ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1356/2018 от 24.04.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Прокопенко А.А. Дело № 12-1356/2018

Р Е Ш Е Н И Е

24 апреля 2018 года г. Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. по доверенности Шульга С.В. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 12.02.2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 12.02.2018 года индивидуальный предприниматель Глушнева Н.А. привлечена к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 653333, 34 рубля без конфискации предмета административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. по доверенности Шульга С.В. просит постановление судьи первой инстанции отменить.

В обоснование доводов указал, что он не согласен с постановлением судьи первой инстанции, поскольку при его вынесении судьей неверно установлены обстоятельства дела и нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что поскольку дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. рассмотрено в ее отсутствие, в связи с чем, нарушено ее право на защиту. Кроме того, Глушнева Н.А. была лишена возможности предоставить доказательства в обоснование своих возражений. Надлежащая оценка обстоятельствам дела судьей районного суда не дана, поскольку Глушневой Н.А. не было известно о том, что приобретенное ею транспортное средство не прошло процедуру таможенного оформления, в связи с чем, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ отсутствует. В период владения транспортным средством <...> Глушнева Н.А. не являлась индивидуальным предпринимателем. При определении размера штрафа судья без достаточной оценки исходил из выводов заключение эксперта от <...>, согласно выводов которого, стоимость <...> по состоянию на <...> составила 1306666, 67 рублей. Однако, при определении стоимости транспортного средства <...> экспертом должна была определяться стоимость транспортного средства по региону <...>, кроме того, стоимость транспортного средства была определена без учета того, что транспортное средство, принадлежащее Глушневой Н.А. не прошло процедуру таможенного оформления, что существенным образом отразилось на увеличении рыночной стоимости.

Представитель индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. по доверенности Шульга С.В. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил постановление судьи первой инстанции отменить.

Представители Краснодарской таможни Гришко Н.В. и Хорошевская Т.В. в судебном заседании возражали против доводов жалобы, просили постановление судьи первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья вышестоящей инстанции, выслушав представителя индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. по доверенности Шульга С.В., представителей Краснодарской таможни Гришко Н.В. и Хорошевскую Т.В., проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Проверив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения судьи городского суда.

На основании части 2 статьи 29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений части 2 статьи 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из представленных материалов, копия постановления судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 12 февраля 2018 года получена Глушневой Н.А. 20 февраля 2018 года, в связи с чем, учитывая, что жалоба направлена последней в суд 22 февраля 2018 года, судья краевого суда приходит к выводу о том, что срок на обжалование постановления судьи первой инстанции от 12 февраля 2018 года при таких обстоятельствах не пропущен.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дела следует, что отделом таможенного контроля после выпуска товаров проведена камеральная таможенная проверка физического лица гражданки Российской Федерации Глушневой Н.А. по вопросу соблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза условий таможенной процедуры «Свободная таможенная зона» в отношении товара - транспортного средства «а/м грузовой – тягач седельный, б/у, марка: «<...>», модель: «<...>», идентификационный VIN номер <...>, 2006 года выпуска, кузов отсутствует, мощность: 315 кВт/428 л.с., полн. масса: 18000 кг.», страна происхождения: Нидерланды, страна отправления: Германия. Транспортное средство классифицировано в подсубпозиции 8701 20901 3, по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и помещено ООО «СКИФ» (ИНН 3915451558) в регионе деятельности Калининградского акцизного таможенного поста под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по декларации на товары <...>.

В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что ООО «СКИФ» в регионе деятельности Калиниградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни, в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, без уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ <...> осуществлено таможенное декларирование товара: средства «а/м грузовой – тягач седельный, б/у, марка: «<...>», модель: «<...>», идентификационный VIN номер <...>, 2006 года выпуска, кузов отсутствует, мощность: 315 кВт/428 л.с., полн. масса: 18000 кг.», страна происхождения: Нидерланды, страна отправления: Германия. Транспортное средство классифицировано в подсубпозиции 8701 20901 3. Таможенная стоимость заявлена декларантом и принята таможенным постом по 6 (резервному) методу определения таможенной стоимости на условиях поставки DDU Мамоново в размере 878024, 83 рубля.

Должностными лицами Калиниградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможни на указанное выше транспортное средство 23.12.2011 года выдан паспорт транспортного средства № <...>, содержащий ограничительную отметку: «Помещение под т/р СТЗ в Калининградской области, использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни».

11 апреля 2014 года МРЭО ГИБДД г. Калининграда выдан дубликат ПТС № <...> взамен утраченного ПТС № <...>. В ПТС №<...> также имеется ограничительная отметка: «Помещение под т/р СТЗ в <...>, использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни».

10 апреля 2014 года на территории Калининградской области по договору купли-продажи вышеуказанный автомобиль приобретен Глушневой Н.А. у Приходько О.П.

11 апреля 2014 года Глушневой Н.А. данный автомобиль поставлен на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД УМВД по Калининградской области, о чем в ПТС № 39 НУ 003658 имеется соответствующая отметка.

Указанное транспортное средство перерегистрировано на нового собственника с сохранением государственных регистрационных номеров <...>, о чем выдано новое свидетельство о регистрации транспортного средства <...><...>.

В ПТС № <...> в графе «особые отметки» имеется следующая запись «11.04.2014 года выдан дубликат ПТС взамен утраченного <...> от <...> выд катп. <...> сдано». В ПТС № <...> (дубликат) также имеется ограничительная отметка: «Помещение под т/р СТЗ в <...>; использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни.

<...> МРЭО № 8 ГУ МВД России по Краснодарскому краю г. Тимашевск на основании заявления Глушневой Н.А. произведены регистрационные действия по замене государственных регистрационных номеров <...> на <...> о чем выдано новое свидетельство о регистрации о регистрации транспортного средства <...>.

При перерегистрации указанного транспортного средства в ПТС имеется ограничительная отметка: «Помещение под т/р СТЗ в Калининградской области; использование в Российской Федерации вне Калининградской области при перевозке из/в Калининградскую область с разрешения таможни».

Вышеуказанное транспортное средство было помещено под таможенную процедуру «Свободная таможенная зона» по ДТ <...> и был приобретен физическим лицом Глушневой Н.А. без завершения таможенной процедуры «Свободная таможенная зона» (без уплаты причитающихся таможенных платежей).

При этом, с момента регистрации транспортного средства Глушневой Н.А. – 11.04.2014 года в соответствии с п. 1 ст. 12.2 Закона № 16-ФЗ проверяемое транспортное средство на территории Особой экономической зоны, не может рассматриваться для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении перевозок товаров, пассажиров и багажа между <...>ю и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства члена Таможенного Союза, в связи с тем, что проверяемое транспортное средство принадлежит физическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена за пределами <...>.

По имеющейся в таможне информации по состоянию на <...> и на <...> установлено, что транспортное средство каких-либо таможенных операций, связанных с помещением под иные таможенные процедуры или снятием наложенных ограничений, не совершалось.

Согласно сведениям, содержащимся в АС «Автотранспорт» сведения о регистрации перемещения (как вывоз с территории <...>, так и ввоз на таможенную территорию Таможенного Союза) через таможенную границу транспортного средства товара за период с <...> по <...> отсутствуют.

Как следует из письма <...> таможни от <...><...> и информацией, поступившей в Краснодарскую таможню из Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России, сведения об осуществлении транспортным средством международных перевозок, либо помещении транспортного средства под иную таможенную процедуру за период с <...> по <...> в таможенных органах Российской Федерации отсутствуют.

Таким образом, согласно сведениям базы данных таможенных органов ИАС «Мониторинг-Анализ», АС «Автотранспорт», информации, полученной из Калининградской областной таможни, Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России, проверяемое транспортное средство под таможенные процедуры: выпуска для внутреннего потребления, отказ в пользу государства, уничтожения не помещалось (действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не завершалось), международные перевозки с использованием проверяемого транспортного средства не производились.

Камеральной таможенной проверкой установлено, что проверяемое транспортное средство находилось на территории Российской Федерации, при этом, в базах данных таможенных органов отсутствуют сведения о его таможенном декларировании за период с 22.12.2011 года по 24.04.2017 года.

Минская Центральная таможня Республики Беларусь (письмо № ТП-02/2533 от 03.03.2016 года) сообщила, что сведения о регистрации перемещения через Белорусский участок таможенной границы Евразийского экономического союза и таможенном декларировании в таможенных органах Республики Беларусь транспортного средства, принадлежащего Глушневой Н.А. за период с 01.01.2012 года по 23.02.2016 года, в базах данных таможенной информации ГТК Республики Беларусь не обнаружены.

Согласно документам, представленным СЗТУ, а именно: письмо от 11.03.2016 года № 12-02-14/05260, сведений о совершении таможенных операций в отношении проверяемого транспортного средства в качестве товара за период 01.01.2013 года по 01.02.2016 года не установлено.

ЮТУ (письмо от 29.03.2016 года № 094-14/04862) сообщило, что согласно сведениям, содержащимся в автоматизированной системе таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (АС «ПП»), транспортное средство таможенную границу Таможенного Союза (Евразийского экономического союза) через пункты пропуска, расположенные в регионе деятельности ЮТУ, в период с 10.04.2014 года по 01.01.2016 года не пересекало, случаев совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещенных на указанном транспортном средстве, также не установлено.

Управление ГИБДД ГУМВД России по Краснодарскому краю представило сведения о передвижении по территории Краснодарского края проверяемого транспортного средства, зафиксированные автоматическими средствами фото-видеофиксации, по состоянию на 20.11.2015 года, согласно которым проверяемое транспортное средство в 2014-2015 г.г. осуществляло систематические передвижения по территории Российской Федерации.

Согласно информации, представленной ГУ МВД России по <...>, автомобиль <...> в период с <...> по <...> в электронных журналах «Крис-Воронеж» зарегистрирован 9 раз.

В соответствии с письмом ГУ МВД России по <...> от <...><...> датой первого обнаружения транспортного средства после <...> (даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД <...>) на территории Российской Федерации является <...> - дата обнаружения транспортного средства камерами видео-фиксации на посту ГИБДД «Ал.Лозовский» (801 км. Трассы М4).

Камеральной таможенной проверкой установлено, что за период с <...> по <...> проверяемое транспортное средство в 2014 году и в 2016 году использовалось во внутренних перевозках между городами Российской Федерации вне СЭЗ <...> при осуществлении предпринимательской деятельности Глушневой Н.А.

Факт нахождения проверяемого транспортного средства на территории Российской Федерации (за пределами СЭЗ), а также совершения внутренних перевозок по таможенной территории Российской Федерации при использовании указанного выше транспортного средства влечет за собой наступление обязанности по завершению таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении иностранных товаров, то есть уплаты таможенных пошлин, налогов.

Проверяемое транспортное средство использовалось во внутренних перевозках на территории Российской Федерации вне Калининградской области без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, что противоречит соблюдению условий применения таможенной процедуры, предусмотренных п. 3 ст. 24 Соглашения.

Согласно сведениям базы данных таможенных органов ИАС «Мониторинг-Анализ», АС «Автотранспорт», информации, полученной из Калининградской областной таможни и Центрального информационно-технического таможенного Управления ФТС России проверяемое транспортное средство незаконно перемещено на территорию Российской Федерации без надлежащего декларирования, чем нарушен подп. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

Проверяемое транспортное средство ввезено неизвестным лицом в неустановленном месте в неустановленное время.

Учитывая изложенное, при приобретении в собственность указанного транспортного средства, а также при проведении регистрационных действий по замене государственных регистрационных номеров Глушнева Н.А. знала и (или) должна была знать об ограничениях по пользованию и распоряжению данным транспортным средством.

Согласно служебной записке отдела таможенных платежей Краснодарской таможни от 12.09.2017 года № <...> по предварительному расчету сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет 790980, 70 рублей.

Таким образом, лицо, обладающее правом владения, пользования, а также распоряжения товарами, то есть собственник товаров-индивидуальный предприниматель Глушнева Н.А. была обязана уплатить таможенные пошлины и налоги, которые подлежали бы уплате, если бы транспортные средства были заявлены к выпуску для внутреннего потребления на день выявления факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В отношении указанного транспортного средства подлежат уплате таможенные платежи. Общая сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет 790980, 70 рулей, в том числе ввозная таможенная пошлина-593401, 12 рублей, НДС в размере 197579, 58 рублей.

Перечисленные нарушения отражены в акте камеральной таможенной проверки, на основании которого принято решение в области таможенного дела о признании проверяемого транспортного средства незаконно перемещенным с территории свободной экономической зоны в Российскую Федерацию в нарушение таможенной процедуры свободной таможенной зоны и об обязанности уплаты таможенных платежей в отношении данного транспортного средства, исчисленных в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в связи с установленными фактами незаконного перемещения, нарушений ограничений и порядка пользования условно выпущенным транспортным средством, не имеющим статуса товаров ЕАЭС, задекларированным в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны по ДТ <...>.

По факту выявленных нарушений в отношении индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении <...> от <...>, предусмотренном ст. 16.21 КоАП РФ.

Вина индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении <...> от <...>, актом камеральной таможенной проверки, протоколом опроса свидетеля главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров Краснодарской таможни Сахарова О.В., пояснениями Глушневой Н.А., заключением эксперта ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ <...><...> от <...>.

Оценив указанные доказательства, судья первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для квалификации действий индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. по ст. 16.21 КоАП РФ и принял упомянутое постановление.

Статья 16.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.16.21 КоАП РФ является установленный порядок совершения таможенных операций и таможенного декларирования товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу евразийского экономического союза.

В силу ч.ч. 1 и 2 статьи 10 Соглашения, заключенного между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от <...> «По вопросу свободных, специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны», свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза определено, что иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза.

Согласно положениям подпункта 1 части 3 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного Союза, при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, таковые не уплачиваются при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры.

Частью 3 статьи 9 Соглашения установлено, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, и помещенные под таможенную процедуру СТЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного Союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

В силу п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 10.01.2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в отношении товаров. Помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории особой экономической зоны допускаются передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров на их потребление.

Пунктом 2 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного Союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного Союза. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов Таможенного Союза (п. 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного Союза).

В соответствии с пунктом 2 ст. 202 Таможенного кодекса Таможенного Союза, таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международным договором государств-членов Таможенного Союза (Соглашение от 18.06.2010 года).

В силу п. 1 ст. 10 Соглашения ль 18.06.2010 года, свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного Союза.

Согласно пункта 2 статьи 10 Соглашения, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.

Пунктом 1 статьи 24 Соглашения предусмотрено, что порядок функционирования особой экономической зоны в Калининградской области и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в той части, на которую действие Соглашения не распространяется, определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.01.2006 года № 16-ФЗ.

На основании п.п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 10.01.2006 года № 16-ФЗ, особая экономическая зона в Калининградской области - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны.

Согласно ст. 8 Соглашения от 18.06.2010 года на территориях СЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств-членов Таможенного Союза, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства-члена Таможенного Союза, условий для осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории СЭЗ.

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», на территории особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание этой процедуры определяется Соглашением.

На основании п. 1 ст. 11 Соглашения от 18.06.2010 года, под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также товары, указанные в частях второй и третьей настоящего пункта, в частности под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются иностранные товар, ввозимые на территорию Особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 года № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на территории Калининградской области Российской Федерации юридическими лицами, государственная регистрация, которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными вышеуказанным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут размещаться и использоваться только на территории особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.

Согласно п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории особой экономической зоны допускается передача прав владения, пользования и (или) распоряжения, в том числе розничная продажа указанных товаров и их потребление.

В силу ст. 12.2 указанного Закона, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении отдельных категорий товаров:

1. Транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Евразийского экономического союза, при соблюдении следующих условий:

1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

2) транспортное средство находится в собственности юридического лица, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области, или находится в собственности иностранного юридического лица в случае передачи транспортного средства, являющегося предметом договора лизинга, во временное владение и пользование юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

2. Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории Калининградской области и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, могут быть временно вывезены физическими лицами с территории Калининградской области и ввезены на остальную часть территории Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

1) срок временного вывоза таких транспортных средств не может превышать два месяца;

2) в отношении таких транспортных средств предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в размере, установленном в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях иностранных государств и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза физическими лицами государств - членов Евразийского экономического союза.

3. Товары, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Евразийского экономического союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства.

Согласно ч. 2 ст. 13 указанного Закона, при вывозе с территории Особой экономической зоны транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случаях, указанных в частях 1 и 2 статьи 12.2 настоящего Федерального закона, завершение действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении таких транспортных средств не требуется.

Следовательно, транспортные средства в соответствии с ч. 1 ст. 12.2 Закона № 16-ФЗ, при их использовании в соответствии с таможенной процедурой СТЗ являются иностранными и условно выпущенными товарами, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

На основании изложенного выше и в соответствии с положениями ст.203 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», для размещения и использования проверяемого транспортного средства на территории Российской Федерации (таможенного Союза), то есть вне территории СЭЗ Калининградской области, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, транспортное средство подлежит таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного Союза или главой 48 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

В соответствии с п. 3 ст. 24 Соглашения, иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории Таможенного Союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации.

В силу подпункта 40 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза к транспортным средствам международной перевозки относятся транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного Союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящихся на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Порядок перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Таможенного Союза и порядок совершения таможенных операций в отношении временно ввозимых транспортных средств международной перевозки определен главой 48 Таможенного кодекса Таможенного Союза.

Согласно пункту 4 статьи 341 Таможенного кодекса Таможенного Союза подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Таможенного Союза без помещения под таможенные процедуры.

Пунктами 1 и 2 статьи 350 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного Союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно везенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного Союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство, в качестве которой применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства-члены Таможенного Союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в зависимости от вида транспорта.

Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом, представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.

В соответствии с п. 1 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного Союза, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза.

Согласно п. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного Союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного Союза-также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Таким образом, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает у Глушневой Н.А., в связи с тем, что она приобрела в собственность незаконно ввезенный товар – проверяемое транспортное средство, и в момент приобретения она знала и (или) должна была знать о незаконности ввоза, в связи с тем, что в ПТС № <...> имеется ограничительная отметка: «Помещение под т/р СТЗ в <...>, использование в Российской Федерации вне <...> при перевозке из/в <...> с разрешения таможни».

Согласно подп. 1 п. 5 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного Союза, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате при ввозе товаров на таможенную территорию-в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В силу ч. 1 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренные настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Собранные по делу доказательства при рассмотрении должностным лицом и судьей районного суда дела об административном правонарушении получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден.

Доводы подателя жалобы о нарушении права на защиту индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А., ввиду не уведомления ее административным органом о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу о привлечении ее к административной ответственности по ст.16.21 КоАП РФ, несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела.

Из материалов дела усматривается, что <...> административным органом индивидуальному предпринимателю Глушневой Н.А. была направлена телеграмма от <...> о вызове последней на <...> для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, которая вручена лично Глушневой Н.А. - <...> (Том 2, л.д. 23).

Ввиду неявки индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А., протокол об административном правонарушении от <...><...> составлен должностным лицом административного органа в ее отсутствие, в связи с надлежащим уведомлением последней.

Принимая во внимание изложенное, судья краевого суда считает, что не имеется оснований полагать нарушенным право на защиту индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. при привлечении ее к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ по основаниям, приведенным в жалобе заявителя.

Доводы защитника о том, что судьей районного суда не дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, поскольку Глушневой Н.А. не было известно о том, что приобретенное ею транспортное средство не прошло процедуру таможенного оформления, в связи с чем, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 КоАП РФ отсутствует, несостоятельны ввиду того, что не имеют правового значения.

Доводы заявителя о том, что стоимость транспортного средства DAF XF 95.430 должна быть определена экспертом по региону <...>, судья краевого суда полагает необоснованными, в связи со следующим.

4 октября 2017 года должностным лицом административного органа вынесено определение, согласно которому по исследуемому административному делу была назначена товароведческая экспертиза в целях определения рыночной стоимости исследуемого транспортного средства, проведение которой поручено экспертно-криминалистической службе Регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону.

В соответствии с имеющимся в материалах дела заключением эксперта <...> от <...>, рыночная стоимость транспортного средства – седельного тягача модели «<...>», 2006 года выпуска, идентификационный VIN номер <...>, регистрационный номер О635ХХ39 по состоянию на <...> составила 1306666, 67 рублей.

Доводы подателя жалобы о том, что судья первой инстанции при назначении размера административного штрафа без достаточной оценки исходил из выводов заключения эксперта от <...>, согласно которому, стоимость транспортного средства <...> по состоянию на <...> составила 1306666. 67 рублей необоснованны, в связи со следующим.

Судьей первой инстанции административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю Глушневой Н.А. в виде штрафа в размере 653333, 34 рубля, с учетом санкции ст. 16.21 КоАП РФ и положений примечания 1 к ст. 16.1 КоАП РФ, исходя из 1/2 от стоимости предмета административного правонарушения, без конфискации предметов административного правонарушения.

Доводы защитника о том, что в период владения транспортным средством <...> Глушнева Н.А. не являлась индивидуальным предпринимателем несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела.

Доводы подателя жалобы о том, что стоимость транспортного средства принадлежащего Глушневой Н.А. определена без учета того, что последнее не прошло процедуру таможенного оформления, что существенным образом отразилось на увеличении его рыночной стоимости, необоснованны, поскольку рыночная стоимость товара – исследуемого транспортного средства, бывшего в эксплуатации определена на основании рыночных цен в соответствии с методическими рекомендациями, методом сравнительного анализа продаж, на основе среднерыночной цены, исходя из информации о розничных ценах на однородные товары.

Исследованные судьей первой инстанции доказательства во взаимосвязи с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, в своей совокупности подтверждают вину индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. в совершении исследуемого правонарушения, оснований подвергнуть сомнению доказательства, положенные в основу оспариваемого постановления, у судьи вышестоящей инстанции, не имеется.

Срок давности привлечения индивидуального предпринимателя Глушневой Н.А. к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ, установленный п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ судьей первой инстанции соблюден.

При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении судьей первой инстанции установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, представленные материалы дела исследованы всесторонне, полно и объективно, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление судьи городского суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения постановления судьи первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ судья вышестоящей инстанции,

РЕШИЛ:

Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Краснодара от 12.02.2018 года оставить без изменения, а жалобу защитника Глушневой Н.А. по доверенности Шульга С.В. – без удовлетворения.

Судья Х.З. Борс