№12-134/2017
Р Е Ш Е Н И Е
13 марта 2017г. Судья Кировского районного суда г. Астрахани Г.К. Шамшутдинова при ведении протокола секретарем А.К.Даниловой, рассмотрев жалобу заместителя начальника управления образования администрации МО «Город Астрахань» по финансово-экономическим вопросам Петровой ФИО10 на постановление и.о. министра финансов Астраханской области от 13.01.2017 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель начальника управления образования администрации МО «Город Астрахань» по финансово-экономическим вопросам Петрова С.Н. обратилась в суд с жалобой, указав, что постановлением и.о. министра финансов Астраханской области от 13.01.2017 по делу об административном правонарушении она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель просит его отменить, производство по делу прекратить, в виду недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесенное постановление, в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании заявитель Петрова С.Н., ее представители Мартынова В.Р., Чернякова О.В. доводы жалобы поддержали.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность по статье 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме: дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; дотаций из бюджетов городских округов с внутригородским делением на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов; субвенций из бюджетов муниципальных районов бюджетам городским, сельских поселений в случаях, установленных ст. ст. 133 и 140 настоящего Кодекса; субвенций из бюджетов городских округов с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов в случаях, ст. ст. 133 и 140 настоящего Кодекса; субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера: субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений (внутригородских районов) и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением); иных межбюджетных трансфертов.
Ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки управления образования администрации муниципального образования «Город Астрахань по вопросу соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Астраханской области, в том числе на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений МО «Город Астрахань» в 2015 году, министерством финансов Астраханской области составлен акт проверки от 19.08.2016 № 27 ; в отношении заместителя начальника управления образования по финансово-экономическим вопросам Петровой С.Н. составлен протокол об административном правонарушении № 74 от 05.12.2016.
Постановлением и.о. министра финансов Астраханской области от 13.01.2017 по делу об административном правонарушении Петрова С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
В проверяемом периоде действовал Порядок предоставления из бюджета Астраханской области субсидий бюджетам муниципальных образований Астраханской области на софинансирование расходов на организацию одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций, одноразового горячего питания (горячий обед) для обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, доставляемых к месту учебы из других населенных пунктов, утвержденный постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 № 402-П в составе государственной программы «Развитие образования Астраханской области».
Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 04.12.2014 № 244 «Об утверждении бюджета МО «Город Астрахань» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» с учетом внесенных изменений от 28.12.2015 № 71 расходы по реализации Программы питания Управлению образования утверждены по КБК: 741/0702/02Б026/000 в сумме 32095,723 тыс. руб., 741/0702/4219920/000 сумме 31958,128 тыс. руб.
Бюджетные ассигнования по субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов по организации одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций Министерством образования и науки Астраханской области до Управления образования доведены уведомлениями по расчетам между бюджетами от 24.12.2014 № 205, от 05.06.2015 № 470, от 29.12.2015 № 730 в общей сумме 31958,078 тыс. руб.
Министерством образования и МО «Город Астрахань» заключено соглашение от 26.01.2015 № 53 (в редакции дополнительного соглашения к нему от 24.12.2015 № 1) о предоставлении муниципальному образованию «Город Астрахань» субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов по организации одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных организаций согласно которому: Министерство образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Астраханской области от 15.12.2014 № 81/2014-03 «О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» и Порядком от 525.09.2014 № 402 -П направляет Субсидии на организацию горячего питания в размере31958,078 тыс. руб., в бюджет МО «Город Астрахань» в пределах доведенных министерством финансов Астраханской области объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (п. 1.2); получателем субсидии на организацию горячего питания от имени МО «Город Астрахань» выступает Управление образования (п. 1.3); МО «Город Астрахань» направляет в 2015 году из средств бюджета МО «Город Астрахань» на софинансирование расходов на организацию одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных организаций, 31958,078 тыс. руб. (п. 1.4).
Средства субсидии на организацию горячего питания поступили на лицевой счет Управления образования в размере 31958,078 тыс. руб..
Конечными получателями субсидии на организацию горячего питания в 2015 году явились муниципальные образовательные учреждения города Астрахани согласно перечню, указанному в приложении к Порядку расходования субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов на организацию для обучающихся начальных классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Астрахани, утвержденный постановлением администрации Города Астрахани от 08.02.2013 № 1003 в редакции от 16.02.2015 № 4, который приведен в соответствии с Порядком от 25.09.2014 № 402-П.
Бюджетные ассигнования управлением образования до учреждений доведены уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях).
Управлением образования с учреждениями в рамках реализации Программы питания заключены соглашения и дополнительные соглашения о предоставлении субсидии на иные цели в 2015 году на общую сумму 63292,506 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета Астраханской области в сумме 31646,228 тыс. руб.; за счет средств местного бюджета в сумме 31646,278 тыс. руб..
За 2015 год управлением образования представлены платежные документы, подтверждающие перечисление 67 учреждениям МО «Город Астрахань»: средств субсидии на организацию горячего питания в общей сумме 28399,399 тыс. руб., (или 89% от общей суммы средств, поступившей субсидии) по КБК: 741/0702/02Б6026244/226 в размере 279,593 тыс. руб., № 741/0702/02Б6026612/241 в размере 28119,806 тыс. руб. средств МО «Город Астрахань» в общей сумме 27911,403 тыс. руб., (или 87% от общей суммы софинансирования согласно п. 1.4 Соглашения от 26.01.2015 № 53) по КБК: 741/0702/7959838/244/226 в размере 273,645 тыс. руб., 741/0702/7959838/612/241 в размере 27637,758 тыс. руб..
Как указано в оспариваемом постановлении, в нарушение п.1.4 соглашения от 26.01.2015 № 53 Управлением образования не обеспечено выполнение одного из условий предоставления субсидии - софинансирование в 2015 году из средств бюджета МО «Город Астрахань» расходов на организацию одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств бюджета МО «Город Астрахань» в сумме 4046,675 тыс. руб., что в соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации является бюджетным нарушением.
В рамках подпрограммы «Создание и развитие единого образовательного пространства Астраханской области» государственной программы «Развитие образования Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 № 402-П, министерством образования с МО «Город Астрахань» заключено соглашение от 22.07.2015 № 106 о предоставлении субсидии на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
В соответствии с условиями соглашения № 106 министерство образования направляет в бюджет МО «Город Астрахань» субсидии на ремонт и оснащение в сумме 24846,090 тыс. руб.; МО «Город Астрахань» направляет на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования средства в сумме 10 586,130 тыс. руб..
Соглашение № 106 вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2015, а в части расчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно сведениям о перечне объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, в Астраханской области (план на 2015 год), являющихся приложением к соглашению № 106, на мероприятия по капитальному ремонту предусмотрены средства в сумме 24846,090 тыс. руб., на оснащение - 10 586,130 тыс. руб.
Дополнительным соглашением от 26.10.2015 № 1/112 изменены условия Соглашения № 106: министерство образования направляет субсидии на ремонт и оснащение в сумме 84755,700 тыс. руб.; МО «Город Астрахань» направляет на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования 38459,530 тыс. руб.
Дополнительным соглашением от 23.12.2015 № 2/126 внесены изменения в Соглашение № 106, в части софинансирования расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования из бюджета МО «Город Астрахань» в сумме 42261,658 тыс. руб., в том числе: на мероприятия по капитальному ремонту в сумме 99 886,300 тыс. руб., на оснащение - 27 131,000 тыс. руб..
Постановлением администрации города Астрахани от 09.12.2014 № 8013 утвержден порядок расходования субсидии из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов на проведение мероприятий по оснащению муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Средства бюджета МО «Город Астрахань» на софинансирование указанных мероприятий предоставлены управлением образования 14 муниципальным дошкольным учреждениям по соглашениям о предоставлении субсидии на иные цели.
В приложениях № 1 к соглашениям на предоставление субсидии на иные цели данные расходы обозначены как расходы на оснащение образовательных организаций.
Средства из бюджета МО «Город Астрахань» на софинансирование оснащения предусмотрены соглашениями на предоставление субсидии на иные цели в сумме 27 131,130 тыс. руб..
Платежными поручениями с лицевого счета управления образования, открытого в Финансово-казначейском управлении, перечислены средства бюджета МО «Город Астрахань» учреждениям на софинансирование мероприятий по оснащению муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования в общей сумме 27 130,742 тыс. руб., в том числе по КБК: 741/0701/4209900/612/241 в сумме 14 729,758 тыс. руб.; 741/0702/4219901/612/241 в сумме 10 005,049 тыс. руб.; 741/0702/ 4219902/612/241 в сумме 2 395,935 тыс. руб.
К проверке представлен отчет о предоставлении и использовании субсидии на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования по состоянию 01.04.2016, направленный в управление по капитальному строительству, согласно которому управлением образования из бюджета МО «Город Астрахань» на софинансирование мероприятий по оснащению муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования перечислено 27130,742 тыс. руб..
Как указано в оспариваемом постановлении, в нарушение условий Соглашения № 106, предусмотренных пунктом 1.4, на софинансирование расходов по оснащению образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, из бюджета МО «Город Астрахань» перечислены учреждениям на 0,258 тыс. руб. меньше предусмотренного объема бюджетных средств (27 131,000 «-» 27 130,742), то есть условие софинансирования расходов по Соглашению № 106, в части касающейся обязательств управления образования выполнены не в полном объеме, что в соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации является бюджетным нарушением.
По результатам проверки, как указано в акте, установлены бюджетные нарушения в общей сумме 4046,933 тыс. руб..
В судебном заседании установлено, что главным распорядителем субсидий является министерство образования и науки Астраханской области.
Расчет размера субсидий МО «Город Астрахань» осуществлялся министерством по формуле, определенной приложением к государственной программе, исходя из норматива питания на одного обучающегося в 1-4 классов муниципальной общеобразовательной организации в день, численности обучающихся с учетом установленных учебных дней в году.
Между тем, в 2015 году в связи с карантинными мероприятиями во многих муниципальных общеобразовательных организациях горда Астрахани учебные дни составили менее установленных 202 дн.. Во время карантинных мероприятий обучающиеся не посещали образовательные организации, соответственно, питание обучающихся не осуществлялось. Указанное обстоятельство и привело к указанному в акте уменьшению расходов.
Как следует из материалов дела по итогам реализации сторонами соглашения № 53 управлением образования в соответствии с заявкой на возврат были возвращены неиспользованные финансовые средства в бюджет Астраханской области.
Материалами дела также подтверждено, что муниципальное образование «Город Астрахань» по соглашению № 106 предусмотрело в бюджете не 30 % (36323871 руб.42 коп) от общей потребности, а 34,9% (42261658 руб.), израсходовано на 258 руб. меньше установленных.
При этом расходование муниципальным образованием «Город Астрахань» финансовых средств на 258 руб. меньше не привело к нарушению условий предоставления субсидий, предусмотренных названной государственной программой. Условие представление субсидии в полном объеме соблюдено муниципальным образованием по выделению финансовых средств в размере 30 % об общей потребности.
Таким образом, данных, свидетельствующих о том, что Петрова С.Н. при получении и распределении субсидий нарушила установленные сроки и условия их предоставления и расходования, в материалах дела нет.
В силу частей 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таком положении постановление и.о. министра финансов Астраханской области от 13.01.2017, вынесенное в отношении Петровой С.Н., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление и.о. министра финансов Астраханской области № 67/МФ /2016 от 13.01.2017, вынесенное в отношении Петровой ФИО11 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.
Судья: