ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1342/20 от 02.03.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

02 марта 2021 года г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

с участием:

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного органа – ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» ФИО4 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 №473-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, директор Учреждения ФИО4 обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу, так как событие правонарушения отсутствует; Учреждение не владеет объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, не состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на объектах Учреждения отсутствуют источники выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и, соответственно, Учреждение не относится к лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст.16.1 Федерального закона №242 плательщиками за НВОС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели при размещении отходов.

В судебном заседании представитель Учреждения ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что состав и событие правонарушения в действиях Учреждения отсутствует, так как в результате деятельности Учреждения образуются твердые коммунальные отходы, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у Учреждения отсутствует, как и обязанность по направлению декларации.

По ходатайству представителя Учреждения к материалам дела приобщены копии договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, запроса и ответа Природнадзора Югры.

Представитель Управления Росприроднадзора ФИО3 в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила отказать в ее удовлетворении.

Суд, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – АУ « Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ за то, что, находясь по адресу: <адрес>, у Учреждения образуются отходы, не относящиеся к ТКО: отходы смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (ФККО 7 33 310 01 71 4); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (ФККО 7 36 100 01 30 5) и, в нарушение ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Учреждение не предоставило в Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Административная ответственность по ст.8.5 КоАП РФ предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Учреждения к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ по следующим основаниям.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые являются обязательными для всех субъектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст.16.1 Федерального закона №7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (п.8 ст.16.4 Федерального закона №7-ФЗ).

Согласно п.9 ст.16.4 Федерального закона №7-ФЗ Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 №3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок), согласно которому установлено следующее.

Настоящий Порядок устанавливает правила представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее соответственно - декларация о плате, плата) лицами, обязанными вносить плату в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ (далее - лица, обязанные вносить плату), в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и ее территориальные органы.

Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Декларация о плате на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить пату, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющие функции администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по плате, по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления.

Датой представления декларации о плате в форме электронного документа считается дата регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Датой представления декларации о плате на бумажном носителе считается отметка территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата оптового отправления.

Как следует из материалов дела (л.д.20), у АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» образуются следующие виды отходов:

ФККО 7 33 100 01 72 4 - мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);

ФККО 7 31 110 01 72 4 - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные);

ФККО 7 33 31001714 - смет с территории гаража, автостоянки малоопасный;

ФККО 7 37 100 01 72 5 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно- воспитательных учреждений;

ФККО 736 100 01 305 - пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (с изменениями на 02 ноября 2018 года).

Согласно реестру ФККО: - отходы смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (ФККО 7 33 310 01 71 4); - пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (ФККО 7 36 100 01 30 5) не относятся к твердым коммунальным отходам.

Таким образом, АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» в результате хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду и в силу требований ст.ст.16.1, 16.4 Федерального закона №7-ФЗ обязано предоставлять декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Виновность Учреждения установлена и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении №572-ОН от ДД.ММ.ГГГГ; служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ; ответами Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; данными учета отходов, переданных от АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» за 2019 год; копиями договоров на оказание услуг по обращению с ТКО; копиями счетов-фактур, счетов на оплату.

Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований, и в своей совокупности подтверждают виновность Учреждения.

Таким образом, АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» обоснованно привлечено к административной ответственности, и его действия правильно квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат представленным по делу доказательствам, основаны на неверном толковании норм законодательства.

Довод жалобы о том, что Учреждение не осуществляет деятельность по обращению с отходами, не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и не внесено в соответствующий реестр, а потому не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, несостоятелен.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, состав вменяемого АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не установлено.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, в отношении АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж», вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ст.8.5 КоАП РФ.

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, изменения суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 №473-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, - оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1