К делу №12-134/20
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
03 марта 2020 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Берулько Е.Г.
при секретаре Алексеевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № от 26.12.2019г., предусмотренном ч.1 ст. 7.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении от 26.12.2019г., вынесенное в отношении него заместителем руководителя госжилинспекции Краснодарского края по ч.1 ст. 7.21 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указано, что постановлением по делу об административном правонарушении от 26.12.2019г. он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
С данным постановлением заявитель не согласен, считает его незаконным и необоснованным ввиду следующего. В постановлении по делу об административном правонарушении отмечен факт расположения хостела в кв. <адрес>, что не соответствует действительности. В настоящее время жилые помещения по указанному адресу сдаются в наем на различные сроки, без предоставления каких-либо дополнительных услуг, просит об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.12.2019г., производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы по основаниями, изложенным в жалобе, просил производство по делу прекратить.
Представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, действующий на основании доверенности – ФИО2 в судебном заседании полагал постановление № от 26.12.2019г. законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара проведена проверка исполнения федерального законодательства в части использования жилых помещений для предоставления гостиничных услуг.
В ходе проверки установлено, что в квартирах №1,2,3,4 в многоквартирном доме по адресу: <адрес> расположен хостел «В двух шагах от старого центра». Собственником квартир №1,2,3,4 в МКД является ФИО5 по договорам от 01.10.2019г. №, указанные квартиры переданы во временное владение ИП ФИО1 на срок до 31.08.2020г.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправных действий (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо исходил из того, что вступившим в силу 01.10.2019г. Федеральным законом от 15.04.2019г. №59-ФЗ «О внесении изменений в ст. 17 ЖК РФ» в часть 3 ст.17 ЖК РФ внесены дополнения, согласно которым не допускается размещение в жилых помещениях гостиниц.
Вместе с тем в ходе производства по делу и при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица ФИО1 пояснил, что по <адрес> в 17-ти этажном многоквартирном доме раньше располагалась гостиница «В двух шагах от старого центра», деятельность которой вел от своего имени самостоятельно, помещение находилось в аренде.
С середины сентября 2019 года в связи с вступлением в силу 01.10.2019г. Федерального закона от 15.04.2019г. №59-ФЗ «О внесении изменений в ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» деятельность мини-отеля была прекращена, в настоящее время квартиры по №1,2,3,4 сдаются по договору найма.
Аналогичные доводы изложены ФИО1 в настоящей жалобе.
Указанные доводы и обстоятельства, на которые ссылался ФИО1 при рассмотрении дела должностным лицом, должной оценки не получили.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками на основании договора.
К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 N 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» хостел - вид гостиниц, включающих в себя многоместные номера, но не более 12 мест в одном номере, помещения для совместного использования гостями (гостиные, холлы, комнаты для завтраков и т.п.), общая суммарная площадь которых составляет не менее 25 процентов общей суммарной площади номеров, санитарные объекты, расположенные, как правило, за пределами номера, и предоставляющих услуги питания с ограниченным выбором блюд и (или) кухонное оборудование, а также по возможности дополнительные услуг.
В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу положения п.2 ст.288 ГК РФ, части 2 ст.30 ЖК РФ жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст.673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). При этом глава 35 ГК РФ не ограничивает минимальный срок найма, следовательно, собственники вправе сдавать свое жилье по договорам найма как на посуточной основе, так и на длительные сроки.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ №Д28и-33450 от 01.10.2019г. в жилых помещениях возможно оказание услуг по предоставлению временного жилья, на основании договора краткосрочного найма. Следовательно, действующее законодательство не предусматривает запрет на осуществление деятельности по сдаче жилых помещений по договорам краткосрочного найма, сдача жилых помещений в аренду на короткий срок является законной.
В качестве подтверждения соответствия предоставляемого жилья требованиям нормативных документов в части качества и безопасности предоставляемой услуги возможно получение сертификата при наличии минимального пакета документов.
В подтверждение доводов о том, что в настоящее время указанные квартиры не используются ФИО1 под хостел, в материалы дела представлены: договоры найма жилого помещения (квартиры) №, №, №, №, №л от 01.10.2019г., передаточные акты к договорам найма, в соответствии с которыми предметом договора являются квартиры, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящие из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (л.д.7-18).
Также в материалы дела представлен сертификат соответствия № на оказание услуг по предоставлению временного жилья для посетителей в помещениях, предоставляемых по договорам краткосрочного найма Код № Соответствует требованиям СТО СТ 54606-2020, копиями правоустанавливающих документов на квартиры №1,2,3,4, находящихся по адресу: <адрес>.
Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что ФИО1 не осуществляет услуги по организации гостиницы (хостела).
Доводы должностного лица госжилинспекции Краснодарского края о виновности ФИО1 в организации услуг «Хостела» подтверждены только скриншотом с сайта <данные изъяты>», однако, в объявлении указано, что по <адрес> в г. Краснодаре сдается - апартаменты/квартира.
Судом учитывается, что выезда по месту совершения административного правонарушения ни Прокуратурой ЦВО г. Краснодара, ни Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края произведено не было.
В соответствии с ч.1 ст.7.21 КоАП РФ порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.). (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о нарушении ФИО1 требований Жилищного законодательства и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положениями ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными приведенным КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Соблюдение положений ст. 24.1 КоАП РФ означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.21 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края № от 26 декабря 2019 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.21 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Берулько Е.Г.