ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-134/17 от 16.01.2018 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

КОПИЯ

дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес> 16 января 2018 года

Судья Когалымского городского суда <адрес> - Югры ФИО1,

с участием представителя юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз» ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», <данные изъяты> ИФНС России по <адрес> ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: 626486, РФ, <адрес>, ХМАО-Югра, <адрес>, к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа 30 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз» ФИО3 обратился в суд с жалобой и просит постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая на то, что согласно оспариваемому постановлению, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» вменяется нарушение требований ст. ст. 3, 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Данные нормы содержат общие требования и не обязывают юридические лица предоставлять в государственные надзорные органы информацию о проводимых работах, таких как расчистка автодороги. Также, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» вменяется невыполнение положений постановления Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-П «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории <адрес> - Югры». Согласно приложению к вышеназванному постановлению Правительства ХМАО-Югры утверждена Типовая форма оперативного сообщения об аварии (инциденте). Также в данном приложении указано о том, что в срок не позднее 24 часов с момента обнаружения разлива нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды предприятием направляются сведения по форме оперативного сообщения об аварии (инциденте) в уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа, согласно схеме оповещения организациями контролирующих органов по фактам аварий (инцидентов) на предприятиях, связанных с разливами нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды, в том числе, которые могут привести к ЧС (н). Однако, на обозначенном в оспариваемом постановлении участке, аварий (инцидентов) не было. Также на данных участках не происходило разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды. В связи с этим, у ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» оснований направлять оперативное сообщение в соответствующие уполномоченные федеральные службы и уполномоченные службы автономного округа не возникло. Иных норм законодательства РФ, которые бы устанавливали обязанность ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» предоставить информацию, и которая, по мнению административного органа не исполнена Обществом, в оспариваемом постановлении не вменяется. В оспариваемом постановлении, Служба Природнадзора Югры ссылается на результаты проведенного анализа проб ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, отобранных на месте предполагаемого загрязнения. Как следует из представленного ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре заключения, результаты проведенного анализа проб почвы показали, что в образце с загрязненной территории отмечается отклонение по хлоридам в 2,5 раза по сравнению с незагрязненным участком и составляют 45 мг/кг. Данные показатели являются ниже допустимых концентраций хлорид -ионов, определенных по результатам локального экологического мониторинга на территории Даниловского лицензионного участка в 2016 году. Согласно отчету о результатах проведения экологического мониторинга на территории Даниловского лицензионного участка ТПП «Урайнефтегаз» в 2016 году, средняя концентрация хлорид-ионов Даниловского лицензионного участка в целом составляет 0,3 ммоль/100г. — 106, 5 мг/кг. В соответствии с периодической системой химических элементов ФИО4 молярная масса элемента хлор (С1) составляет 35,5 г/моль. 0,3ммоль х 35,5 г/моль х 10 =106,5 мг/кг почвы. (10 — перевод из граммов в килограммы). То есть исходя из показателей локального экологического мониторинга по Даниловскому месторождению, в почве, где по мнению Службы Природнадзора Югры было совершено административное правонарушение, а именно: авария, инцидент на трубопроводе, концентрация хлорид - ионов не превышает характерную (предельно -допустимую) для Даниловского лицензионного участка. Следовательно, данное обстоятельство подтверждает отсутствие загрязнения и тем более аварии.

В судебном заседании представитель юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО5 на удовлетворении жалобы настаивал.

Изучив жалобу, выслушав представителя юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» ФИО5, исследовав материалы дела, прихожу к следующему:

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами; не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Административная ответственность по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Санкция ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенного анализа поступивших материалов о загрязнении лесного участка нефтесодержащей жидкостью на территории <адрес> ХМАО - Югры в границах квартала 82 выдела 50, 58, Арантурского урочища, Арантурского участкового лесничества, Территориального отдела — Советское лесничество установлен факт сокрытия экологической информации со стороны ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» ТПП «Урайнефтегаз».

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты - <адрес> - Югры - ФИО6ДД.ММ.ГГГГ 12:10 при проведении патрулирования территории участков лесного фонда. расположенных в границах Территориального отдела - Советское лесничество, Арантурское участковое лесничество, Арантурское урочище, квартал , в квартале 82 выделы 50, 58 ТО - Советское лесничестве Арантурское участковое лесничество, Арантурское урочище выявлено место разлива нефтесодержащей жидкости. Участок лесной дорога протяженностью 150 м в выделе 58 квартала 82 был отсыпан минеральным грунтом - песком. На дороге имелись пятна проступающей нефтесодержащей жидкости. В районе куста 33 ЦДНГ- 4 ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» - в 20 м к юго-востоку от обваловки кустовой площадки обнаружено место работы тяжелой техники со следами нефтесодержащей жидкости на поверхности песчаного грунта. В выделе 50 квартала 82 Арантурского урочища за высокой снежной «бровкой» к югу от дороги обнаружен участок леса отсыпанный торфом. На поверхности снега имелись пятна нефтесодержащей жидкости.

Согласно заявке на отбор проб почв от ДД.ММ.ГГГГ исх. .05-718ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке в выделах 50, 58 квартале 82 Арантурского урочища Арантурского участкового лесничества специалистом филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО - Югре ФИО7 произведен отбор на одном почвенном участке для определения содержания в почвах углеводородов (нефть и нефтепродукты), хлорид - ионов в присутствии представителя ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» инженера 2 категории группы охраны окружающей среды Отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии ТПП «Урайнефтегаз» по доверенности от 30.12.2014г. ФИО8 Составлен протокол отбора проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ. Отбор проб производился в границах загрязненного участка.

Согласно заключения (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО - Югре по результатам количественного химического анализа (КХА) проб почвы, отобранных на территории Даниловского лицензионного участка ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь», результаты проведенного анализа проб почвы показали, что в образце с загрязнённой территории отмечается отклонение по хлоридам в 2,5 раза в сравнении со значениями исследуемых ингредиентов с незагрязнённого участка. Концентрация нефтепродуктов пробы с загрязнённого участка -186 мг/кг. При вскрытии пробы присутствовал характерный нефтяной запах.

Полученные химико - аналитические данные подтверждают факт техногенного загрязнения окружающей среды в результате инцидента (отказа) выявленного в результате маршрутного патрулирования ДД.ММ.ГГГГ, акт маршрутного патрулирования .

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» гос. инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, доводы, представленные юридическим лицом, о том, что в указанном месте на трубопроводе имело место не авария (инцидент), а проводились работы, связанные с расчисткой автодороги, материалами дела об административном правонарушении не опровергаются.

Как следует из представленного ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре заключения, результаты проведенного анализа проб почвы показали, что в образце с загрязненной территории отмечается отклонение по хлоридам в 2,5 раза по сравнению с незагрязненным участком и составляют 45 мг/кг. Данные показатели являются ниже допустимых концентраций хлорид -ионов, определенных по результатам локального экологического мониторинга на территории Даниловского лицензионного участка в 2016 году.

В соответствии с Положением «Об организации локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории <адрес> - Югры», утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры -П от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Положение о ЛЭМ), локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки (пробная или опытно-промышленная эксплуатация) месторождений нефти и газа. Согласно пп. 68, 70 Положения о ЛЭМ, результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в соответствии со сроками и по формам оформляются «Электронными протоколами КХА». Результаты локального экологического мониторинга (электронные протоколы КХА) устанавливают характерные (предельно - допустимые) концентрации различных компонентов, содержащихся в почве по конкретному Лицензионному участку.

Согласно отчету о результатах проведения экологического мониторинга на территории Даниловского лицензионного участка ТПП «Урайнефтегаз» в 2016 году, средняя концентрация хлорид-ионов Даниловского лицензионного участка в целом составляет 0,3 ммоль/100г. — 106, 5 мг/кг. В соответствии с периодической системой химических элементов ФИО4 молярная масса элемента хлор (С1) составляет 35,5 г/моль. 0,3ммоль х 35,5 г/моль х 10 =106,5 мг/кг почвы. (10 — перевод из граммов в килограммы). То есть исходя из показателей локального экологического мониторинга по Даниловскому месторождению, в почве, где по мнению Службы Природнадзора Югры было совершено административное правонарушение, а именно: авария, инцидент на трубопроводе, концентрация хлорид - ионов не превышает характерную (предельно -допустимую) для Даниловского лицензионного участка.

Следовательно, данное обстоятельство подтверждает тот факт, что оснований для привлечения ООО «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» к административной ответственности не имелось.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь» к административной ответственности по ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа 30 000 руб. - отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд <адрес> - Югры через Когалымский городской суд.

Судья: подпись ФИО1

Копия верна, судья:

Подлинный документ подшит в деле Когалымского городского суда ХМАО-Югры