ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1342/18 от 24.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 12-1342/2018

Р Е Ш Е Н И Е

24 декабря 2018 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Линьковой В.В.,

при секретаре Пашевкиной Е.И.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Искандарова И.У.,

государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт» Искандарова И.У. на постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1, от 6 ноября 2018 года № ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1, от 6 ноября 2018 года № ... общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Уралнефтепродукт» (далее- ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, 19 ноября 2018 года защитник Искандаров И.У. обратился с жалобой в Ленинский районный суд г. Оренбурга.

В жалобе защитник просит вышеуказанное постановление отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку им не нарушены требования действующего законодательства о порядке предоставления отчета об организации и о результатах осуществления экологического контроля, срок предоставления отчета на момент проверки не истек; также указывает, что на момент вынесения постановления обязанность по предоставлению отчета законом установлена не была. А также полагает, что на общество не возложена обязанность по разработке и согласованию мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий. Также в жалобе защитник указывает, что все данные за 2017 год для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области были предоставлены в установленный срок.

В судебном заседании защитник Искандаров И.У. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно материалам дела ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» имеет источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно автозаправочные станции (АЗС), расположенные по адресу: ул. ..., г. Оренбург (АЗС №...); ..., г. Оренбург (АЗС №...); ... г. Оренбург, (АЗС №...), находящиеся на праве собственности, которые поставлены на государственный учет как площадные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

По поручению прокуратуры г. Оренбурга от 15.06.2018 г. № ... о необходимости проведения проверки деятельности АЗС в части соблюдения требований природоохранного законодательства, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга вынесено решение о проведении в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» проверки соблюдения автозаправочными станциями, расположенными на поднадзорной территории требований природоохранного законодательства от 31 июля 2018 года № ....

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга 09 августа 2018 года проверки в отношении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» было установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности юридического лица допускаются нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно:

- в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 25, части 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ, сведения об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для АЗС № ..., ..., ... не представлен в Министерство природных ресурсов Оренбургской области;

- в нарушение ст. 19, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ, постановления Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года № 263-п «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий для АЗС № ..., ..., ... не разработаны и не согласованы с Министерством природных ресурсов Оренбургской области.

- в нарушение ст. 20 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункт 2 постановления Правительства Оренбургской области № 785-п от 14.09.2012 г. «О порядке ведения регионального кадастра отходов Оренбургской области» данные необходимые для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области за 2017 год для АЗС № ..., ..., ... не были представлены в уполномоченное государственное учреждение.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 7 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Порядок и срок предоставления обществом отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля установлены Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74, который вступил в силу только 15 апреля 2018 года. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (пункт 1 порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля).

Общество согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении вменяется не предоставление в Министерство природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Проверяемый период 2017 -2018 годы. Срок предоставления отчета за 2017 год, установленный Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года №74 не мог быть соблюден обществом, так как приказ вступил в силу после истечения срока предоставления отчета. Срок предоставления отчета за 2018 год на момент проведения проверки еще не истек. Таким образом, нарушений требований закона в данной части обществом не допущено. В этой части выводы должностного лица подлежат исключению из оспариваемого постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

В силу пункта 8 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года N 263-п, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, согласовывают разработанные мероприятия в периоды НМУ с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Пунктом 3 статьи 19 Закона установлена обязанность хозяйствующих субъектов, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Каких-либо исключений в отношении согласования указанных мероприятий в зависимости от категории предприятия и категории опасности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду приведенными выше нормами статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Порядка не предусмотрено.

В рассматриваемом случае обязанность общества по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, вытекает из императивных требований закона.

Соответствующие мероприятия обществом на момент проверки с Министерством природных ресурсов экологии и имущественных отношений Оренбургской области согласованы не были, следовательно в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ. В этой части доводы жалобы заявителя подлежат отклонению.

Также обществу вменяется нарушение срока предоставления сведений, необходимых для внесения в региональный кадастр отходов Оренбургской области за 2017 год.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2012 года №785-п утвержден порядок ведения регионального кадастра отходов Оренбургской области».

Пунктом 2 Порядка установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию, необходимую для ведения регионального кадастра отходов Оренбургской области, в соответствии с Порядком.

Данные, вносимые в кадастр отходов по утвержденным формам учетной документации, представляются ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, в государственное бюджетное учреждение "Экологическая служба Оренбургской области" (далее - ГБУ "Экослужба Оренбургской области") (пункт 5).

При этом до октября 2018 года формы отчетности определялись распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 22 января 2013 года №... «Об утверждении форм учетной документации регионального кадастра отходов Оренбургской области».

Вопреки доводам жалобы общество в ходе проведения проверки и в суд не представило доказательств предоставления в установленный законом срок сведений в государственное бюджетное учреждение «Экологическая служба Оренбургской области» по установленной форме. В связи с чем, обществом нарушены экологические требования при эксплуатации объектов, что образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что из Порядка ведения регионального кадастра отходов Оренбургской области исключена норма об ответственности за его нарушение не свидетельствует о том, что допустившее нарушение требований порядка лицо не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку составы административных правонарушений закреплены в КоАП РФ.

Таким образом, ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» не предприняло все зависящие от него по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ.

Фактические обстоятельства совершения ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждения дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки от 31.07.2018 г № ...; проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах действия ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» правильно квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений судом не установлено.

Постановление о привлечении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь, ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1, от 6 ноября 2018 года № ... о привлечении ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» по ст. 8.1 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу Искандарова И.У. –без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья: подпись. В.В. Линькова