ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-134/19 от 18.09.2019 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-134/2019

РЕШЕНИЕ

г. Губаха 18 сентября 2019 года

Судья Губахинского городского суда Пермского края Зюзиков А.А.,

с участием защитника юридического лица – администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Андреева П.А., должностного лица К.Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Губаха жалобу защитника Андреева П.А. в интересах юридического лица – администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края на постановление заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровскому муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ

Защитнику юридического лица разъяснены права в соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ.

Заявлений, ходатайств, отводов, в том числе о ведении протокола судебного заседания, защитником не представлено.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровскому муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно юридическим лицом:

1. не реализуются мероприятия по пожарной безопасности по включению в планы, программы развития территории в части сноса заброшенных строений по <адрес>.

Кроме того, в ходе проведения проверки выполнения противопожарных мероприятий органом местного самоуправления установлено, что:

2. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в <адрес>;

3. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в <адрес>;

4. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;

5. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;

6. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;

7. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения в дачном поселке <адрес>;

8. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

9. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

10. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

11. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

12. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

13. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

14. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

15. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

16. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

17. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

18. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

19. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

20. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

21. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

22. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

23. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

24. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

25. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

26. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

27. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

28. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

29. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

30. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

31. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

32. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

33. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

34. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

35. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

36. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

37. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

38. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

39. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

40. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

41. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

42. отсутствуют источники противопожарного водоснабжения по <адрес>;

43. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

44. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

45. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

46. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

47. неисправен пожарный гидрант на <адрес>;

48. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

49. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

50. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

51. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

52. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

53. неисправен пожарный гидрант по <адрес>;

54. отсутствует проезд для пожарной техники к <адрес>;

55. отсутствует проезд для пожарной техники к <адрес>;

56. неисправен пожарный водоем по <адрес>;

57. неисправен пожарный водоем по <адрес>.

Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 (восьмидесяти тысяч) рублей.

Защитник Андреев П.А. обжаловал данное постановление, считает его необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Так, согласно доводам жалобы, Администрацией осуществляются все необходимые мероприятия, направленные на соблюдение всех необходимых мероприятий на территории городского округа по соблюдению мер пожарной безопасности, в том числе по содержанию и оборудованию источников противопожарного водоснабжения, а именно постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила содержания и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в границах городского округа. В настоящее время никем постановление не оспорено. В соответствии с требованиями п. 10 ч. 1 ст. 16 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено создание муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха» обязанностью которого является кроме прочего - проведение первичных мер пожарной безопасности. В ходе осуществления своих полномочий МКУ «Управлением по делам ГО и ЧС» проводятся мероприятия по содержания источников противопожарного водоснабжения на территории городского округа «Город Губаха», так в частности Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о выделении денежных средств на ремонт пожарных гидрантов. Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства из резервного фонда на выполнение ремонтных работ, по восстановлению противопожарных гидрантов. В рамках договора поставки работы осуществлены в полном объеме. Считает, что Администрация городского округа Город Губаха является не надлежащим лицом по данному факту, поскольку Садовые товарищества: <адрес>, являются самостоятельными юридическими лицами. Пункты 54, 55 Постановления по делу об административном правонарушении содержат нарушения в части отсутствии проезда для пожарной техники к поселку Парма и поселку Шестаки. Администрация городского округа «Город Губаха» Пермского края осуществляет мероприятия по содержанию дорог, и благоустройству улично-дорожной сети населенных пунктов городского округа, поскольку структурным подразделением, управление строительства и ЖКХ администрации городского органа «Город Губаха» было составлено и утверждено муниципальное задание для МБУ «Комбинат благоустройства» (в т.ч. и в части обслуживания улично-дорожной сети) следовательно, все мероприятия связанные с организацией обслуживания уличной дорожной сети были осуществлены в полном объеме. Просит постановление отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Андреев П.А. поддержал доводы жалобы.

Судья, исследовав материалы дела, считает жалобу заявителя обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

К первичным мерам пожарной безопасности, относящимся к полномочиям органов местного самоуправления, относится, в числе прочих, и обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения (ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно п. 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Аналогичные термины закреплены в постановление от ДД.ММ.ГГГГ, которое принято Администрацией г. Губаха.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственников имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлекая к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП юридическое лицо – Администрацию городского округа «Город Губаха», заместитель главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору Ш.Е.В. в своем постановлении не указал, в чем выразилось непринятие администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края мер по соблюдению требований пожарной безопасности.

Содержащиеся в протоколе и в постановлении по делу перечни выявленных нарушений и ссылки на нормативно-правовую базу не свидетельствуют о доказанности вины в совершении административного правонарушения именно администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края. Материалы рассматриваемого дела об административном правонарушении также не содержат доказательств, подтверждающих вину администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края.

В соответствии с действующими нормативными документами в области обеспечения пожарной безопасности, в частности, статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органа местного самоуправления относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Согласно п.п. 5 п. 4 ст. 36 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании не нашло свое подтверждение нарушение администрацией городского округа «Город Губаха» Пермского края требований ст. ст. 62, 63 Федерального закона от 28.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Как следует из материалов дела, администрацией городского округа «Город Губаха» постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждено создание муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха», основной деятельностью которого является практическая реализация полномочий органов местного самоуправления, в том числе, обеспечения пожарной безопасности. Следовательно, по мнению судьи, на руководство данного учреждения может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством

Кроме того, согласно представленным защитником доказательствам, администрацией принимаются меры организационного – правового характера, например, как указано выше, создано уполномоченное учреждение, приняты нормативные акты: постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила содержания и эксплуатации источников противопожарного водоснабжения в границах городского округа «Город Губаха» Пермского края, установлены ответственные лица, за содержание источников противопожарного водоснабжения – их собственники или титульные владельцы.

Из представленного протокола от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых выделены денежные средства из резервного фонда на выполнение ремонтных работ, по восстановлению противопожарных гидрантов, следует, что администрация решает вопросы финансового обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В рамках договора поставки пожарные гидранты приобретены МБУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха». Кроме того, из представленных доказательств следует, что уполномоченным бюджетным учреждением МБУ «Комбинат благоустройства» заключены договора на снос многоквартирных домов с ООО «Демонтаж-Строй» по <адрес>, что опровергает доводы должностных лиц пожарного надзора о том, что не реализуются мероприятия по пожарной безопасности по включению в планы, программы развития территории, в части сноса заброшенных строений. Судья учитывает, что законодательство не содержит термин «заброшенное строение».

Судьей при исследовании представленных доказательств установлено, что в рамках полномочий администрации приняты: муниципальное задание на ДД.ММ.ГГГГ по содержанию автомобильных дорог местного значения, улиц, входящих в состав территории «Губахинского городского округа», на нормативное содержание дорог выделены соответствующие бюджетные средства, что также подтверждает решение финансового обеспечения вопросов местного значения. Так же судьей принято во внимание, что в настоящее время из-за горного рельефа фактически не предусмотрено наличие автомобильного сообщения с населенными пунктами <адрес>, с данными населенными пунктами установлено лишь железнодорожное сообщение.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, судья приходит к выводу, что постановление вынесено должностным лицом при отсутствии относимых, достоверных и достаточных доказательств вины непосредственно Администрации городского округа «Город Губаха», что является основанием к его отмене и прекращении производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Андреева П.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора Губахинского, Кизеловского городских округов и Александровского муниципального района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – отменить, производство по делу в отношении юридического лица – Администрации городского округа «Город Губаха» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ – прекратить.

Судья А.А. Зюзиков