2017 г. и привлечь администрацию Введенского сельсовета в административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Поскольку законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представлено доказательств наличия уважительных причин его неявки в судебное заседание, а также не представлено доказательств наделения полномочий по представлению юридического лица другим представителем и уважительности причин его неявки в судебное заседание, оснований для отложения рассмотрения дела не нахожу.

Заслушав госинспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к выводу об удовлетворении жалобы.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 02.11.2017 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Введенского сельсовета по ч. 27 ст. 19.5. КоАП РФ прекращено за отсутствием в действиях состава правонарушения.

Согласно материалам дела 08.08.2017 г. инспектором ОГИБДД ОМВД РФ по Кетовскому района был составлен акт № 140 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги <...>.

08.08.2017 г. начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Кетовскому району было вынесено предписание в адрес МО Введенского сельсовета в срок до 19.08.2017 г. устранить две выбоины, образовавшиеся на проезжей части <адрес> в с. Введенское Кетовского района Курганской области, параметры которых превышают предельно допустимые размеры, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.

08.08.2017 г. данное предписание получил глава администрации Введенского сельсовета ФИО2, о чем свидетельствует соответствующая отметка в предписании.

За невыполнение в срок требований предписания 05.09.2017 г. госинспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району ФИО1 в отношении администрации Введенского сельсовета в присутствии и.о. главы Введенского сельсовета ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ.

Часть 27 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.

Как следует из материалов дела, прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Введенского сельсовета по ч. 27 ст. 19.5 КоАП, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации Введенского сельсовета состава административного правонарушения. При этом мировой судья исходил из того, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством РФ. Отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд муниципального образования регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Процедура заключения муниципального контракта на выполнение работ по асфальтобетонного покрытия автодорог с. Введенское Кетовского района предполагает выполнение необходимых требований, предусмотренных данным законом, для исполнения которых установлены определенные сроки, что не было принято во внимание должностным лицом при установлении сроков выполнения предписания. Кроме того нормы ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2017 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» возлагает полномочия и обязанности в сфере дорожной деятельности на органы местного самоуправления, имеющие городской и районный статус, МО «Введенский сельсовет» является сельским поселением. В случае же передачи подобных полномочий сельским поселениям, им должно быть передано соответствующее финансирование для реализации подобных полномочий.

С такими выводами мирового судьи согласиться нельзя.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ч. 6 ст. 3 указанного Федерального закона).

Согласно п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения сельского поселения не относится вопрос о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; 3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; 3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; 3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; 8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; 9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В силу п. 2 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 "О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Курганской области закреплен вопрос местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт наличия выявленных нарушений в содержании проезжей части по <адрес> в с. Введенское Кетовского района Курганской области администрацией Введенского сельсовета не опровергнут.

Предписание, выданное начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Кетовскому району, в адрес МО Введенского сельсовета в срок до 19.08.2017 г. устранить две выбоины, образовавшиеся на проезжей части <адрес> в с. Введенское Кетовского района Курганской области, администрацией Введенского сельсовета не обжаловалось.

Материалы дела не содержат доказательств того, что администрацией Введенского сельсовета начато исполнение предписания, а также доказательств объективной невозможности исполнения предписания, также не заявлялось ходатайство о продлении сроков исполнения предписания.

Таким образом, нельзя прийти к выводу о незаконности выданного предписания в рамках рассматриваемого дела о привлечении администрации Введенского сельсовета к административной ответственности за нарушение сроков и неисполнение данного предписания.

При таких обстоятельствах жалоба госинспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району ФИО1 об отмене обжалуемого постановления, подлежит удовлетворению.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания от 08.08.2017 г. установлен до 19.08.2017 г.

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения администрации Введенского сельсовета к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 20.08.2017 г. и истек 20.11.2017 г.

Ввиду того, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку по истечении установленного срока давности, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу госинспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Кетовскому району ФИО1 удовлетворить, постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 50 Кетовского судебного района Курганской области от 02.11.2017 года о прекращении производства по делу о привлечении к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Введенского сельсовета Кетовского района Курганской области по ч. 27 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в силу со дня оглашения.

Судья Т.В. Тренихина