Дело № 12-133/2022 05 июля 2022года
УИД: 78RS0007-01-2022-000773-17
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
Санкт-Петербург
Судья Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга Николаева Юлия Владимировна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Колпинском районном суде города Санкт-Петербурга жалобу защитника ПАО «Северсталь» ФИО1 на постановление №АД-1595/13/2021 от 29.12.2021 года, вынесенное государственным инспектором Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалист-экспертом межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ в отношении юридического лица
ПАО «Северсталь», <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Защитник ПАО «Северсталь» ФИО1 обратилась в Колпинский районный суд городаСанкт-Петербурга с жалобой на постановление №АД-1595/13/2021 от 29.12.2021 года, вынесенное государственным инспектором Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалист-экспертом межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области <данные изъяты>. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 22.12.2021года, Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, во исполнение годового плана контрольно-надзорной деятельности на 2021 год, утвержденного приказом от 14 декабря 2020 года № 686-ПР «О внесении изменений в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Северо-Западного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2021 год, утвержденный приказом Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.10.2020 № 373-ПР», в отношении объекта НBOC ПАО «Северсталь» была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, по результатам которой было установлено следующее.
По результатам проверки составлен Акт проверки 124-ПВ от «22» октября 2021, в котором указаны сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, допустивших указанные нарушения.
Результаты осмотра производственной площадки, расположенной по адресу: <данные изъяты> в присутствии представителя по доверенности б/н от 30.09.2021 ФИО1
Во исполнение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Росстата от 09.10.2020 N 627 (ред. от 13.11.2020) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» ПАО «Северсталь» представило отчеты по форме 2-ТП, так же предоставило Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение per. №26-74 14-3-0-18/23.
По результатам анализа данных, содержащихся в журнале учета движения отходов за 2020 и в отчете по форме 2-ТП (отходы) за 2020 установлено, что в 2020 у юридического лица ПАО «Северсталь» образован отход «всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений» (код ФККО 4 06 350 01 31 3) в количестве 375,345 т., однако в нормативах образования отходов по отходу «всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек аналогичных coopужений» (код ФККО 4 06 350 01 31 3) установлен норматив в количестве 207.360 т.
Таким образом, юридическим лицом ПАО «Северсталь» при осуществлении деятельности допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, что является нарушением ст. 21 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Дата и время совершения правонарушения:22.10.2021 г., 18 часов 00 мин. (дата составления акта проверки); место совершения правонарушения: <данные изъяты>
Постановлением №АД-1595/13/2021 от 29.12.2021 года, вынесенным государственным инспектором Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалист-экспертом межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области <данные изъяты>., юридическое лицо ПАО «Северсталь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, с применением ст.4.1 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей.
Защитник ПАО «Северсталь» ФИО1 в своей жалобе просит отменить указанное постановление, считает его незаконным, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.. Указала, что, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ): отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более -ем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл -селе соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, графических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно ст. 18 Закона № 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1991 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат и накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения по ч.1 ст. 8.2 КоАП является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Превышение нормативов образования отходов, само по себе не указывает на нарушение именно требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, на которые указывается в ч. 1 ст.8.2 КоАП. Т.е. административная ответственность по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ за превышение норматива образования отходов не предусмотрена.
Общество обращает внимание, что несоблюдение нормативов образования отходов производства (в отличии от несоблюдения лимитов на их размещение) само по себе не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, поэтому в рассматриваемой ситуации отсутствует предусмотренное ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ условие наступления ответственности - причинение вреда окружающей среде.
Негативное воздействие на окружающую среду влечет несоблюдение лимитов на размещение отходов - как прямо следует из п. 8 ст. 18 Закона от № 89-ФЗ за превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Указанному положению соответствует ч. 8 ст. 8.2 КоАП, устанавливающая ответственность за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Законный представитель общества в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.
Защитник юридического лица ПАО «Северсталь» ФИО1 в судебное заседание явилась, доводы, указанные в жалобе, поддержала.
Представитель Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, выслушав заявителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года (далее Федеральный закон N 89-ФЗ).
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац второй статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2019 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Доводы заявителя, указанные в жалобе и в судебном заседании, не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Вина юридического лица ПАО «Северсталь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ № АД-1595/13/2021 от 22.12.2021 г. в отношении юридического лица ПАО «Северсталь»;
-копией акта выездной проверки от 22.10.2021 г. в отношении ПАО «Сверсталь», в котором указаны выявленные нарушения,
а также другими материалами дела.
Статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (статья 24 Федерального закона N 89-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Во исполнение указанной нормы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан Приказ от 25 февраля 2010 года N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок).
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Из системного толкования приведенных выше норм, проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов должны быть разработаны еще до образования отходов, так как цель лимитов на размещение отходов установить границу, после превышения, которой общество будет оказывать негативное воздействие, в связи с чем, обязано за превышенный лимит вносить плату за негативное воздействие в федеральный бюджет (в соответствии пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 129-ФЗ).
У юридического лица ПАО «Северсталь» имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 26-7414-3-0-18/23, утв. Приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу от 28.12.2018 г. № 132-ОТ со сроком действия с 28.12.2018 г. по 27.12.2023 г., а также документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 08.06.2021 г. № 24-ОТ со сроком действия с 08.06.2021 г. по 27.12.2023 г.
По результатам анализа данных, содержащихся в журнале учета движения отходов за 2020 и в отчете по форме 2-ТП (отходы) за 2020 установлено, что в 2020 у юридического и на ПАО «Северсталь» образован отход «всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений» (код ФККО 4 06 350 01 31 3) в количестве 375,345 т., однако в нормативах образования отходов по отходу «всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек аналогичных coopужений» (код ФККО 4 06 350 01 31 3) установлен норматив в количестве 207.360 т.
Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами влечет применение административной ответственности на основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, ПАО «Северсталь», в нарушение требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, не было принято всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ПАО «Северсталь» составлен уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требования закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Оснований не доверять данным, отраженным в письменных материалах дела в отношении юридического лица ПАО «Северсталь» у суда не имеется, поскольку они согласуются между собой, противоречий не имеют, получены и составлены уполномоченными должностными лицами в соответствии с требованиями законодательства, а потому являются допустимыми.
Вывод должностного лица Росприроднадзора о виновности юридического лица ПАО «Северсталь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч. 1 КоАП РФ, при установленных судом обстоятельствах соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к переоценке собранных и оцененных должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, правовых оснований для которой не имеется.
Данных, свидетельствующих об отсутствии события или состава правонарушения, а, следовательно, и о неправильном разрешении дела, - при рассмотрении жалобы судом не установлено.
Статьей 8.2 ч.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением №АД-1595/13/2021 от 29.12.2021 года, юридическому лицу ПАО «Северсталь» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей с применением ст.4.1 КоАП РФ (ниже низшего предела).
Основания для признания совершенного юридическим лицом правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Учитывая, что выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление № АД-1595/13/2021 от 29.12.2021 г. следует оставить без изменения, а жалобу ПАО «Северсталь» ФИО1 – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление №АД-1595/13/2021 от 29.12.2021 года, вынесенное государственным инспектором Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалист-экспертом межрегионального отдела государственного экологического надзора и земельного надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области <данные изъяты>. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ в отношении юридического лица ПАО «Северсталь» следует оставить без изменения, а жалобу ПАО «Северсталь» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья