ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-134/2022 от 30.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело <номер обезличен>

<номер обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

30 мая 2022 года <адрес обезличен>

Судья Ленинского районного суда <адрес обезличен> края Шарлай А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу исполняющего обязанности ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации М.В. Н. на постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> Управления МВД Р. по городу Ставрополю подполковника полиции ФИО1 от <дата обезличена> по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – исполняющего обязанности ректора ФИО2, предусмотренном ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> Управления МВД Р. по городу Ставрополю подполковника полиции ФИО1 от <дата обезличена> исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Ставропольский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации М. В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35.000 рублей.

М. В.Н. с указанным постановлением не согласился и направил в суд жалобу.

В обоснование жалобы заявитель указал, что в соответствии с п. 7.11. устава университета, утвержденным приказом учредителя - Минздравом Р. (далее - Министерство) от <дата обезличена><номер обезличен>, при наличии вакантной должности ректора университета исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое Министерством. Министерство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя университета, заключает трудовой договор с ректором университета (подп. 2 п. 7.13 устава университета). Исполнение обязанностей ректора университет возложено на заявителя, как на доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения университета, с <дата обезличена> на основании приказа Минздрава Р. от <дата обезличена><номер обезличен> пк (с последующими изменениями от <дата обезличена>, от <дата обезличена>, от <дата обезличена>). Трудовой договор с заявителем не заключался, с должностной инструкцией ректора заявитель не ознакомлен. Заявитель исполняет обязанности ректора университета в соответствии с Уставом университета, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами. Университет является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования, реализующим образовательные программы высшего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы, и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом. Согласно пункту 11.1. устава университет имеет право осуществлять международную деятельность в области высшего образования и дополнительного профессионального образования, научной и медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Пунктом 7.32. устава определено, что проректоры осуществляют непосредственное руководство определенным видом деятельности университета в соответствии с приказами и распоряжениями ректора университета и утвержденными им должностными обязанностями. Ректор университета распределяет обязанности между проректорами (подп. 6 п. 7.12. устава). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от <дата обезличена><номер обезличен>н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» к должностным обязанностям проректора относится осуществление руководства отдельным направлением деятельности образовательного учреждения. Согласно должностной инструкции от <дата обезличена>, утвержденной в установленном уставом порядке, проректор по международной и межрегиональной деятельности относится к категории руководителей университета. К должностным обязанностям проректора по международной и межрегиональной деятельности относится руководство международной и межрегиональной деятельностью университета (п. 3.1. должностной инструкции), осуществление координации деятельности структурных подразделений университета, находящихся в непосредственном подчинении проректора (деканат по работе с иностранными студентами, отдел международной деятельности маркетинга, паспортно-визовая служба) Проректор по международной и межрегиональной деятельности несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в порядке, установленным административным законодательством Российской Федерации (п. 5.1. должностной инструкции).

Заявитель считает, что за совершение административного правонарушения ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль надзор) в сфере миграции, о прекращении обучения иностранных граждан в университете несет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство международной деятельностью в университете, а именно проректор по международной и межрегиональной деятельности. С составлением протокола об административном правонарушении <дата обезличена> серии <адрес обезличен>3 заявитель был не согласен, свои объяснения своевременно представил.

На основании изложенного, просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании защитник М. В.Н. – ФИО3, поддержала все доводы, указанные в жалобе.

В судебном заседании инспектор отдела по вопросам миграции ОП <номер обезличен> УМВД Р. по <адрес обезличен>ФИО4 пояснила, что постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Факт совершения административного правонарушения установлен.

В судебное заседание ио ректора ФГБОУ ВО «Ставропольский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации М. В.Н. не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие (абз. 2 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена><номер обезличен> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).

Выслушав участников процесса, изучив предоставленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч.1 ст.18.19 КоАП РФ, неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 26.02.2022 в отдел по вопросам миграции ОП <номер обезличен> УМВД Р. по городу Ставрополю вступил материал проверки КУСП <номер обезличен> от <дата обезличена>, в ходе рассмотрения данного материала было установлено, что должностное лицо- исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р. М. В.Н., не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отчислении <дата обезличена> гражданина Ливана Х. Х., <дата обезличена> года рождения, в течение трех рабочих дней с даты его отчисления, чем нарушило требования п.7 ст.5 ФЗ от <дата обезличена><номер обезличен>- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

26.02.2022 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ в отношении должностного лица- исполняющего обязанности ректора ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р. М. В.Н., инспектором отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> Управления МВД Р. по городу Ставрополю ФИО4 принято решение о возбуждении административного производства с применением процедуры административного расследования (л.д. 67-68).

Как следует из протокола <адрес обезличен>1 от <дата обезличена>, М. В.Н., являясь должностным лицом и в соответствии со ст. 26 ФЗ <номер обезличен> «Об образовании в Российской Федерации» от <дата обезличена> единоличным исполнительным органом, так как являясь исполняющим обязанности ректора ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р., осуществляющего деятельность в сфере высшего образования, действуя по неосторожности, выразившейся в том, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, путем исполнения законодательства Российской Федерации, не приняло зависящие от него меры по их соблюдению, в результате чего не подал в Управление вопросам миграции ГУ МВД Р. по <адрес обезличен> уведомление об отчислении <дата обезличена> гражданина Ливана Х. Х., <дата обезличена> года рождения в течение трех рабочих дней с даты его отчисления, чем нарушило требования п.7 ст. 5 ФЗ от <дата обезличена><номер обезличен> (л.д. 65-66).

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения исполняющего обязанности ректора М. В.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 18.19 КоАП РФ.

Постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> Управления МВД Р. по городу Ставрополю подполковника полиции ФИО1 от <дата обезличена> исполняющего обязанности ректора ФГБОУ ВО «Ставропольский Государственный Медицинский Университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации М. В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35.000 рублей.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от <дата обезличена> № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно требованиям п.7 ст.5 названного ФЗ на образовательную организацию, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем, пятом настоящего пункта, возложена обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней.

В соответствии с абз.1 п.7 ст.5 ФЗ от <дата обезличена> №115-ФЗ к числу лиц, которым продлевается срок временного пребывания на территории Российской Федерации, относится иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в целях обучения и поступивший в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации. Названным пунктом также предусмотрена возможность продления срока временного пребывания на территории Российской Федерации иностранному гражданину, обучающемуся на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации, до окончания срока обучения.

Согласно абзацу второму указанного пункта - лицом, которому продлевается срок временного пребывания на территории Российской Федерации, является иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в целях обучения и поступивший в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня.

В соответствии с абзацем третьим - иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в целях обучения и поступивший в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в случае перевода данного иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение на подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации, в случае его приема на обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в другую образовательную организацию продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по указанной образовательной программе в образовательной организации, в которую он принят.

Абзац пятый пункта 7 указанного ФЗ от <дата обезличена> №115-ФЗ предусматривает возможность продления срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.

Как следует из материалов проверки и установлено судом, в ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р., имеющем государственную аккредитацию, зачислен на обучение гражданин Ливана Х. Х., <дата обезличена> года рождения, который проходил обучение на очной форме обучения по образовательной программе высшего образования по специальности «стоматология».

<дата обезличена> на основании приказа <номер обезличен>-ДУ Х. Х. отчислен из университета в связи с невыполнением за 2 семестр 2020-2021 учебного года всех видов учебной работы, предусмотренных утвержденной рабочей программой дисциплины, и отсутствием по дисциплине минимально допустимого количества рейтинговых балов в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и непрохождении итогового тестирования по дисциплине «Биология».

Исходя фактических обстоятельств, проживание иностранного гражданина на территории Российской Федерации, несмотря на то, что изначально целью въезда являлась «учеба», не было обусловлено прохождением Х. Х. обучения на территории Российской Федерации в том смысле, как это определено положениями вышеназванной статьи.

Данных о том, что в соответствии с п.1 ст.17 ФЗ от <дата обезличена> № 115-ФЗ по ходатайству образовательного учреждения территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции было выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательном учреждении, не установлено и в материалы дела не представлено.

Указанные обстоятельства не учтены должностным лицом.

Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не установлен надлежащий субъект административного правонарушения.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностными лицами, помимо прочего понимаются совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций.

В соответствии с п. 7.11. устава университета, утвержденным приказом учредителя - Минздравом Р. (далее - Министерство) от <дата обезличена><номер обезличен>, при наличии вакантной должности ректора университета исполнение его обязанностей возлагается на лицо, определяемое Министерством. Министерство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя университета, заключает трудовой договор с ректором университета (подп. 2 п. 7.13 устава университета).

Исполнение обязанностей ректора университета возложено на М. В.Н., как на доцента кафедры общественного здоровья и здравоохранения университета, на основании приказа Минздрава Р. от <дата обезличена><номер обезличен> пк, в должностных обязанностях которого отсутствует оказание помощи паспортно – визовой службе в подготовке документов для продления визы и регистрации иностранных граждан, своевременное предоставление документации в соответствующие органы о прибытии на территорию Р. и их убытии по завершению и прекращению обучения.

Согласно п. 3.22 Должностной инструкции, утвержденной и.о. ректора СтГМУ <дата обезличена>, организация учета и отчетности по вопросам международной деятельности университета относится к должностным обязанностям проректора по международной и межрегиональной деятельности.

Однако, отделом по вопросам миграции ОП <номер обезличен> УМВД Р. по <адрес обезличен> при рассмотрении дела об административном правонарушении, не дана оценка данному положению должностной инструкции проректора по международной и межрегиональной деятельности (л.д.52-58).

Кроме того, согласно п. 3.9 должностной инструкции проректора по международной и межрегиональной деятельности, указанное должностное лицо поддерживает связи с официальными государственными органами Российской Федерации в целях обеспечения приема иностранных граждан в университет.

Таким образом, начальником отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> Управления МВД Р. по городу Ставрополю при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении М. В.Н. не установлено уполномоченное должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление сведений в органы миграции об отчислении иностранных студентов, какие требования закона нарушены должностным лицом; предприняты ли должностным лицом все меры по соблюдению требований закона в рамках своих должностных обязанностей.

<дата обезличена> и.о. ректора ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава Р. на запрос начальника отдела по вопросам миграции ОП <номер обезличен> Управления МВД Р. по <адрес обезличен> об истребовании дополнительных документов, сообщено, что трудовой договор с ним как с ректором университета не заключался, должностная инструкции на ректора в университета отсутствует.

Отделом по вопросам миграции ОП <номер обезличен> УМВД Р. по <адрес обезличен> не истребована должностная инструкция ректора университета у работодателя – Министерства здравоохранения Российской Федерации, что не позволяет суду проверить, совершено ли правонарушение тем должностным лицом, которое привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ, входит ли в его обязанности представление данной отчетности.

Кроме того, суд обращает внимание, что в представленном в материалы дела подлиннике дела <номер обезличен> об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.19 КоАП РФ, часть документов имеется в копиях – сопроводительные письма, списки корреспонденции, чеки и др. Данные копии надлежащим образом не заверены.

В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение.

Поскольку дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение, жалоба М. В.Н.подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции <номер обезличен> Управления МВД Р. по городу Ставрополю ФИО1 от <дата обезличена> в отношении должностного лица - исполняющего обязанности ректора ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 по ч.1 ст.18.19 КоАП РФ – отменить.

Направить дело об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности ректора ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ ФИО2, предусмотренном ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на новое рассмотрение в Отдел по вопросам миграции ОП <номер обезличен> УМВД Р. по <адрес обезличен>.

Жалобу исполняющего обязанности ректора ФГБУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 – оставить без рассмотрения по существу.

Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.Н.Шарлай