ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1340/2022 от 11.10.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 12-1340/2022

Производство № 12-1349/2022

Производство № 12-1350/2020

Производство № 12-1381/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Мухин Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы главы Сковородинского района ФИО1 на постановления руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-404/2022, № 028/04/7.30-402/2022, № 028/04/7.30-401/2022, № 028/04/7.30-400/2022 от 11 августа 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении главы Сковородинского района ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-402/2022 от 11 августа 2022 года глава Сковородинского района ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Постановлением руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-404/2022 от 11 августа 2022 года глава Сковородинского района ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Постановлением руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-401/2022 от 11 августа 2022 года глава Сковородинского района ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Постановлением руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-400/2022 от 11 августа 2022 года глава Сковородинского района ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями, ФИО1 обратился в суд с жалобами, в которых просит их отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалоб оспаривал свою вину в совершении административных правонарушений, изложив фактические обстоятельства. Дополнительно привёл доводы о том, что квартиры связаны между собой и могут быть включены в один лот.

Срок подачи жалоб заявителем не пропущен.

С учётом соблюдения требований ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ, ФИО1 № 12-1350/2022, № 12-1381/2022, № 12-1349/2022, № 12-1340/2022 были объединены в одно производство.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб уведомлялись надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалоб от них не поступило, в связи с чем жалобы рассмотрена в их отсутствие.

Изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобах, судья приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее его рассмотрение в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Проведение закупочной процедуры регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 01 января 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о контрактной системе внесены изменения, за исключением положений, для которых статьей 9 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ установлены иные сроки вступления их в силу. По общему правилу нововведения в действующее законодательство не распространяются на правоотношения, возникшие до вступления в силу изменений в законе.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

При этом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (п. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе).

Следовательно, основной задачей законодательства, определяющего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой Л ограничение количества участников закупки.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что уполномоченным органом по заявкам заказчика на электронной площадке ООО «РТС-тендер» www.rts-tender.ru опубликованы извещения № 0823600003621000346 от 28.12.2021 года, № 0823600003621000332 от 04.12.2021 года, № 0823600003621000341 от 08.12.2021 года, № 0823600003621000338 от 06.12.2021 года о проведении закупки в форме электронного аукциона «Приобретение в муниципальную собственность Сковородинского района недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для переселения граждан из аварийного фонда в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Сковородинского района» подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории района».

Поскольку извещения об осуществлении рассматриваемой закупочной процедуры размещено в Единой информационной системе в сфере закупок до 01.01.2022 года, порядок осуществления закупки определяется Законом о контрактной системе в редакции от 02.07.2021 года.

Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта по заявке № 0823600003621000346 от 28.12.2021 года установлена в размере 11 234 994 рубля 70 копеек; по заявке № 0823600003621000332 от 04.12.2021 года в размере 10 561 456 рублей 30 копеек; по заявке № 0823600003621000341 от 08.12.2021 года в размере 9 672 759 рублей 80 копеек; по заявке № 0823600003621000338 от 06.12.2021 года в размере 12 030 144 рубля 20 копеек.

Документация об аукционах утверждена должностным лицом заказчика.

Указанные закупки осуществлены в целях реализации Национального проекта «Жилье и городская среда», Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Согласно аукционной документации № 0823600003621000346 от 28.12.2021 года по рассматриваемой закупочной процедуре (глава V. Описание объекта закупки, Техническое задание) в один лот включены 2 жилых помещения - благоустроенные квартиры, и дано следующее описание объекта закупки: месторасположение жилого помещения (квартиры) (указываются границы соответствующего муниципального образования, количество комнат, общая площадь жилого помещения (за исключением площади балконов, лоджий, веранд и террас) соответственно: Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан; не менее 2; не менее 51,70 м2, а также: Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан, не менее 1, не менее 68,40 м2. Техническим заданием аукционной документации в рамках прочих требований к конкретным показателям жилого помещения (квартиры) установлены следующие требования - местоположение квартиры: Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан. При этом, согласно пункту 9 Информационной карты документации об аукционе «Информация о месте поставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Срок (период) поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Условия контракта» объекты недвижимости должны быть переданы Поставщиком по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью муниципального контракта в соответствующем техническом и санитарном состоянии, в срок не позднее 01.12.2023 года. Данный срок передачи квартир косвенно указывает на отсутствие объектов недвижимости в наличии у потенциального исполнителя по контракту для передачи заказчику и возможном строительстве данных объектов недвижимости, либо иного способа создания жилого помещения (например, путем перевода из нежилого помещения в жилое).

Согласно аукционной документации № 0823600003621000332 от 04.12.2021 года по рассматриваемой закупочной процедуре (глава V. Описание объекта закупки, Техническое задание) в один лот включены 4 жилых помещения - благоустроенные квартиры, и дано следующее описание объекта закупки: месторасположение жилого помещения (квартиры) (указываются границы соответствующего муниципального образования, количество комнат, общая площадь жилого помещения (за исключением площади балконов, лоджий, веранд и террас)* соответственно: Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан; не менее 2; не менее 39 м2, 38,4 м2, 35,5 м2. Техническим заданием аукционной документации в рамках прочих требований к конкретным показателям жилого помещения (квартиры) установлены следующие требования - местоположение квартиры: Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан. При этом, согласно пункту 9 Информационной карты документации об аукционе «Информация о месте поставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Срок (период) поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Условия контракта» объекты недвижимости должны быть переданы Поставщиком по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью муниципального контракта в соответствующем техническом и санитарном состоянии, в срок не позднее 01.12.2023 года. Данный срок передачи квартир косвенно указывает на отсутствие объектов недвижимости в наличии у потенциального исполнителя по контракту для передачи заказчику и возможном строительстве данных объектов недвижимости, либо иного способа создания жилого помещения (например, путем перевода из нежилого помещения в жилое).

Согласно аукционной документации № 0823600003621000341 от 08.12.2021 года по рассматриваемой закупочной процедуре (глава V. Описание объекта закупки, Техническое задание) в один лот включены 2 жилых помещения - благоустроенные квартиры, и дано следующее описание объекта закупки: месторасположение жилого помещения (квартиры) (указываются границы соответствующего муниципального образования, количество комнат, общая площадь жилого помещения (за исключением площади балконов, лоджий, веранд и террас)* соответственно: Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан; не менее 1; не менее 51,7 м2. Техническим заданием аукционной документации в рамках прочих требований к конкретным показателям жилого помещения (квартиры) установлены следующие требования - местоположение квартиры: Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан. При этом, согласно пункту 9 Информационной карты документации об аукционе «Информация о месте поставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Срок (период) поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Условия контракта» объекты недвижимости должны быть переданы Поставщиком по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью муниципального контракта в соответствующем техническом и санитарном состоянии, в срок не позднее 01.12.2023 года. Данный срок передачи квартир косвенно указывает на отсутствие объектов недвижимости в наличии у потенциального исполнителя по контракту для передачи заказчику и возможном строительстве данных объектов недвижимости, либо иного способа создания жилого помещения (например, путем перевода из нежилого помещения в жилое).

Согласно аукционной документации № 0823600003621000338 от 06.12.2021 года по рассматриваемой закупочной процедуре (глава V. Описание объекта закупки, Техническое задание) в один лот включены 4 жилых помещения - благоустроенные квартиры, и дано следующее описание объекта закупки: месторасположение жилого помещения (квартиры) (указываются границы соответствующего муниципального образования, количество комнат, общая площадь жилого помещения (за исключением площади балконов, лоджий, веранд и террас)* соответственно: Российская Федерация, Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан; не менее 2 (по одной позиции) и не менее 1(по трем позициям); не менее 22,6 м2, 37,6 м2, 35,7м2, 32,7м2. Техническим заданием аукционной документации в рамках прочих требований к конкретным показателям жилого помещения (квартиры) установлены следующие требования - местоположение квартиры: Амурская область, Сковородинский район, с. Талдан. При этом, согласно пункту 9 Информационной карты документации об аукционе «Информация о месте поставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Срок (период) поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Условия контракта» объекты недвижимости должны быть переданы Поставщиком по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью муниципального контракта в соответствующем техническом и санитарном состоянии, в срок не позднее 01.12.2023 года. Данный срок передачи квартир косвенно указывает на отсутствие объектов недвижимости в наличии у потенциального исполнителя по контракту для передачи заказчику и возможном строительстве данных объектов недвижимости, либо иного способа создания жилого помещения (например, путем перевода из нежилого помещения в жилое).

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме № АК/104308/19 от 28.11.2019 года, в соответствии ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.

Таким образом, укрупнение объекта закупки путем включения в его состав нескольких квартир приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, влечет увеличение размера обеспечения заявки на участие в торгах и размера обеспечения контракта, что может привести к ограничению количества участников закупки.

Судом установлено, что комиссия Амурского УФАС России пришла к выводу, что заказчик при проведении указанных электронных аукционов включил в состав одного лота (в состав одной закупки) несколько жилых помещений, которые не отвечают следующим критериям: они не связаны между собой, отсутствует необходимость их использования как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе, предназначены для использования разными гражданами, переселяемыми из аварийного жилья. Ввиду изложенного, объединение в один лот нескольких квартир ограничило возможность участия в данной закупке лиц, имеющих одну квартиру, обеспечило преимущество участия в закупке лицу, имеющему две и более квартир, что ограничивает и (или) может ограничить количество участников закупок.

Кроме того, комиссией Амурского УФАС России установлено, что содержание документации об аукционе указывает на отсутствие технической либо иной взаимосвязи закупаемых объектов.

Так, согласно пункту 3.1 проекта муниципального контракта приобретаемые жилые помещения могут располагаться в разных многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию объектах капитального строительства.

Аналогичное положение содержится в приложении № 1 к муниципальному контракту «Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики жилых помещений (квартир)»: приобретаемые жилые помещения могут располагаться в разных многоквартирных домах.

Данные положения документации об аукционе указывают на возможность поставки объектов недвижимости, созданных в будущем, как построенных, так и созданных иным путем (перевод из нежилого помещения в жилое, приобретение по договору купли-продажи в будущем, инвестиционная деятельность в форме финансирования строительства объектов недвижимости и др.).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протоколов об административных правонарушениях и вынесении оспариваемых постановлений.

Несмотря на непризнание вины, факт совершения ФИО1 административных правонарушений и его вина в совершении правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Доказательства исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являлись достаточными для рассмотрения дела по существу, они оценены должностным лицом по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства должностное лицо оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Доводы жалобы были фактически рассмотрены должностным лицом при вынесении оспариваемых постановлений, и получили надлежащую правовую оценку как надуманные и не основанные на нормах действующего законодательства, оснований для переоценки доводов ФИО1 о взаимосвязанности объектов закупки в связи с финансированием их приобретения из одного бюджета, их приобретения для одной цели, расположения в одном и том же населённом пункте – с. Талдан Сковородинского района не имеется.

Доводы подателя жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановлений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

Неустранимые сомнения, которые должны быть истолкованы в пользу ФИО1, не установлены.

При таких обстоятельствах, действия ФИО1 должностным лицом квалифицированы в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения к административной ответственности ФИО1 не нарушен.

В силу ст.ст. 24.5 и 2.9 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу, не имеется.

Вместе с тем, судьёй учитывается, что согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, перечисленные выше нарушения требований законодательства были выявлены Амурским УФАС в результате проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия. Следовательно, ФИО1 подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

При таких обстоятельствах, в этой части постановления руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-404/2022, № 028/04/7.30-402/2022, № 028/04/7.30-401/2022, № 028/04/7.30-400/2022 от 11 августа 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесенные в отношении ФИО1, подлежат изменению, а ФИО1 надлежит назначить одно административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. В остальной части указанные постановления подлежат оставлению без изменения, а жалобы - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановления руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-404/2022, № 028/04/7.30-402/2022, № 028/04/7.30-401/2022, № 028/04/7.30-400/2022 от 11 августа 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1, изменить:

назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

В остальной части постановления руководителя УФАС по Амурской области № 028/04/7.30-404/2022, № 028/04/7.30-402/2022, № 028/04/7.30-401/2022, № 028/04/7.30-400/2022 от 11 августа 2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобы - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение 10 дней с момента вручения (получения) копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда Е.О. Мухин