ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-133/2022 от 11.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

11 мая 2022 года

Судья Ленинского районного суда края Никитенко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу исполняющего обязанности ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации М.В. Н. на постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции Управления МВД Р. по городу Ставрополю подполковника полиции ФИО1 от по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – исполняющего обязанности ректора ФИО2, предусмотренном ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции Управления МВД Р. по городу Ставрополю подполковника полиции ФИО1 от исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Ставропольский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации М. В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35 000,00 рублей.

М. В.Н. с указанным постановлением не согласился и направил в суд жалобу.

В обоснование жалобы заявитель указал, что в соответствии с п. 7.11. устава университета, утвержденным приказом учредителя - Минздравом Р. (далее - Министерство) от , при наличии вакантной должности ректора университета исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое Министерством. Министерство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя университета, заключает трудовой договор с ректором университета (подп. 2 п. 7.13 устава университета). Исполнение обязанностей ректора университет возложено на заявителя, как на доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения университета, с на основании приказа Минздрава Р. от пк (с последующими изменениями от , от , от ). Трудовой договор с заявителем не заключался, с должностной инструкцией ректора заявитель не ознакомлен. Заявитель исполняет обязанности ректора университета в соответствии с Уставом университета, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами.

Университет является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования, реализующим образовательные программы высшего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы, и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом. Согласно пункту 11.1. устава университет имеет право осуществлять международную деятельность в области высшего образования и дополнительного профессионального образования, научной и медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 7.32. устава определено, что проректоры осуществляют непосредственное руководство определенным видом деятельности университета в соответствии с приказами и распоряжениями ректора университета и утвержденными им должностными обязанностями. Ректор университета распределяет обязанности между проректорами (подп. 6 п. 7.12. устава).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» к должностным обязанностям проректора относится осуществление руководства отдельным направлением деятельности образовательного учреждения.

Согласно должностной инструкции от , утвержденной в установленном уставом порядке, проректор по международной и межрегиональной деятельности относится к категории руководителей университета. К должностным обязанностям проректора по международной и межрегиональной деятельности относится руководство международной и межрегиональной деятельностью университета (п. 3.1. должностной инструкции), осуществление координации деятельности структурных подразделений университета, находящихся в непосредственном подчинении проректора (деканат по работе с иностранными студентами, отдел международной деятельности маркетинга, паспортно-визовая служба) Проректор по международной и межрегиональной деятельности несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в порядке, установленным административным законодательством Российской Федерации (п. 5.1. должностной инструкции).

Заявитель считает, что за совершение административного правонарушения ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль надзор) в сфере миграции, о прекращении обучения иностранных граждан в университете несет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство международной деятельностью в университете, а именно проректор по международной и межрегиональной деятельности.

С составлением протокола об административном правонарушении серии 2 заявитель был не согласен, свои объяснения своевременно представил.

На основании изложенного просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании защитник М. В.Н. ФИО3 доводы жалобы поддержала.

В судебное заседание М. В.Н. не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, изучив предоставленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч.1 ст. 18.19 КоАП РФ, неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 26.02.2022 в отдел по вопросам миграции ОП УМВД Р. по городу Ставрополю вступил материал проверки КУСП от , в ходе рассмотрения данного материала было установлено, что должностное лицо - исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р. М. В.Н. не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отчислении гражданина Республики Азербайджан ФИО4, года рождения, в течение трех рабочих дней с даты его отчисления, чем нарушило требования п. 7 ст. 5 Федерального закона от № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

26.02.2022 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ в отношении должностного лица - исполняющего обязанности ректора ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р. М. В.Н. инспектором отдела по вопросам миграции отдела полиции Управления МВД Р. по городу Ставрополю ФИО5 принято решение о возбуждении административного производства с применением процедуры административного расследования.

Как следует из протокола 3 от М. В.Н., являясь должностным лицом и в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от единоличным исполнительным органом, так как являясь исполняющим обязанности ректора ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р., осуществляющего деятельность в сфере высшего образования, действуя по неосторожности, выразившейся в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, путем исполнения законодательства Российской Федерации, не приняло зависящие от него меры по их соблюдению, в результате чего не подал в Управление вопросам миграции ГУ МВД Р. поуведомление об отчислении иностранного гражданина.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения исполняющего обязанности ректора М. В.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции Управления МВД Р. по городу Ставрополю подполковника полиции ФИО1 от исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Ставропольский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации М. В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35 000,00 рублей.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно требованиям п. 7 ст. 5 названного ФЗ на образовательную организацию, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем, пятом настоящего пункта, возложена обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней.

В соответствии с абз. 1 п. 7 ст. 5 ФЗ от № 115-ФЗ к числу лиц, которым продлевается срок временного пребывания на территории Российской Федерации, относится иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в целях обучения и поступивший в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации. Названным пунктом также предусмотрена возможность продления срока временного пребывания на территории Российской Федерации иностранному гражданину, обучающемуся на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации, до окончания срока обучения.

Согласно абзацу второму указанного пункта - лицом, которому продлевается срок временного пребывания на территории Российской Федерации, является иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в целях обучения и поступивший в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня.

В соответствии с абзацем третьим иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в целях обучения и поступивший в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, в случае его приема на обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в другую образовательную организацию продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по указанной образовательной программе в образовательной организации, в которую он принят.

Абзац пятый пункта 7 ФЗ № 115-ФЗ предусматривает возможность продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.

Как следует из материалов проверки и установлено судом, в ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р., имеющем государственную аккредитацию, зачислен на обучение гражданин Республики Азербайджан ФИО4, года рождения, который отчислен .

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностными лицами, помимо прочего понимаются совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций.

В соответствии с п. 7.11. устава университета, утвержденным приказом учредителя - Минздравом Р. от , при наличии вакантной должности ректора университета исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое Министерством. Министерство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя университета, заключает трудовой договор с ректором университета (подп. 2 п. 7.13 устава университета).

Исполнение обязанностей ректора университета возложено на М. В.Н., как на доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения университета, на основании приказа Минздрава Р. от пк, в должностных обязанностях которого отсутствует оказание помощи паспортно – визовой службе в подготовке документов для продления визы и регистрации иностранных граждан, своевременное предоставление документации в соответствующие органы о прибытии на территорию Р. и их убытии по завершению и прекращению обучения.

Согласно п. 3.22 Должностной инструкции, утвержденной и.о. ректора СтГМУ , организация учета и отчетности по вопросам международной деятельности университета относится к должностным обязанностям проректора по международной и межрегиональной деятельности.

Таким образом М. В.Н. не является субъектом вмененного правонарушения.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции Управления МВД Р. по городу Ставрополю подполковника полиции ФИО1 от в отношении М. В.Н. подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях М. В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции Управления МВД Р. по городу Ставрополю ФИО1 от в отношении должностного лица - исполняющего обязанности ректора ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 по ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ (протокол от ) – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 по ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобу исполняющего обязанности ректора ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано ввой суд течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.Н. Никитенко