ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-135/19 от 13.01.2019 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 12-135/2019

10RS0013-01-2019-000674-96

Р Е Ш Е Н И Е

г.Петрозаводск

Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Т.В.Баранова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственная компания «Спецконструкция» (ООО ТПК «Спецконструкция», Общество) на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л а:

постановлением главного государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) от 17.06.2019 ООО ТПК «Спецконструкция» (далее также заявитель) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Заявитель обратился в суд с жалобой на упомянутое выше постановление, мотивируя свои доводы тем, что юридическое лицо было привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил оформления ТТН при перевозке опасного груза. Полагали, что ответственность наступает за нарушение перевозки опасного груза, а не оформление ТТН. При этом, перевозимый груз, по мнению заявителя, нельзя отнести к опасным грузам. Также заявитель указал на допущенные нарушения процедуры производства по делу об административном правонарушении, а именно нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, отсутствие доказательств проведения административного расследования, направления постановления о возбуждении дела в адрес юридического лица. В случае, если суд придет к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, просили учесть принцип соразмерности, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя, а также рассмотреть возможность признания правонарушение малозначительным. На основании изложенного, заявитель просил производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО ТПК «Спецконструкция» прекратить в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ, а также допущением существенных недостатков при производстве по делу об административном правонарушении.

Защитник заявителя, действующий по ордеру №079/9 от 10.09.2019, выданному Московской коллегией адвокатов «Территория права», в судебном заседании заявленные требования уточнил, указал, что не оспаривает вину Общества в совершении указанного в оспариваемом постановлении правонарушения, просил признать совершенное правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу, а также рассмотреть возможность применения положений ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкций ч.2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Представитель УГАДН, действующая по доверенности, с жалобой не согласилась, разрешение ходатайства о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ оставила на усмотрение суда, ходатайство о признании правонарушения малозначительным полагала необходимым отклонить.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что хх.хх.хх г. в 12 часов 40 минут при проведении государственного контроля на СПВК 421 км автодороги Р-21 «Кола» выявлен факт нарушения установленных правил перевозки опасных грузов, а именно: водитель Ш.А.А. на основании задания по путевому листу от 15.04.2019, выданного ООО ТПК «Спецконструкция», выполняя перевозку опасного груза , жидкость при повышенной температуре, Н.У.К., при температуре не ниже 100 градусов, но не ниже температуры вспышки, загружаемая при температуре не выше 190 градусов (включая расплавленные металлы, расплавленные соли и т.д.), класс 9, группа упаковки 3, по маршруту ... на транспортном средстве (автопоезде) в составе седельного тягача марки ... государственный регистрационный знак , и полуприцепа марки ..., государственный регистрационный знак , управлял вышеуказанным транспортным средством с нарушением установленных правил перевозки опасных грузов,а именно транспортный документ на перевозимый опасный груз, предусмотренный требованием раздела 8.1.2 ДОПОГ, заполнен с нарушением требований раздела 5.4.1.1 ДОПОГ, в товарно-транспортной накладной от хх.хх.хх г. № б/н отсутствует номер ООН опасного груза которому предшествуют буквы «UN», надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2 ДОПОГ, номера образцов опасности, которые указаны в колонке 5 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ, группа упаковки, а также общее количество опасного груза, общее количество опасного груза, наименование и адрес грузоотправителя, название и адрес грузоотправителя.

За указанное нарушение водитель ООО ТПК «СПЕЦКОНСТРУКЦИЯ» Ш.А.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.2 ст. 12.21.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, ответственных за перевозку, - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена ответственность за перевозку опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

Согласно п.23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 №272 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п.3 Правил перевозка опасных грузов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 года № 272, перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Разделом 8.1.2 ДОПОГ установлены требования к документам, находящимся на транспортной единице, при перевозке опасных грузов. Данным пунктом, помимо других документов, предусматривается наличие транспортных документов, предписанных в разделе 5.4.1 ДОПОГ.

Согласно п.5.4.1.1 ДОПОГ информация, указанная в транспортном документе должна содержать следующие элементы информации: номер ООН, которому предшествуют буквы «UN»; надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2 ДОПОГ, номера образцов опасности, которые указаны в колонке 5 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ, если она назначена, группа упаковки; общее количество опасного груза; наименование и адрес грузоотправителя; название и адрес грузоотправителя, указанной в п.5.4.1.1 ДОПОГ.

Основанием привлечения ООО ТПК «Спецконструкция» к административной ответственности послужили те обстоятельства, что заявитель как лицо, ответственное за перевозку опасных грузов, выпустило в рейс транспортное средство марки ..., государственный регистрационный знак в составе полуприцепа марки ...», государственный регистрационный знак с нарушением заполнения транспортного документа.

Как усматривается из материалов дела, при перевозке опасного груза по транспортной накладной №б/н от 16.04.219 отсутствовал номер ООН опасного груза, которому предшествуют буквы «UN», надлежащее отгрузочное наименование, определенное в соответствии с разделом 3.1.2 ДОПОГ, номера образцов опасности, которые указаны в колонке 5 таблицы А главы 3.2 ДОПОГ, группа упаковки, а также общее количество опасного груза, общее количество опасного груза, наименование и адрес грузоотправителя, название и адрес грузоотправителя, указанной в п.5.4.1.1 ДОПОГ.

В соответствии с требованиями подп.b п.1.4.2.2.1 раздела 1.4 ДОПОГ «Обязанности участников перевозки в области безопасности», перевозчик должен удостовериться в том, что вся информация, предписанная в ДОПОГ, касающаяся подлежащих перевозке опасных грузов, была представлена грузоотправителем перед перевозкой, что предписанная документация находится на транспортной единице.

В силу п.1.4.2.2.3 раздела 1.4 ДОПОГ, если действуя согласно п.1.4.2.2.1, перевозчик обнаруживает какое-либо нарушение требований ДОПОГ, он не должен отправлять груз до тех пор, пока это нарушение не будет устранено.

ООО «Спецконструкция» могло принять меры по соблюдению требований действующего законодательства, однако таких мер не предприняло.

Обстоятельства произошедших событий и вина ООО ТПК «Спецконструкция» в нарушении правил перевозки опасных грузов подтверждаются совокупностью собранных по настоящему делу доказательств.

Достаточных доказательств объективной невозможности соблюдения Обществом требований законодательства РФ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не представлено, обстоятельств, указывающих на отсутствие вины ООО ТПК «Спецконструкция», не установлено.

Таким образом, факт нарушения заявителем правил перевозки опасных грузов верно установлен должностным лицом.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем должностное лицо правильно признало их допустимыми доказательствами и положило в основу обжалуемого постановления.

Действия Общества правильно квалифицированы по ч.2 ст.12.21.2 КоАП РФ.

В протоколе и в постановлении по делу об административном правонарушении указано событие административного правонарушения, факт нарушения установленных правил перевозки опасного груза подтвержден.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, а также исходя из принципов юридической ответственности, неисполнение юридическим лицом требований публичного порядка вследствие ненадлежащего исполнения трудовых (служебных) обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от административной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Таким образом, действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют то лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.

Следовательно, ООО ТПК «Спецконструкция» является ответственным за соблюдение правил перевозки грузов и обязано было принять меры к соблюдению установленных норм и правил безопасности дорожного движения.

Доводы жалобы не опровергают наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку факт нарушения установленных правил перевозки тяжеловесного груза подтвержден.

С учетом всех обстоятельств дела, прихожу к выводу о том, что оснований для замены наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется, так как объектом совершенного административного правонарушения является безопасность дорожного движения, а также жизнь и здоровье граждан.

Вместе с тем, назначенное в данном случае наказание приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности Общества.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Частью 3.3 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Руководствуясь указанными положениями, и, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, считаю необходимым изменить размер административного штрафа, снизив его до 75 000 рублей.

Руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление главного государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Карелия Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора от 17.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Торгово-производственная компания «Спецконструкция» изменить, снизить размер наказания в виде административного штрафа до 75 000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.В. Баранова