ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1359/2021 от 28.12.2021 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2021-007390-72

Дело №12-1359/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

28 декабря 2021 г. г. Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя должностного лица - начальника станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 на постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям - пл от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям -пл от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо- начальник станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель должностного лица обратился с жалобой, мотивируя тем, что ФИО1 вменяется то, что «План мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта НВОС П не соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий» (пункт 5); «Не осуществляется производственный экологический контроль на источнике выбросов Дыхательный клапан емкости аварийного сброса НПС «Красноселки». (пункт 7). Вместе с тем, Обществом ДД.ММ.ГГГГ разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области) план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий НПС «Красноселки». С 27.06.2020 вступил в силу приказ Минприроды от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», устанавливающий новые требования к Мероприятия при НМУ. Обществом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования Мероприятий при НМУ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сообщило об отсутствии необходимости в повторном согласовании утвержденных Мероприятий при НМУ. С с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ, Куйбышевским районным управлением направлены в Министерство на согласование откорректированные Мероприятия при НМУ, разработанные в соответствии с Требованиями. ДД.ММ.ГГГГ от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. Мероприятия при НМУ по объекту на НПС «Красноселки», разработанные в соответствии с Требованиями, повторно направлены на согласование в Министерство. С учетом вышеуказанных обстоятельств заявитель жалобы считает, что обязанность должностного лица по согласованию Мероприятий при НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, исполнена. Также заявитель жалобы указывает, что источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух «Дыхательный клапан емкости аварийного сброса», как источник аварийных выбросов, не подлежит включению в программу ПЭК, поскольку он относится к типу источников, работающих в аварийном режиме. Фактически емкость находится в режиме ожидания, заполнение отсутствует. В штатном режиме работы объекта НВОС П от указанного сооружения выброс загрязняющих веществ не осуществляется. На основании изложенного, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представители должностного лица по доверенности ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представители Росприроднадзора по доверенности ФИО4ФИО5 в судебном заседании пояснили, что постановление является законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.11.2018 №811 (вступил в законную силу с 27.06.2020) (далее - Приказ №811).

Приказом № 811 определено, что разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

При этом вопросы разработки для конкретного предприятия мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий регулируются порядком проведения таких работ, установленным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На территории Самарской области действует постановление Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области», согласно п. 9 которого (в редакции в ред. Постановления Правительства Самарской области от 17.12.2018 № 792) (далее - Постановление №596), мероприятия в период неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и утверждаются руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом и согласовываются с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р проведена проверка исполнения законодательства в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Транснефть-Дружба», по результатам которой составлен акт о том, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением природоохранного законодательства.

По результатам плановой проверки выявлены нарушения, в том числе на НПС «Красноселки», НПС «Красноселки» предназначена для обеспечения технологического процесса перекачки нефти, обслуживание закрепленных участков линейной части по трассе магистральных нефтепроводов, обеспечения охраны охранной зоны нефтепровода и устранения аварийных ситуаций в случае повреждения магистральных нефтепроводов.

ФИО6 занимает должность начальника станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба».

В соответствии с актом проверки (п.5 акта проверки) план мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях по НПС «Красноселки» утвержден Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период работы неблагоприятных метеорологических условий», в которых установлены новые требования. Таким образом, Росприроднадзором при проведении проверки установлено, что план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух разработан для НВОС П, не соответствует требованиям законодательства.

Должностному лицу вменяется, что «План мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, разработанный для объекта НВОС П не соответствует требованиям законодательства: отсутствует пояснительная записка к плану мероприятий, результаты расчета рассеивания выбросов загрязняющих веществ при проведении мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ и определение эффективности мероприятий» (пункт 5 акта проверки).

Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, в соответствии с требованиями постановления Правительства Самарской области от 24.10.2010 №596 «Об организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Самарской области» Обществом ДД.ММ.ГГГГ разработан и согласован с Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области план мероприятий (перечень) по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий НПС «Красноселки».

Согласно представленным материалам, в связи с вступлением в законную силу 27.06.2020 Приказа №811, АО «Транснефть-Дружба» ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства Минприроды направлен запрос о необходимости корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ. В ответ на заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области указало на отсутствие оснований для согласования нового Плана.

Пунктом 21 Требований определены критерии корректировки Мероприятий при НМУ – корректировка осуществляется хозяйствующим субъектом в случае изменения технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при НМУ, изменились более чем на 25%.

Руководствуясь п.21 Требований, с учетом корректировки данных инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от ДД.ММ.ГГГГ КРУ направлены на согласование в Министерство на согласование откорректированные мероприятия по НМУ, разработанные в соответствии с требованиями. ДД.ММ.ГГГГ от Министерства повторно получен ответ об отсутствии целесообразности корректировки и повторного согласования мероприятий при НМУ.

В пункте 21 Приказа №811 перечислены случаи, при которых хозяйствующим субъектом должна осуществляется корректировка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, включая наличие изменений технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%.

В отсутствии таких случаев, план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не подлежит корректировке.

Таким образом, при отсутствии оснований для корректировки, указанных в п.21 Приказа №811, в настоящее время действующим планом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий является «План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для КРУ АО «Транснефть-Дружба», согласованный министерством ДД.ММ.ГГГГ.

Материалы проверки не содержат сведений об изменении технологических процессов, объемов выпускаемой продукции, товаров, оказываемых услуг, объемов и (или) состава выбросов, в результате которых максимальные разовые выбросы источника, включенного в Перечень источников выбросов, на которых реализуются мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, изменились более чем на 25%, что является основанием для корректировки мероприятий.

С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица нарушений ч. 1 ст. 19 Закона №96 « Об охране атмосферного воздуха» и Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации» от 28.11.2018 №811, должностное лицо исполнило обязанность по согласованию Мероприятий при НМУ с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Вывод должностного лица Росприроднадзора о нарушении должностным лицом ФИО1 ст. 67 Федерального закона №4-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.25 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.9.1.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля», выраженные в неосуществлении производственного экологического контроля на источнике выбросов Дыхательный клапан емкости аварийного сброса НПС «Красноселки», является обоснованным, подтвержден имеющимися доказательствами.

Так, согласно проведенной инвентаризации на НПС «Красноселки» выявлен 31 источник загрязнения атмосферы, из них 21 организованный и 10 неорганизованных. Согласно разделу 7 «План-график производственного контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдению установленных нормативов ПДВ/ВСВ» контролю не подлежат источники 0037, 0014, 0016-0021, 6005, 0035, 6007, 6016, 0029, 6013, 6014. Указанные источники не включены в план-график ПЭК с проведением контроля расчетными методами. Вместе с этим, в план-графике ПЭК отображены для контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух 15 источников, при этом в план-графике ПЭК не указан источник Дыхательный клапан емкости аварийного сброса, отсутствующий в перечне источников выбросов, которые не подлежат контролю, что является нарушением требований, установленных п.9.1.2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях начальника станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, оценивая назначенное наказание, суд считает его чрезмерно суровым. Из материалов дела усматривается, что после возбуждения дела об административном правонарушении должностным лицом были устранены допущенные нарушения, в целях исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ была направлена откорректированная программа производственного экологического контроля НПС «Красноселки» от ДД.ММ.ГГГГ с учетом источника выбросов 0034 «Дыхательный клапан емкости аварийного сброса ДЭС». Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает возможным изменить постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям -пл от ДД.ММ.ГГГГ - назначить должностному лицу ФИО1 минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Жалобу удовлетворить частично.

Постановление Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям -пл от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания должностному лицу - начальнику станции НПС «Красноселки» КРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 по ст. 8.1 КоАП РФ – изменить, назначив наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течении 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья Кузнецова И.И.