ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/2021 от 19.10.2021 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 12-133/2021

УИД 33MS0059-01-2021-002142-60

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 октября 2021 года г. Муром

Судья Муромского городского суда Владимирской области Макарова Т.В.,

с участием начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром Карлина Д.С.,

рассмотрев жалобу начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром Карлина Д.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Мурома и Муромского района Владимирской области от 27 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Мурома и Муромского района Владимирской области от 27 июля 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении товарищества собственников недвижимости «Теремок-65», прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с данным постановлением, начальник отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром Карлин Д.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи.

В обоснование жалобы указал, что в соответствии с Законом Владимирской области № 107-ОЗ от 29.08.2016 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Владимирской области (далее - органы местного самоуправления), том числе округ Муром наделяются отдельными государственными полномочиями: по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Решением Совета народных депутатов № 615 от 28.10.2014 г. утверждено Положение об Управлении жилищной политики администрации округа Муром Владимирской области.

Согласно п.2.22 вышеуказанного Решения, для достижения целей деятельности и решения поставленных задач от имени муниципального образования Управление обладает полномочиями, в том числе на осуществление на территории округа Муром муниципального жилищного контроля, лицензионного контроля в отношении организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и отдельных государственных полномочий Владимирской области по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю.

Приказом Управления жилищной политики администрации округа Муром от 09.02.2017 г. № УЖП-31 вышеуказанные полномочия возложены, в том числе на начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром.

В соответствии с ч.3 ст. 1.3.1 и ч.7 ст. 28.7 КоАП РФ, п.2 ст.13.1 Закона Владимирской области от 14.02.2003 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области» Управление жилищной политики администрации округа Муром является органом, осуществляющим полномочия по государственному жилищному надзору, муниципальному жилищному контролю и лицензионному контролю за деятельностью лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и имеющим полномочия проводить проверки и выдавать предписания устранению выявленных нарушений, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ст. 19.4.1 КоАП РФ при реализации отдельных переданных полномочий.

Начальник отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром Карлин Д.С. поддержал доводы жалобы, просил постановление мирового судьи отменить.

Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром Карлина Д.С., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 указанного Кодекса.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.

В силу части 5 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Частью 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение названного Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, 11 мая 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу г. Муром, ул. Артема, д. 65 Пищальникова О.В., являясь председателем ТСН «Теремок» -65, воспрепятствовала законной деятельности должностного лица органу муниципального контроля –Управления жилищной политики администрации округа Муром по проведению плановой документарной/выездной проверки по соблюдению жилищного законодательства, что повлекло невозможность ее проведения.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, приказом Управления жилищной политики администрации округа Муром от 14 декабря 2020 года «Об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год в рамках осуществления государственного жилищного надзора в новой редакции; приказом (распоряжением) Управления жилищной политики администрации округа Муром № МЖИ-25 от 20 апреля 2021 года о проведении плановой документарной/ выездной проверки юридического лица ТСН «ТЕРЕМОК-65»; актом о невозможности проведения проверки № 32 от 18 мая 2021 года; иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Изложенное указывает на то, что административным органом выполнены все необходимые действия по организации плановой выездной проверки и уведомлению ТСН «Теремок-65» и его законного представителя о ее проведении. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Данные положения закреплены в ст. 54 ГК РФ.

22 июня 2021 года начальником отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром в отношении юридического лица ТСН «Теремок-65» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для наложения административного взыскания и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4.1 КоАП РФ, при осуществлении муниципального контроля.

В силу части 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

В силу п.2 ст.13.1 закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля.

В соответствии с п.1.1 со ст. 20 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В силу ч.2, 2.1 ст.20 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Законом Владимирской области № 107-ОЗ от 29.08.2016 г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Владимирской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями: по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

На основании вышеизложенного, мировым судьей сделан правильный вывод о том, что должностные лица органов местного самоуправления уполномочены на осуществление регионального государственного жилищного надзора, однако не вправе составлять протоколы об административном правонарушении в связи с проводимыми мероприятиями в рамках регионального государственного жилищного надзора.

Других доказательств, в подтверждение доводов жалобы, суду не представлено.

Каких-либо доводов, свидетельствующих о процессуальных нарушениях, являющихся безусловным основанием для отмены постановления, жалоба не содержит. При этом, в ходе судебного рассмотрения нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь отмену состоявшегося судебного постановления, не допущено.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром Карлина Д.С. на постановление по делу об административном правонарушении правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения обжалуемого постановления не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 6 г. Мурома и Муромского района Владимирской области от 27 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников недвижимости «Теремок-65» оставить без изменения, а жалобу начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром Карлина Д.С.- без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья Т.В. Макарова