№
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Тюмень ДД.ММ.ГГГГ
Судья Тюменского районного суда Тюменской области Хоменко <данные изъяты> с участием:
представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «<данные изъяты>» ФИО1,
представителя Государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО3 на постановление № начальника отдела государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», <данные изъяты>
привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО2 Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту ООО «<данные изъяты>») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения. Законом прямо не определена необходимость указания степени детализации условий труда на рабочем месте. Кроме того полагает, что на дату рассмотрения должностным лицом дела в отношении Общества, истек срок давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО «<данные изъяты>» ФИО1 доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснив, что на основании проведенной оценки условий труда были внесены сведения в дополнительное соглашение, с которым был ознакомлен работник. Полагает, что права работника нарушены не были. Просила постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что в ст. 57 ТК РФ определены условия труда на рабочем месте. Опасный фактор определяется работодателем на основании типового положения. В Положении о системе управления охраной труда указаны сведения об опасном факторе, однако они не отражены в договоре, что является обязательным исходя из требований ст. 57 ТК РФ. Просила доводы жалобы оставить без удовлетворения.
Заслушав участников судебного заседания, изучив представленные материалы дела, суд находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно представленным материалам дела ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в Тюменской области поступило обращение ФИО4 по факту нарушения его трудовых прав (л.д. 121). ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда, заместителем руководителя Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО5 вынесено распоряжение о проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой документарной проверки № в отношении ООО «<данные изъяты>» в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Установлено, что проверка проводится с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д. 115-118).
В ходе проведенной проверки в деятельности ООО «<данные изъяты>» были выявлены следующие нарушения трудового законодательства, а именно в трудовой договор работника ФИО4 не включены условия труда на рабочем месте (опасный производственный фактор); ООО «<данные изъяты>» определены основные опасности, однако не проведена их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а также основные направления о принятия мер по снижению уровней профессиональных рисков, планирования мероприятий. Работники ООО «<данные изъяты>» не проинформированы об уровнях профессиональных рисков; в ходе проверки представлена карта социальной оценки условий труда (СОУТ) № рабочего места «начальник участка», карта № места «водитель спецавтомобиля». В листе ознакомления, в данных картах отсутствует подпись работника ФИО4 (л.д. 94-98).
В связи с выявленными нарушениями трудового законодательства начальником отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО2ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ООО «<данные изъяты>» (л.д. 73-77).
Вина ООО «<данные изъяты>» подтверждается собранными доказательствами по делу, достоверность которых установлена.
Довод жалобы о том, что степень детализации условий труда на рабочем месте не установлена в законе, как подлежащей указанию в трудовом договоре, опровергается нормами действующего законодательства, согласно которому в соответствии с частью 2 статьи 209 ТК РФ, понятие "условия труда" объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника. Опасный производственный фактор – это производственный фактор воздействие которого на работника может привести к его травме. Кроме того, ст. 22 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ об административных правонарушениях составляет один год.
В силу ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроком, предусмотренные ч. 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», в силу ч. 2 ст. 4.5 данного Кодекса, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой стати, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административно правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В связи с этом, учитывая, что изменения в договор в части указания опасного производственного фактора могли быть внесены с даты принятия Положения о системе управления охраной труда до даты расторжения трудового договора с ФИО4ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что такие изменения внесены не были, то днем обнаружения указанного длящегося административного правонарушения в данном случае является день выявления указанного правонарушения должностным лицом административного органа – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. день составления акта проверки, в связи с чем на дату вынесения обжалуемого ООО «<данные изъяты>» постановления, срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ не истек.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене или изменению постановления административного органа, в жалобе не содержится.
Таким образом, суд полагает, что действия ООО «<данные изъяты>» были квалифицированы должностным лицом, в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание ООО «<данные изъяты>» назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в размере, установленном санкцией ч. 4 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом, доказательства объективной невозможности соблюдения заявителем норм законодательства в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину ООО «<данные изъяты>» в совершении вменяемого правонарушения, в том числе малозначительность содеянного, не установлены.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления суд не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственной инспекцией труда в Тюменской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» - оставить без изменения. Жалобу генерального директора ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Тюменского районного
суда Тюменской области <данные изъяты>. Хоменко