ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-135/19 от 20.03.2019 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

РЕШЕНИЕ

20 марта 2019 года г. Нальчик

Судья Нальчикского городского суда КБР Блохина Е.П.,

при секретарях Пшихачевой Д.Т. и Хавпачевой Л.Х.,

с участием: ФИО1, представителя ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР ФИО2, действующего на основании доверенности от 25 сентября 2018 года №03-08/06360,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, по жалобе ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 1 февраля 2019 года №148, вынесенное начальником ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР от 1 февраля 2019 года №148 генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Эльбрустурсервис» (далее - ООО «Эльбрустурсервис») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), с назначением ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В жалобе, поданной в Нальчикский городской суд КБР, ФИО1 просит названное постановление по делу об административном правонарушении отменить как незаконное.

В обоснование жалобы ФИО1 указала, что ООО «Эльбрустурсервис» работает с августа 1998 года и занимается турагентской деятельностью. 28 апреля 2003 года Комитетом государственной статистики КБР были внесены изменения в ЕГРПО и присвоен ОКВЭД 63.30.1 - деятельность туристических агентств. До 10 июля 2016 года данный ОКВЭД был действителен. С 11 июля 2016 года были введены новые классификаторы кодов ОКВЭД2. Замену кодов старого классификатора на коды нового классификатора для юридических и физических лиц, зарегистрированных до 11 июля 2016 года, произвели автоматически. Как выяснилось позже, ООО «Эльбрустурсервис» замена ОКВЭД автоматически произведена не была. С 26 августа 2015 года по 12 января 2016 года она, ФИО1, находилась в отпуске по беременности и родам, с 13 января 2016 года по 27 апреля 2017 года - в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а с 27 апреля 2017 года по 28 октября 2018 года - в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В указанный период экономическая деятельность Обществом не осуществлялась, писем с информацией об отсутствии ОКВЭД не поступало. Указанные обстоятельства были изложены ею, ФИО1, в ходатайстве, представленном на имя начальника ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР, но оно не было рассмотрено. При этом ею незамедлительно были внесены изменения в ЕЕРЮЛ и 31 января 2019 года добавлен новый ОКВЭД -7.11 (деятельность туристических агентств).

В судебном заседании ФИО1 поддержала жалобу по указанным основаниям и пояснила, что виновной себя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, не признает. Указывает, что как только при рассмотрении дела об административном правонарушении ей стало известно о необходимости указания в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности, она указанные сведения внесла.

Представитель ИФНС России№2 по городу Нальчику КБР ФИО2 в удовлетворении жалобы просил отказать, указав, что ОКВЭД ООО «Эльбрустурсервис» не был изменен автоматически, поскольку до 31 января 2019 года сведения о видах экономической деятельности по ОКВЭД указанного юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствовали. Об этом обстоятельстве налоговому органу стало известно в начале декабря 2018 года после поступления обращения Пограничного управления УФСБ по КБР.

Выслушав ФИО1, представителя ИФНС России№2 по городу Нальчику КБР ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административная ответственность по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ наступает за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В силу подпункта "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ) в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕЕРЮЛ) должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее — ОКВЭД), то есть, сведения о видах экономической деятельности, которую предполагает осуществлять юридическое лицо.

Исходя из положений пункта 4 статьи 5 вышеназванного Федерального закона указанные сведения вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных заявителем при государственной регистрации юридического лица в соответствующем заявлении о государственной регистрации.

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности, информации о них, и применяется в Российской Федерации для целей налогообложения.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Подпункт «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129- ФЗ введен Федеральным законом от 23 декабря 2004 года №185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которым с 1 января 2004 года в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), включены сведения о кодах по ОКВЭД.

При этом названный Федеральный закон каких-либо сроков по внесению уже зарегистрированным юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений по кодам по ОКВЭД не установил.

В целях обеспечения полноты базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведениями о кодах по ОКВЭД, Федеральная налоговая служба 26 сентября 2005 года подготовила письмо №ВЕ- 6-09/795@ «О проведении регистрирующими органами разъяснительных мероприятий о необходимости дополнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД», в котором указала, что законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае его отсутствия.

В этой связи Федеральная налоговая служба рекомендовала проведение территориальными регистрирующими (налоговыми) органами разъяснительных мероприятий среди юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств о дополнении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО «Эльбрустурсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 24 августа 1998 года Департаментом по управлению городским имуществом города Нальчика, который в указанное время являлся регистрирующим органом.

28 апреля 2003 года Комитет государственной статистики Кабардино-Балкарской Республики уведомил директора ООО «Эльбрустурсервис» о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций (ЕГРПО) и установлении юридическому лицу идентификации по общероссийским классификаторам, в том числе по ОКВЭД-63.30.1.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" с 1 июля 2002 года Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению государственной регистрации юридических лиц.

По сведениям, представленным по настоящему делу представителем ИФНС России№2 по городу Нальчику КБР, до 31 января 2019 года в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения о видах экономической деятельности ООО «Эльбрустурсервис» по ОКВЭД.

На основании заявления генерального директора ООО «Эльбрустурсервис» ФИО1 такие сведения внесены в ЕГРЮЛ 31 января 2019 года.

18 января 2019 года налоговым инспектором ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР в отношении генерального директора ООО «Эльбрустурсервис» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №148 по части 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

1 февраля 2019 года постановлением начальника ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР генеральный директор ООО «Эльбрустурсервис» ФИО1 0.0. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

Как следует постановления по делу об административном правонарушении, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности явилось не предоставление ею сведений о видах экономической деятельности ООО «Эльбрустурсервис» в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Вместе с тем полагаю, что по настоящему делу отсутствует событие административного правонарушения, поскольку ООО ««Эльбрустурсервис» было зарегистрировано в качестве юридического лица в августе 1998 года, перерегистрировано в налоговой службе в декабре 2002 года, а Федеральный закон от 23 декабря 2004 года №185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на уже зарегистрированные юридические лица какие-либо обязанности по представлению в регистрирующий орган сведений о видах экономической деятельности не возложил.

При этом в судебном заседании установлено, что до 26 декабря 2018 года, то есть, до вынесения начальником ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР определения №148 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, какие-либо требования к ФИО1 0.0. со стороны налоговой службы о необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности по ОКВЭД не предъявлялись.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении от 18 января 2019 года №148, ни в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от 1 февраля 2019 года №148 не указаны ни время, ни место совершения ФИО1 административного правонарушения.

Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении от 1 февраля 2019 года №148, как и протокол об административном правонарушении от 18 января 2019 года №148, содержат неполное описание события правонарушения, поскольку в них не указано, нарушение какого именно закона (нормативного правового акта) допущено ФИО1 0.0.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление начальника ИФНС России №2 по городу Нальчику КБР от 1 февраля 2019 года №148 по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Эльбрустурсервис» ФИО1 отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить по пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.П. Блохина