ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-135/2017 от 21.04.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 12-135/2017

Р Е Ш Е Н И Е

на постановление по делу об административном правонарушении

21 апреля 2017 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Бирюкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе должностного лица – заместителя председателя комитета – начальника отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области ФИО3 на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управлении Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области ФИО2 от 14.03.2017 № 7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, -

У с т а н о в и л:

Постановлением руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управлении Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области ФИО2 от 14.03.2017 № 7 должностное лицо – заместитель председателя комитета – начальник отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Должностное лицо ФИО3 подал жалобу на данное постановление, в которой просил отменить постановление и прекратить производство по делу. Считает, что при вынесении постановления не установлены смягчающие обстоятельства.

Требование предоставлении участником закупки, проводимой в форме электронного
аукциона, банковских реквизитов Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусматривает.

Между тем сведения о банковских реквизитах счета направляются участником закупки оператору электронной площадки в период проведения аккредитации.

В дальнейшем сведения о банковских реквизитах участника закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе поступают к заказчику непосредственно от оператора электронной площадки. Копия заявки на участие в электронном аукционе прилагается.

Сведения о банковских реквизитах участника закупки были включены в заявку с единственной целью - для упрощения процедуры оформления государственного контракта, о чем указано в документации об электронном аукционе.

Дополнения в документацию об электронном аукционе в части формы заявки были внесены комитетом по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области при принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, выявленного в октябре 2016 года должностными лицами управления экономики правительства Еврейской автономной области. В числе выявленных нарушений законодательства о госзакупках было указано на не установление комитетом надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Копия постановления о прекращении производства по делу об административном производстве прилагается.

Перед утверждением документации причины для сомнений в том, что отдельные положения проекта документации могут не соответствовать требованиям Закона о контрактной системе, у него отсутствовали, так как проект документации подготовлен профильным главным специалистом-экспертом отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета, имеющим специализацию в сфере закупок, трехлетний опыт подготовки документации об электронном аукционе для закупки квартиры, а также прошедшим в октябре 2015 года повышение квалификации по программе «О контрактной системе».

В целях предупреждения нарушений Закона о контрактной системе,
выявленных Еврейским У ФАС России им проведена проверка главным специалистом-экспертом отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета, подготовившим проект документации, знаний положений Закона о контрактной системе, устанавливающих требования к содержанию документации об электронном аукционе, организовано приведение проекта документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и Еврейского УФ АС России.

Нарушения требований Закона о контрактной системе, указанных Еврейским УФАС России, допущены им не умышлено.

Раньше к административной ответственности я не привлекался.

Допущенным правонарушением какой-либо значительный вред обществу и государству не нанесен.

Жалобы участника аукциона на неправомерное требование о предоставлении сведений о счете от участника закупки не поступали.

Отрицательные последствия не наступили.

Меры по предупреждению нарушений требований Закона о контрактной системе, указанных Еврейским УФАС России, приняты им лично и своевременно.

В судебном заседании должностное лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО4 доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержал. Также пояснил, что вину свою не оспаривает. Однако просит применить ст. 2.9. КоАК РФ и прекратить производство по делу.

В судебном заседании помощник прокурора ЕАО ФИО5 указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Полагает, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Выслушав пояснения лица, привлеченного к административной ответственности, помощника прокурора, показания ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок УФАС по ЕАО ФИО6, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ определено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.29 - 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 000 руб.

В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).

Частью 1 ст. 107 Закона о контрактной системе установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из выписки из распоряжении губернатора ЕАО от 31.07.2013 -л «О назначении на должность ФИО3» следует, что ФИО3 назначен на должность заместителя председателя комитета - начальника отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области (далее - заместитель председателя комитета - начальник отдела) с 01.08.2013.

Согласно должностному регламенту заместителя председателя комитета -начальника отдела, утвержденному 26.11.2013 губернатором ЕАО, указанное должностное лицо обязан, в том числе соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Устав Еврейской автономной области, законы и иные нормативные правовые акты Еврейской автономной области и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

Исходя из основных задач и функций государственного органа на заместителя председателя комитета - начальника отдела возлагаются Еврейской автономной области должностные обязанности, в том числе: обеспечивать составление и заключение договоров, соглашений, контрактов, регулирующих вопросы земельных отношений и деятельность комитета; обеспечивать закупку комитетом товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд.

При наличии в действиях заместителя председателя комитета - начальника отдела состава административного или уголовного наказуемого деяния, он несет ответственность в соответствии с действующим административным и уголовным законодательством.

Таким образом, ФИО3 является должностным лицом государственного заказчика - заместителем председателя комитета - начальником отдела и как должностное лицо при осуществлении закупок обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Порядок подачи заявок установлен ст. 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место
нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество
(при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица),
номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика
участника такого аукциона или в соответствии с законодательством
соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера
налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица),
идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов
коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции
единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 -9 ч. 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на
получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 настоящего Федерального
закона, или копии этих документов;

6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и
(или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и
ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего
Федерального закона, или копии этих документов;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 настоящего Федерального закона.

Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

12 сентября 2016 года заместителем председателя комитета - начальником отдела ФИО3 утверждена документация об электронном аукционе для осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций жилого помещения (квартиры) (далее - Документация).

12.09.2016 на официальном сайте в единой информационной сети (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru) Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона и Документация.

Наименование объекта закупки: покупка жилого помещения (квартиры).

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 024 000,00 руб.

По результатам проведения электронного аукциона Комитетом по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области 05.10.2016 заключен государственный контракт с ИП ФИО1 на приобретение жилого помещения (квартиры).

В соответствии с п. 14 Документации инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указана в приложении № 3 к настоящей документации и является неотъемлемой ее частью.

Заказчиком в приложении № 3 к Документации установлена инструкция по
заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в которой указано, что
заявка должна содержать следующую информацию, в том числе: 1. Участник (для юридического лица): банковские реквизиты расчетного счета, включая наименование банка, адрес кредитной организации (филиала, отделения), БИК, кор.счет (для подготовки проекта государственного контракта); 2. Участник (для физического лица - индивидуального предпринимателя): Банковские реквизиты счета (для подготовки проекта государственного контракта).

Однако, в нарушение требований частей 5, 6 ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ в документации комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области в инструкции установлены требования по представлению сведений, не предусмотренных ст. 66 Федерального закона № 44-ФЗ, а именно: требование о представлении банковских реквизитов расчетного счета, включая наименование банка, адрес кредитной организации (филиала, отделения), БИК, кор.счет для подготовки проекта государственного контракта); требование о представлении банковских реквизитов (для подготовки проекта государственного контракта) для физического лица - индивидуального предпринимателя. При этом в пункте 14 документации об электронном аукционе установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе указана в приложении 3 к настоящей документации и является неотъемлемой ее частью.

В действиях должностного лица - заместителя председателя комитета – начальника отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области ФИО3 усматриваются признаки административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Указанные нарушения послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.03.2017.

В результате рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя управления – начальником отдела контроля закупок Управлении Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области ФИО2 от 14.03.2017 № 7 должностное лицо – заместитель председателя комитета – начальник отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Вина в совершении указанных правонарушений подтверждена материалами дела об административном правонарушении. Более того, признана лицом, привлеченным к административной ответственности, в судебном заседании.

Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения считаю несостоятельными по следующим основаниям.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.30 КоАП РФ, посягает на порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, установленный в главах 2 - 7 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Законодатель, учитывая важность задач, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе в виде обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, установил высокую санкцию за данные правонарушения, в целях предотвращения негативных последствий нарушений.

Ссылки ФИО3 на то, что административное правонарушение совершено впервые, добровольное прекращение противоправного поведения, предотвращение вредных последствий административного правонарушения, устранение допущенного нарушения, несостоятельны, поскольку данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания.

Обстоятельства, не имеющие непосредственное значение для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности постделиктного поведения виновного, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным.

Институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ориентирован исключительно на правоприменительную оценку самого правонарушения и не предназначен для целей учета имущественного и финансового положения виновного или иных смягчающих административную ответственность обстоятельств.

В связи с изложенным считаю, что правонарушения, которые совершил ФИО3 не может быть признаны малозначительными, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, а в отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, нарушении установленного порядка проведения торгов.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Административное наказание назначено должностному лицу ФИО3 в соответствии с правилами назначения административного наказания, закрепленными положениями КоАП РФ, с учетом смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах, установленных законом, соразмерно содеянному, справедливое.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица, не допущено, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, -

р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок Управлении Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области ФИО2 от 14.03.2017 № 7 по делу об административном правонарушении в отношении заместителя председателя комитета – начальника отдела управления земельными ресурсами и правовой работы комитета по управлению государственным имуществом Еврейской автономной области ФИО3 по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу должностного лица ФИО3 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.А. Бирюкова

Копия верна:

Судья Е.А. Бирюкова