Дело № 12-1359/2015
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу защитника президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2ФИО1 Е.А. на постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 03.09.2015 г., которым президент ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка г.Новосибирска, зарегистрирована по адресу: <адрес>, привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 03.09.2015 г. по делу № 5-1239/2015 (судья Злотников В.Я.) которым президент ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.5 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 ( пятисот ) руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2ФИО1 Е.А. обратилась с жалобой, в которой просит его отменить в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.
В судебном заседании, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 налоговой службы по <адрес> возражал против отмены постановлением судьи Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 5-1239/2015, указав, что президент ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.5 КоАП РФ. Президент ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 в судебное заседание не явилась, направил в адрес Верховного Суда Республики Крым ходатайство о рассмотрении жалобы без ее участия.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства подлежат оценке исходя из всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, что отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Материалы дела свидетельствуют о том, что главным специалистом экспертом отдела учета налогоплательщиков ИФНС России по <адрес>ФИО6ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт № об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых нарушений, в котором зафиксировано обнаружение предоставления ассоциацией «Адвокатская палата Республики Крым», президентом которой является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес> сведений об адвокатах за период май 2014 г., сентябрь 2014 г., октябрь 2014 г., ноябрь 2014 г., декабрь 2014 г., с нарушением срока, установленного п.2 ст.85 Налогового Кодекса Российской Федерации ( далее НК РФ).
Главным специалистом - экспертом отдела учета налогоплательщиков ИФНС России по <адрес>ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в отношении президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № по факту не предоставления в ИФНС России по <адрес> в установленный срок сведений о 127 адвокатах по форме «А», в котором указано что ей совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.6 КоАП РФ.
Административный материал в отношении президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.6 КоАП РФ, был предан на рассмотрение в Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым, определением от 15.07.2015г. назначен к рассмотрению.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения в административной ответственности.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как указано выше, главным специалистом экспертом отдела учета налогоплательщиков ИФНС России по <адрес>ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в отношении президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № по факту не предоставления в ИФНС России по <адрес> в установленный срок сведений о 127 адвокатах по форме «А», в котором указано что ей совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.6 КоАП РФ.
Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом ФИО3 налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-06/354@, предусмотрены полномочия на составление протокола должностными лицами, уполномоченными проводить мероприятия по контролю.
ФИО3 налоговой службы по <адрес> приобщена копия Должностного регламента Главного специалиста - эксперта отдела учета налогоплательщиков ФИО3 налоговой службы России по <адрес>, утвержденной начальником ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г., согласно п. 3.2.2 р.III которого к должностным обязанностям которого относится, в том числе, участие в проведении мероприятий по выявлению налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет.
В силу изложенного по результатам изучения перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом ФИО3 налоговой службы России от ДД.ММ.ГГГГ N САЭ-3-06/354@, становится очевидным, что Главный специалист - эксперт отдела учета налогоплательщиков ИФНС России по <адрес>ФИО6 имела полномочия по составлению протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ
Ч. 2 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Ч. 12 ст. 6 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием ФИО3 закона «О развитии Крымского ФИО3 округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города ФИО3 значения Севастополя» предусмотрено, что органы, учреждения, организации и должностные лица, указанные в пунктах 1 - 9 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляющие соответствующие полномочия в <адрес> и городе ФИО3 значения Севастополе, обязаны в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ сообщить в налоговые органы соответствующие сведения о физических лицах и об организациях, действия в отношении которых указанными органами, учреждениями, организациями и должностными лицами совершены в период с 18 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно, по формам и форматам, утвержденным ФИО3 органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с пунктом 10 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, материалы дела подтверждают, что ФИО2 является президентом ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым».
Перечень должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ч.2 ст. 15.6 КоАП РФ указан в диспозиции статьи, без расширительного толкования.
Ст. 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции ФИО3 власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В силу п. 24, 25, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 ФИО3 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. При квалификации действий лица по статье 15.6 и статье 15.11 КоАП РФ необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 ФИО3 закона от 21.111996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 ФИО3 закона от 21. 11. 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
При изучении материалов дела становится очевидным, что судьей Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым в ходе рассмотрения дела № данный вопрос, имеющий значение для правильного его разрешения, в нарушение требований ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ исследован не был.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В силу изложенного становится очевидным, что судья Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым при рассмотрении дела № не исследовал все обстоятельства дела и не дал им оценку, что привело к существенному нарушению процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
П.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание то, что срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.2ст.15.6 КоАП РФ, установленный ст.4.5 КоАП РФ не истек, постановление судьи Железнодорожного районного суда <адрес> Республики Крым подлежит отмене, а дело возвращению в Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ :
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г.Симферополя Республики Крым от 03.09.2015 г. по делу № 5-1239/2015 о привлечении президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 к административной ответственности по ч. 2ст.15.6 КоАП РФ отменить.
Дело о привлечении президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2 к административной ответственности по ч. 2ст.15.6 КоАП РФ возвратить на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суд г.Симферополя Республики Крым.
Апелляционную жалобу защитника президента ассоциации «Адвокатская палата Республики Крым» ФИО2ФИО1 Е.А. удовлетворить частично.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись Яковлев С.В.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>