ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-134/2018 от 15.05.2018 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело

РЕШЕНИЕ

15 мая 2018 года г. Ижевск

Судья Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики – Малков К.Ю., при секретаре судебного заседания – Сакриевой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <данные изъяты> мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административной правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <данные изъяты> мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее по тексту – ООО «Городская УК», Общество) признано виновным в том, что в установленный срок не выполнило законное предписание Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее по тексту – Госжилинспекция УР) от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – предписание) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в результате реализации надзорных (контрольных) полномочий.

Бездействие Общества мировым судьей квалифицировано по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль об устранении нарушений законодательства, с назначением наказания в виде <данные изъяты>.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Общество обратилось с жалобой на него, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая на неправомерность привлечения Общества к административной ответственности, поскольку денежные средства по строке «капитальный ремонт*» являются платой за ранее выполненные работы по капитальному ремонту, а не взносом на капитальный ремонт. Правоотношения по образованию долга об оплате работ по капитальному ремонту возникли до введения в Удмуртской Республике обязательных взносов на капитальный ремонт. Кроме того, акт проверки и предписание составлены ДД.ММ.ГГГГ, при этом получены обществом только ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административным органом нарушены сроки проведения проверки, так как невозможно установить, когда именно была завершена проверка и составлен акт о её результатах. В этой связи, результаты проверки являются незаконными. Кроме того, ни Федеральный закон №294-ФЗ, ни Постановление Правительства Удмуртской Республики №608 от 30.12.2013 года «Об утверждении Порядка осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств» не предусматривают мероприятий по перечислению денежных средств, и не дают ГЖИ права выносить предписания с данной формулировкой. Кроме того, право на обращение в суд имеется у любого собственника помещений в МКД по вопросу перечисления денежных средств на специальный счет. Соответственно, вынося предписание с такой формулировкой, ГЖИ вышла за пределы предоставленных ей полномочий.

В судебном заседании защитник ООО «Городская УК» Красноперов Д.В., действующий на основании доверенности, требования жалобы поддержал по доводам, изложенным в ней.

В судебном заседании представитель Главного управления по государственному надзору УР (Госжилинспекции УР) Мурашова Д.М., действующая на основании доверенности, с доводами и требованиями жалобы не согласилась, возражала против её удовлетворения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении в полном объёме, считаю установленными следующие обстоятельства.

Решениями собственников помещений многоквартирного дома по <адрес> (далее по тексту также - многоквартирный дом), оформленных протоколами общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ: утвержден перечень работ по капитальному ремонту за счет средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете; установлены сроки выполнения работ; СПКУД «Единый СПК» уполномочено действовать от имени собственников помещений дома по вопросам организации начисления взносов на капитальный ремонт; определено производить начисление взносов на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ

Решениями собственников помещений указанного МКД, оформленного протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ: расторгнут договор управления домом с прежней управляющей организацией по соглашению сторон; избран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией, в качестве которой выбрано ООО «Городская УК»; утвержден договор управления многоквартирным домом; избран способ формирования фонда капитального ремонта - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете в кредитной организации ОАО «МДМ Банк», владельцем специального счета выбрано ООО «Городская УК», которое за плату наделено правомочием по начислению взносов на капитальный ремонт.

ДД.ММ.ГГГГ в НИЖФ ПАО «МДМ Банк» на имя ООО «Городская УК» открыт специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта МКД .

ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО «Городская УК» (принципал) и ООО «Республиканский расчетный центр» (агент) заключен агентский договор на обслуживание управляющей организации по расчетам с потребителями коммунальных услуг и поставщиками коммунального ресурса (далее по тексту - агентский договор), по условиям которого принципал поручил, а агент за вознаграждение принял на себя обязательство осуществлять от собственного имени и за счет принципала следующие юридические и иные действия: организовать сбор платежей за жилое помещение (в том числе, плата и взнос за капитальный ремонт) и коммунальные услуги от собственников и нанимателей жилых помещений, в том числе, путем привлечения коммерческих банков и ФГУП «Почта России»: на основании письменного поручения принципала осуществить своевременное перечисление платежей на расчетные или специальные банковские счета принципала и поставщиков коммунальных ресурсов; на основании письменного поручения принципала осуществить своевременное перечисление денежных средств на расчетные счета третьих лиц (п. 1.1 агентского договора).

В силу п.п. 6.1, 6.2 агентского договора договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует до ДД.ММ.ГГГГ; считается пролонгированным на каждый следующий календарный год на тех же условиях, если за 30 календарных дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении.

Решением собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ; в целях экономии денежных средств жителей, постановлено оплату за капитальный ремонт производить не в виде взносов на специальный счет, а на счет управляющей компании за ранее выполненные работы по капитальному ремонту и для дальнейшего выполнения работ предусмотренных Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в Удмуртской Республике; приостановлено финансирование расходов по содержанию специального счета и расходов по начислению взносов на капитальный ремонт в размере 10 процентов от взноса на капитальный ремонт до полного погашения задолженности за выполненный капитальный ремонт; установлена плата за капитальный ремонт в размере, равном величине минимального взноса на капитальный ремонт установленного нормативным правовым актом Правительства Удмуртской Республики в целях оплаты задолженности в объеме стоимости выполненных работ по капитальному ремонту до полного ее погашения посредством выставления счета-квитанции за жилищно-коммунальные услуги по статье «капитальный ремонт»; приостановлена оплата взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта формируемого на специальном счете до полного погашения задолженности за выполненный капитальный ремонт; постановлено произвести зачет средств в размере, равном стоимости работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, ремонт кровли, ремонт фасада и ремонт фундамента многоквартирного дома, выполненных в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., в счет исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме на специальный счет с ДД.ММ.ГГГГ до полного погашения задолженности.

В соответствии со сводом начислений по строке «взносы на капитальный ремонт» за период ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений дома было начислено <данные изъяты> руб., собственниками оплачено <данные изъяты> руб.

В соответствии со сводом начислений по строке «капитальный ремонт*» за период ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений многоквартирного дома было начислено <данные изъяты> руб., собственниками оплачено <данные изъяты> руб.

Решением собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, в частности: ООО «Аргон 19» уполномочен открыть специальный счет по формированию фонда капитального ремонта дома в ПАО «Банк ВТБ», владельцем специального счета выбрано ООО «Аргон 19».

ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Банк ВТБ» на имя ООО «Аргон 19» открыт специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома .

Распоряжением и.о. заместителя начальника Госжилинспекции Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступлением обращения граждан о нарушении требований жилищного законодательства, принято решение о проведении в отношении Общества внеплановой документарной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которой запросить у Общества документы и провести их анализ на предмет соблюдения требований к формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома, сохранности средств и их целевого использования.

Актом Госжилинспекции УР от ДД.ММ.ГГГГ установлена невозможность завершения проверки по представленным Обществом документам.

Распоряжением заместителя начальника Госжилинспекции Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступлением обращения граждан о нарушении требований жилищного законодательства, принято решение о проведении в отношении Общества внеплановой документарной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которой запросить у Общества документы и провести их анализ на предмет соблюдения требований к формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома, сохранности средств и их целевого использования.

В ходе проверки установлено и отражено в акте Госжилинспекции Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, что Общество, являясь управляющей компанией многоквартирного дома, выступало также владельцем специального счета, открытого с целью формирования фонда капитального ремонта дома; за период ДД.ММ.ГГГГ, собственникам помещений дома Обществом была начислена плата «на капитальный ремонт*» в размере <данные изъяты> руб., собственниками оплачено <данные изъяты> руб.; на специальный счет имело место быть поступление взносов на капитальный ремонт в размере <данные изъяты> руб.; таким образом, Обществом не обеспечена сохранность и не перечислена на специальный счет сумма в размере <данные изъяты> руб. Кроме того, Общество, утратив статус владельца специального счета многоквартирного дома, не передало ООО «Аргон 19», как новому владельцу специального счета, документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, в том числе документы, содержащие информацию в отношении каждого собственника помещения многоквартирного дома: о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт и пеней, о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и периоде образования такой задолженности, а также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).

Предписанием по результатам проведения мероприятий по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ, полученным Обществом ДД.ММ.ГГГГ, в действиях Общества установлено нарушение требований ст. 170, ст. 175, ЖК РФ; на ООО «Городская УК» возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ:

- перечислить на специальный счет денежные средства в размере <данные изъяты> руб. (п. 1);

- передать ООО «Аргон 19» (новому владельцу специального счета) документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, в том числе, документы, содержащие информацию в отношении каждого собственника помещения многоквартирного дома: о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт (в том числе «платы за капитальный ремонт* ») и пеней, о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт (в том числе «платы за капитальный ремонт*») и периоде образования такой задолженности, а также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии) (п. 2).

Актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным во исполнение распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки исполнения требований предписания установлено частичное выполнение Обществом требований п. 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное явилось основанием внести в адрес Общества предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которым Обществу предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в частности:

- перечислить на специальный счет денежные средства в размере <данные изъяты> руб. (п. 1);

- передать ООО «Аргон 19» (новому владельцу специального счета) документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, в том числе документы, содержащие информацию в отношении каждого собственника помещения многоквартирного дома: о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт (в том числе «платы за капитальный ремонт*») и пеней, о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт (в том числе «платы за капитальный ремонт*») и периоде образования такой задолженности, а также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии) (п. 3).

Данное предписание получено ООО «Городская УК» ДД.ММ.ГГГГ.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным во исполнение распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки исполнения требований предписания, установлено невыполнение Обществом требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ, что и явилось основанием для квалификации бездействия ООО «Городская УК» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Проверяя порядок принятия Госжилинспекцией Удмуртской Республики предписания, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Жилищному кодексу РФ, прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, помимо прочего, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.

Аналогичные правомочия предоставлены должностным лицам органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля (ст. 196 ЖК РФ).

В силу п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 г. №538, Госжилинспекция Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Кроме того, согласно п. 8 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.

Так, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2013 г. №608 утвержден Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств (далее по тексту - Порядок).

Согласно п.п. 1, 2 Порядка контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и контроль за обеспечением сохранности этих средств осуществляет Госжилинспекция Удмуртской Республики.

Контроль осуществляется в отношении владельцев специальных счетов, а также регионального оператора в отношении средств на капитальный ремонт, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора (п. 3 Порядка).

Предметом контроля является соблюдение владельцами специальных счетов и региональным оператором требований ЖК РФ, Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 г. №64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, и краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта в части целевого использования средств фондов капитального ремонта и обеспечения сохранности этих средств (п. 4 Порядка).

Согласно п.п. 5, 6 Порядка контроль осуществляется Госжилинспекцией Удмуртской Республики посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных ст.20 ЖК РФ, и Порядком.

Следовательно, Госжилинспекция Удмуртской Республики являлась органом, осуществляющим государственный жилищный надзор (контроль), в том числе, контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики, контроль за обеспечением сохранности этих средств. В силу этого должностные лица Госжилинспекции Удмуртской Республики были правомочны выдавать предписания, обязательные для исполнения.

Указом Главы Удмуртской Республики от 09.10.2017 г. №337 в структуру исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики введено Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики, которое, в силу Постановления Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 г. №588, является правопреемником, в том числе, Госжилинспекции Удмуртской Республики.

Порядок принятия Госжилинспекцией Удмуртской Республики предписания, установленный Федеральным законом №294-ФЗ, ЖК РФ, признаю соблюденным.

Так, в силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является, помимо прочего, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В связи с этим, основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (ч. 2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Согласно ч. 21 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №294-ФЗ закреплено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Принимая во внимание, что предметом каждой последующей проверки, проведенной Госжилинспекцией Удмуртской Республики в отношении ООО «Городская УК», являлось исключительно выполнение Обществом ранее выданного предписания, выявив факт неисполнения ранее выданного предписания Госжилинспекция Удмуртской Республики в силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона №294-ФЗ обязана выдать новое предписание, то Госжилинспекция УР признается не допустившей нарушений порядка принятия решения, в том числе, и с позиции превышения пределов предмета проверки.

При указанных обстоятельствах, доводы жалобы ООО «Городская УК» о выходе Госжилинспекции УР при выдаче предписания за пределы предоставленных ей полномочий, признаю несостоятельными.

Проверяя соответствие содержания предписания требованиям закона и иного нормативного правового акта, руководствуюсь следующим.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, взнос на капитальный ремонт.

В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст. 169 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ.

Многоквартирный дом по <адрес> включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденную Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и официально опубликованную ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, у собственников помещений названного дома обязанность по оплате взносов за капитальный ремонт возникла по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Такая обязанность, предусмотренная законом, является императивной и не зависит от воли собственников помещений многоквартирного дома.

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, порядок его финансирования определен разделом IX ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в ч.1 ст. 170 ЖК РФ поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (ч. 2 ст. 170 ЖК РФ).

Частью 3 ст. 170 ЖК РФ закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

В соответствии с ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с ГК РФ и особенностями, установленными ЖК РФ. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в ст. 174 ЖК РФ, а именно: для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

Избранный собственниками дома по <адрес> решением общего собрания, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, способ формирования фонда капитального ремонта предполагает передачу собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт кредитной организации (банку) для зачисления на специальный счет, который предназначен для перечисления средств на проведение капитального ремонта и расходные операции по которому, согласно ч. 1 ст. 177 ЖК РФ, могут совершаться лишь для оплаты перечисленных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ услуг и (или) работ, связанных с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в данном многоквартирном доме.

При этом, собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете, на котором, соответственно, могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (ч. 4 ст. 175 ЖК РФ).

По своей природе находящиеся на специальном счете безналичные денежные средства, предназначенные для капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, представляют собой обязательственное требование собственников помещений в этом доме к кредитной организации (банку), в которой открыт такой специальный счет. Право распоряжения этими денежными средствами принадлежит исключительно собственникам помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ).

Данному правовому режиму взносов на капитальный ремонт соотносятся специальные правила, ограничения, установленные для владельца специального счета.

Так, согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ и ст. 171 ЖК РФ.

В силу ч. 2 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, то есть, в частности, на основании платежных документов.

В этой связи, поскольку Общество, являясь управляющей компанией дома, было избрано владельцем специального счета, правомочным начислять и взимать с собственников помещений многоквартирного дома взнос на капитальный ремонт, постольку Общество должно было производить начисление взноса на капитальный ремонт и изготавливать платежный документ, поименованный в ст. 155 ЖК РФ, в таком порядке, который бы обеспечивал выполнение требований ст.ст. 36.1, 170, 171, 174, 175 ЖК РФ, в частности, уплата взноса на капитальный ремонт исключительно на открытый для этих целей специальный счет.

Как установлено при рассмотрении дела за период с <адрес>., в том числе собственникам квартир многоквартирного дома по <адрес> произведено начисление платы по строке «капитальный ремонт*» в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, получателем такой платы в различные моменты названного периода обозначено ООО «Республиканский расчетный центр», ООО «Городская УК», управляющей компанией названо ООО «Городская УК».

В соответствии со сводом начислений по строке «капитальный ремонт» за период ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений дома была начислена плата «капитальный ремонт*» в размере <данные изъяты> руб., собственниками оплачено <данные изъяты> руб.

Из выписки по специальному счету, открытому в целях формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>, следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имело место быть поступление взносов на капитальный ремонт в размере <данные изъяты> руб.

Следовательно, от ООО «Городская УК» на специальный счет не поступили денежные средства в размере <данные изъяты>.

Поскольку ООО «Городская УК» самостоятельно, а также посредством привлечения третьего лица - платежного агента ООО «Республиканский расчетный центр» - производило фактически начисление взноса на капитальный ремонт, его взимание и последующее зачисление на счет, не являющегося специальным, постольку Общество признается допустившим нарушение требований ст.ст. 36.1. 170, 171, 174, 175 ЖК РФ, а предписание Госжилинспекции Удмуртской Республики соответствующим по своему содержанию требованиям закона.

Соглашаясь с мнением Госжилинспекции Удмуртской Республики о квалификации уплаченных в период ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного дома денежных средств по строке «капитальный ремонт*» как взносов на капитальный ремонт, руководствуюсь следующим.

Во-первых, согласно имеющейся в материалах дела выписке по специальному счету Общество в период, когда взносы на капитальный ремонт оплачивались собственниками помещений на счет ООО «Республиканский расчетный центр» по строке «капитальный ремонт*», осуществляло перевод части поступивших средств на специальный счет с назначением «взносы по капитальному ремонту».

Во-вторых, решение собственников помещений, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит положениям ЖК РФ.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации определен ч. 1 ст. 168 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 5 ст. 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта (ч.1 ст. 170 ЖК РФ).

Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (ч. 2 ст. 170 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (ч.3 ст. 170 ЖК РФ).

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).

В силу ч. 4 ст. 175 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Таким образом, действующее законодательство, устанавливая обязанность собственников помещений нести бремя содержания принадлежащего им общего имущества в многоквартирном доме, в том числе путем проведения работ по его капитальному ремонту, наделяет их правом выбора способа формирования фонд капитального ремонта.

При этом формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, представляет из себя обязанность собственников помещений осуществлять перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ).

В силу ст. 36.1 ЖК РФ права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме наделено правом принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции положениями ст. 44 ЖК РФ и другим вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете определена разделом IX ЖК РФ.

Положениями данного раздела не предусмотрено право собственников помещений принимать решение: об оплате капитального ремонта не в виде взносов на капитальный ремонт, а на счет управляющей кампании за ранее выполненные работы по капитальному ремонту и для дальнейшего выполнения работ, предусмотренных Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике: о приостановлении оплаты взносов на капитальный ремонт; о проведении зачета средств в размере равном стоимости работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, ремонт кровли, ремонт фасада и ремонт фундамента многоквартирного дома, выполненных ранее, в счет исполнения обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме на специальный счет с ДД.ММ.ГГГГ до полного погашения задолженности.

В связи с чем, решение собственников помещений, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, противоречит положениям ЖК РФ и, как принятое по вопросам, не относящимся к компетенции собрания, ничтожно (ст. 181.5 ЖК РФ).

Ничтожность такого решения общего собрания не влечет юридических последствий (ст. 167 ГК РФ), в том числе и дня Общества, как владельца специального счета.

В-третьих, зачет средств фонда капитального ремонта в счет оплаты ранее выполненных работ, обосновано признано мировым судьей не соответствующим требованиям закона.

Согласно ч. 5 ст. 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с ч. 4 ст. 190 ЖК РФ, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 г. №64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», в случае если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы (оказаны услуги) по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих работ (услуг) была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное выполнение этих работ (оказание услуг) в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ (услуг), но не свыше чем размер предельной стоимости этих работ (услуг), определенной Правительством Удмуртской Республики в порядке, установленном ч. 2 ст. 7 данного закона, засчитываются в порядке, установленном ч.ч. 2-10 указанной статьи, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Зачет средств по работам (услугам), предусмотренным в ч. 1 данной статьи, осуществляется региональным оператором при условии, что указанные работы (услуги) были выполнены (оказаны) в соответствии с решениями собственников помещений в многоквартирном доме, принятыми после принятия региональной программы капитального ремонта.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность зачета средств только при формировании собственниками помещений фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и только при условии, что указанные работы (услуги) были выполнены (оказаны) в соответствии с решениями собственников помещений в многоквартирном доме, принятыми после принятия региональной программы капитального ремонта.

В отношении собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, не предусмотрена возможность принятия решения о зачете средств.

Исходя из положений ст. 189 ЖК РФ в случае, если к моменту наступления срока проведения работ по капитальному ремонту в соответствии с Региональной программой капитального ремонта необходимость в проведении работ отсутствует, то собственники помещений в многоквартирном доме вправе не принимать решение о проведении таких работ. В этой ситуации, если собственники помещений не принимают решения о проведении работ, то необходимость их проведения устанавливается в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В Удмуртской Республике такой порядок утвержден Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.02.2015 г. №54.

Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на специальных счетах, в отличии от собственников, формирующих фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на общем собрании таких собственников лишь по достижении минимального размера фонда капитального ремонта вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов (ч. 8 ст. 170 ЖК РФ, ст. 5 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2015 г. № 64-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике»).

В-четвертых, как указывалось ранее, действующее законодательство, в том числе ст. 181 ЖК РФ, предусматривает возможность зачета средств уже оплаченных собственниками помещений многоквартирного дома, что не соответствует установленным при рассмотрении дела обстоятельствам, по которым вместо зачета ранее оплаченных средств с собственников многоквартирного дома взималась плата по строке «капитальный ремонт*», что, помимо прочего, позволяет отнести полученные таким путем денежные средства к средствам, предназначенным для формирования фонда капитального ремонта.

В этих условиях требование, обозначенное в п. 1 предписания, признается соответствующим по своему содержанию требованиям закона и иного нормативного правового акта.

Проверяя соответствие содержания п. 3 предписания требованиям закона и иного нормативного правового акта руководствуюсь следующим.

В силу ч. 12 ст. 175 ЖК РФ прежний владелец специального счета в течение трех дней с даты принятия решения о выборе владельца специального счета обязан передать, а владелец специального счета, определенный в соответствии с ч.ч. 8 и 9 ст. 175 ЖК РФ и ч. 10 ст. 173 ЖК РФ, принять документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).

Таким образом, исходя из буквального толкования названной нормы, в обязательстве, предусмотренном ч.12 ст.175 ЖК РФ, должником является прежний владелец специального счета, который в установленный срок должен совершить активные действия, связанные с передачей соответствующих документов, а кредитором – вновь избранный собственниками помещений МКД (определенный органом МСУ) владелец специального счета, действия которого сводятся к пассивному поведению, а именно принять предусмотренные законом документы и не чинить препятствия в этом.

Принимая во внимание, что Общество утратило статус владельца специального счета, поэтому, согласно ч.12 ст.175 ЖК РФ, должно было не позднее ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по передаче предусмотренных законом документов владельцу специального счета, определенному в соответствии с ч.8 ст. 175 ЖК РФ - ООО «Аргон 19», что Обществом в том объеме, который предусмотрен предписанием, сделано не было.

С учетом изложенного, требование ГЖИ УР, обозначенное в п. 3 предписания; признается судом отвечающим требованиям законности и подлежащим неукоснительному исполнению лицом, которому оно адресовано.

Требования предписания, полученного ДД.ММ.ГГГГ., должны были быть выполнены до ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный срок нахождение обозначенной в предписании суммы взносов, уплаченных ранее собственниками помещений многоквартирного дома, на специальном счете Обществом не обеспечена ни путем перечисления их со счетов Общества, ни путем направления агенту ООО «Республиканский расчетный центр» поручения о распределении и перечислении денежных средств, документы, предусмотренные ч. 12 ст. 175 ЖК РФ и обозначенные в п.3 предписания ООО "Аргон 19», не переданы, что в силу ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ является административно наказуемым бездействием.

Поскольку у Общества имелась возможность для своевременного представления в государственный орган вышеназванных сведений (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), об ином материалы дела не свидетельствуют, постольку Общество признается совершившим правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Всем доводам стороны защиты мировым судьей в постановлении дана надлежащая правовая оценка, данные доводы обоснованно не были приняты мировым судьей во внимание.

Доводы, изложенные в жалобе на постановление, по сути, повторяют доводы, приводимые при рассмотрении дела мировым судьей. Оснований для переоценки данных доводов не усматриваю.

Согласно ч.1, ч. 3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание обоснованно назначено ООО «Городская УК» в соответствии с санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное наказание избрано соразмерно тяжести правонарушения, наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность и отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, с учетом обстоятельств совершенного правонарушения.

Проверив в соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании имеющихся в деле материалов и дополнительно представленных доказательств законность и обоснованность вынесенного постановления, проверив в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении в полном объёме, не нахожу оснований для отмены постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Вынесенное мировым судьей постановление соответствует как существу закона, так и его целям, при его вынесении была соблюдена административно - юрисдикционная процедура, само постановление аргументировано, имеющиеся в деле материалы изучены в полном объёме.

Таким образом, судья на основании п. 1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает необходимым постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Городская УК» оставить без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <данные изъяты> мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административной правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» - оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» - оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня вынесения, и может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в порядке надзора.

Судья – К.Ю. Малков