ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1359/2021 от 02.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56MS0050-01-2021-004419-18

12-1359/2021

Р Е Ш Е Н И Е

02 ноября 2021 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Оренбургской области Р.Р.,

защитника Евдокимовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Берест Т.С. на постановление мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г.Оренбурга, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в отношении Ибрагимовой Н. Н.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г. Оренбурга, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга, от ...Ибрагимова Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, защитник Ибрагимовой Н.Н.-Берест Т.С. обратилась в Ленинский районный суд г.Оренбурга с жалобой на вышеуказанное постановление.

В обоснование жалобы указала, что Ибрагимова Н.Н. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», поскольку контроль за исполнением приказа министерства от ...N-олд возложен на заместителя министра – начальника управления подготовки градостроительной документации Т.П. В связи с чем, просила производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Ибрагимова Н.Н. не присутствовала, о рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от ... извещалась надлежащим образом.

В судебном заседании защитник Евдокимова Т.Н., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила постановление мирового судьи от ... отменить, производство по делу в отношении Ибрагимовой Н.Н. по ч.1 ст.8 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» прекратить, в связи с отсутствием в действиях Ибрагимовой Н.Н. состава административного правонарушения.

В судебном заседании прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Оренбургской области Р.Р. пояснил, что в отношении Ибрагимовой Н.Н. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 8 Закона Оренбургской области «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», поскольку по заявлению Е.В. министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области оказана государственная услуга с нарушением сроков ее оказания. Ибрагимова Н.Н. назначена на должность министра архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области указом Губернатора Оренбургской области и на основании Положения о министерстве наделена исполнительно-распорядительными полномочиями по координации деятельности министерства в целом, она обеспечивает своевременное рассмотрение обращений граждан и не только, за неисполнение которых и несет персональную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. ... в министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области поступило заявление Е.В. о внесении изменений в проект планировки территории, утвержденной постановлением администрации г. Оренбурга от ...N-...Ибрагимовой Н.Н. в ответ на указанное заявление подписано распоряжение N-р о принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории. Государственная услуга Е.В. оказана с нарушением четырнадцатидневного срока исполнения (услуга оказана на 39 день).

Изучив жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения защитника, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, решение его в соответствие с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В соответствии ч. 1 ст.8 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» нарушение должностным лицом органа исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Оренбургской области, повлекшее за собой непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти Оренбургской области в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона №210-ЗФ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Федеральным законом №210-ФЗ установлено, что государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Понятие административного регламента раскрывает ч. 4 ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения и другие разделы (п.3 ч.2 ст. 12 Федерального закона №210-ФЗ).

Статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч.1.2 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Согласно ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения и т.д.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 24 декабря 2020 года №2564/720-VI-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области» к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области относятся такие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области в области градостроительной деятельности, как подготовка и утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, внесение в нее изменений, отмена документации по планировке территории или ее отдельных частей, признание отдельных частей такой документации не подлежащими применению, установление порядка подготовки документации по планировке территории, принятия решения об утверждении такой документации, внесения изменений, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению.

Указом Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2020 г. № 674-ук утверждено положение о министерстве архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, согласно которому министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архитектуры и градостроительства.

Приказом министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области №36/40-од от 14 мая 2021 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Принятие решения о подготовке на основании документов территориального планирования документации по планировке территории в муниципальном образовании город Оренбург Оренбургской области».

Административный регламент предоставления государственной услуги «Принятие решения о подготовке на основании документов территориального планирования документации по планировке территории в муниципальном образовании город Оренбург Оренбургской области» устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги, в том числе определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно п. п. 7, 11 Административного регламента государственная услуга «Принятие решения о подготовке на основании документов территориального планирования документации по планировке территории в муниципальном образовании город Оренбург Оренбургской области» предоставляется министерством. Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, составляет не более 14 дней со дня поступления заявления в орган исполнительной власти.

Пунктами 10, 53 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: выдача распоряжения министерства о принятии решения о подготовке на основании документов территориального планирования документации по планировке территории в муниципальном образовании город Оренбург Оренбургской области; мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги по принятию решения о подготовке на основании документов территориального планирования документации по планировке территории в муниципальном образовании город Оренбург Оренбургской области.

Из содержания п.п. 51,53 Административного регламента следует, что распоряжение о принятии решения о подготовке на основании документов территориального планирования документации по планировке территории подписывается министром.

Согласно п.п. 15,17 положения о министерстве архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, утвержденного указом Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2020 года №674-ук, министр архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области, в том числе: руководит деятельностью министерства на принципах единоначалия в соответствии с настоящим Положением; издает приказы, распоряжения министерства, в том числе носящие нормативный характер, в порядке, установленном законодательством Оренбургской области; действует от имени министерства и представляет без доверенности его интересы в органах государственной власти Российской Федерации и Оренбургской области, органах местного самоуправления Оренбургской области и т.д.

Указом Губернатора Оренбургской области от 11 января 2021 года №5-ук на должность министра архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области назначена Ибрагимова Н.Н.

Как следует из материалов дела, ...Е.В. обратилась в министерство архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области с заявлением о внесении изменений в проект планировки территории, утвержденной постановлением администрации г. Оренбурга от ...N-п.

В ответ на заявление Е.В., в соответствии с Административным регламентом, министром Ибрагимовой Н.Н.... подписано распоряжение N-р о принятии решения о подготовке проекта планирования и проекта межевания территории.

Таким образом, государственная услуга оказана Е.В. с нарушением сроков ее оказания, установленных Административным регламентом.

В жалобе ее податель ссылается на то, что в соответствии с приказом министерства от ...N-од, Указом Губернатора Оренбургской области от 31-ук от 26 января 2021 года, уполномоченным структурным подразделением по предоставлению государственной услуги является управление подготовки градостроительной документации министерства. Согласно резолюции министра Ибрагимовой Н.Н. на заявлении Е.В., организация предоставления государственной услуги поручена начальнику управления подготовки градостроительной документации Т.П., которая в свою очередь перепоручила подготовку документов консультанту управления подготовки градостроительной документации С.Е.В. Кроме того, из представления прокурора Оренбургской области от ..., направленного в адрес министра архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области Ибрагимовой Н.Н., следует, что нарушения были допущены по причине несвоевременной подготовки документов консультантом управления подготовки градостроительной документации министерства С.Е.В., отсутствия надлежащего контроля за соблюдением порядка оказания государственной услуги со стороны заместителя министра Т.П. По итогам рассмотрения представления прокурора к С.Е.В. применено дисциплинарное взыскание.

Между тем, указанные доводы жалобы не могут повлечь отмену состоявшегося постановления мирового судьи, поскольку решение о предоставлении Е.В. государственной услуги подписано Ибрагимовой Н.Н. и в силу действующего законодательства именно она несет ответственность за несвоевременное предоставление министерством государственной услуги.

Привлечение к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения консультанта управления подготовки градостроительной документации министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области С.Е.В. не может служить основанием для вывода об отсутствии в действиях Ибрагимовой Н.Н. вмененного состава административного правонарушения.

Вина Ибрагимовой Н.Н. в совершении административного правонарушения подтверждена представленными доказательствами.

Оснований не доверять представленным доказательствам не имеется, поскольку изложенные в них фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с изложенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении событием административного правонарушения.

Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку, мировой судья правильно установил обстоятельства дела, обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Ибрагимовой Н.Н. в нарушении сроков предоставления государственной услуги и совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».

Наказание Ибрагимовой Н.Н. назначено в пределах санкции ч. 1 ст.8 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, определенной ст.4.5 КоАП РФ.

Постановление мотивировано, не противоречит закону и фактическим обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи является законным, и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г.Оренбурга, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Оренбурга, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года № 489 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области», в отношении Ибрагимовой Н. Н. - оставить без изменения, а жалобу защитника Берест Т.С. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст.ст.30.12-30.17 КоАП РФ

Судья: О.А. Пименова