63RS0039-01-2021-007390-72 Дело №12-1359/2021 Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 28 декабря 2021 г. г. Самара Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя должностного лица - начальника станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 на постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №- пл от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо- начальник станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, представитель должностного лица обратился с жалобой, мотивируя тем, что ФИО1 вменяется то, что «План мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта НВОС №П не соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий» (пункт 5); «Не осуществляется производственный экологический контроль на источнике выбросов № Дыхательный клапан емкости аварийного сброса НПС «Красноселки». (пункт 7). Вместе с тем, Обществом ДД.ММ.ГГГГ разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области) план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий НПС «Красноселки». С 27.06.2020 вступил в силу приказ Минприроды от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», устанавливающий новые требования к Мероприятия при НМУ. Обществом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования Мероприятий при НМУ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило об отсутствии необходимости в повторном согласовании утвержденных Мероприятий при НМУ. С с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, Куйбышевским районным управлением направлены в Министерство на согласование откорректированные Мероприятия при НМУ, разработанные в соответствии с Требованиями. ДД.ММ.ГГГГ от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. Мероприятия при НМУ по объекту на НПС «Красноселки», разработанные в соответствии с Требованиями, повторно направлены на согласование в Министерство. С учетом вышеуказанных обстоятельств заявитель жалобы считает, что обязанность должностного лица по согласованию Мероприятий при НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, исполнена. Также заявитель жалобы указывает, что источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух № «Дыхательный клапан емкости аварийного сброса», как источник аварийных выбросов, не подлежит включению в программу ПЭК, поскольку он относится к типу источников, работающих в аварийном режиме. Фактически емкость находится в режиме ожидания, заполнение отсутствует. В штатном режиме работы объекта НВОС №П от указанного сооружения выброс загрязняющих веществ не осуществляется. На основании изложенного, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании представители должностного лица по доверенности ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме. Представители Росприроднадзора по доверенности ФИО4ФИО5 в судебном заседании пояснили, что постановление является законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении жалобы. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 №811 (вступил в законную силу с 27.06.2020) (далее - Приказ №811). Приказом № 811 определено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации. На территории Самарской области действует постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», согласно п. 9 которого (в редакции в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.12.2018 № 792) (далее - Постановление №596), мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Транснефть-Дружба», по результатам которой составлен акт о том, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства. По результатам плановой проверки выявлены нарушения, в том числе на НПС «Красноселки», НПС «Красноселки» предназначена для обеспечения технологического процесса перекачки нефти, обслуживание закрепленных участков линейной части по трассе магистральных нефтепроводов, обеспечения охраны охранной зоны нефтепровода и устранения аварийных ситуаций в случае повреждения магистральных нефтепроводов. ФИО6 занимает должность начальника станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба». В соответствии с актом проверки (п.5 акта проверки) план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях по НПС «Красноселки» утвержден Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период работы неблагоприятных метеорологических условий», в которых установлены новые требования. Таким образом, Росприроднадзором при проведении проверки установлено, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан для НВОС №П, не соответствует требованиям законодательства. Должностному лицу вменяется, что «План мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта НВОС №П не соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий» (пункт 5 акта проверки). Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, в соответствии с требованиями постановления Правительства Самарской области от 24.10.2010 №596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области» Обществом ДД.ММ.ГГГГ разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий НПС «Красноселки». Согласно представленным материалам, в связи с вступлением в законную силу 27.06.2020 Приказа №811, АО «Транснефть-Дружба» ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства Минприроды направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. В ответ на заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана. Пунктом 21 Требований определены критерии корректировки Мероприятий при НМУ – корректировка осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%. Руководствуясь п.21 Требований, с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ КРУ направлены на согласование в Министерство на согласование откорректированные мероприятия по НМУ, разработанные в соответствии с требованиями. ДД.ММ.ГГГГ от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. В пункте 21 Приказа №811 перечислены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%. В отсутствии таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке. Таким образом, при отсутствии оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа №811, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для КРУ АО «Транснефть-Дружба», согласованный министерством ДД.ММ.ГГГГ. Материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий. С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица нарушений ч. 1 ст. 19 Закона №96 « Об охране атмосферного воздуха» и Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации» от 28.11.2018 №811, должностное лицо исполнило обязанность по согласованию Мероприятий при НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора. Вывод должностного лица Росприроднадзора о нарушении должностным лицом ФИО1 ст. 67 Федерального закона №4-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.25 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.9.1.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля», выраженные в неосуществлении производственного экологического контроля на источнике выбросов № Дыхательный клапан емкости аварийного сброса НПС «Красноселки», является обоснованным, подтвержден имеющимися доказательствами. Так, согласно проведенной инвентаризации на НПС «Красноселки» выявлен 31 источник загрязнения атмосферы, из них 21 организованный и 10 неорганизованных. Согласно разделу 7 «План-график производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдению установленных нормативов ПДВ/ВСВ» контролю не подлежат источники 0037, 0014, 0016-0021, 6005, 0035, 6007, 6016, 0029, 6013, 6014. Указанные источники не включены в план-график ПЭК с проведением контроля расчетными методами. Вместе с этим, в план-графике ПЭК отображены для контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 15 источников, при этом в план-графике ПЭК не указан источник № Дыхательный клапан емкости аварийного сброса, отсутствующий в перечне источников выбросов, которые не подлежат контролю, что является нарушением требований, установленных п.9.1.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018г. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях начальника станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ. Вместе с тем, оценивая назначенное наказание, суд считает его чрезмерно суровым. Из материалов дела усматривается, что после возбуждения дела об административном правонарушении должностным лицом были устранены допущенные нарушения, в целях исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ письмом № от ДД.ММ.ГГГГ была направлена откорректированная программа производственного экологического контроля НПС «Красноселки» от ДД.ММ.ГГГГ с учетом источника выбросов 0034 «Дыхательный клапан емкости аварийного сброса ДЭС». Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает возможным изменить постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ - назначить должностному лицу ФИО1 минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.1 КоАП РФ. На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ: Жалобу удовлетворить частично. Постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям №-пл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания должностному лицу - начальнику станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 по ст. 8.1 КоАП РФ – изменить, назначив наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течении 10 суток с момента получения или вручения копии решения. Судья Кузнецова И.И. |