Дело № 12 - 135/2021
УИД: 42RS0005-01-2020-004623-14
РЕШЕНИЕ
Судья Заводского районного суда города Кемерово Ульянюк В.И.,
с участием:
помощника Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области -Кузбасса ФИО1,
представителя КАО «Азот» ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Заводского районного суда города Кемерово жалобу представителя КАО «Азот» ФИО2 в интересах КАО «Азот» <данные изъяты>, на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КРФобАП, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 КАО «Азот» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КРФобАП и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 часов, по информации поступившей в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, из Кемеровской межрайонной природоохранной Прокуратуры, в отношении КАО «Азот», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, установлено, что общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно: осуществляло в ДД.ММ.ГГГГ сброс <данные изъяты>, посредством выпуска № загрязняющее вещество ХПК в составе сточных вод, отсутствующих в утвержденном НДС, в связи с чем Кемеровским межрайонным природоохранным прокурором ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КРФобАП.
Представитель КАО «Азот» ФИО5, не согласившись с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с жалобой.
Жалоба мотивирована тем, что КАО «Азот» вменяется вина в том, что общество в нарушение ч.1 ст. 44 ВК РФ, п.1 Постановления Правительства РФ №469, п.12 приказа МПР России №333, осуществляло в ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ сброс в реку <данные изъяты>, посредством выпуска № загрязняющее вещество ХПК в составе сточных вод отсутствующих в утвержденном НДС.
КАО «Азот» предоставлено право пользования участком реки Томь для осуществления сброса сточных вод на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ№. Срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Нормативны допустимых сбросов веществе и микроорганизмов в водный объект реки Томь для КАО «Азот» утверждены Приказом Верхне-Обского бассейнового водного управления об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов КАО «Азот» № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод осуществляется КАО «Азот» на основании Разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
Нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов со сточными водами КАО «Азот» разработаны и утверждены в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: ВК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов», Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «552 от 13.12.2016г. «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в т.ч. нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», «Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (приказ МПР РФ от 17.12.2007 г.№333), Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 г. №1316-р Перечень загрязняющих веществ в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Согласно п.20 «Методики разработки НДС…», НДС разрабатываются в соответствии с нормативами допустимых воздействий на водные объекты (НДВ).
Нормативы допустимого воздействия (НВД) на водные объекты бассейна <адрес> в пределах водохозяйственных участков утверждены ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Федерального агенства водных ресурсов ФИО6
В связи с отсутствие в настоящее время методологии распределения НДВ по привносу химических и взвешенных минеральных веществ по водопользователям, НДВ не могут быть применимы.
Учитывая вышеизложенное и письмо Росводресурсов от ДД.ММ.ГГГГ№, при разработке НДС необходимо использовать гигиенические и рабохозяйственные нормативы качества воды водных ресурсов.
Согласно положениям «Методики разработки НДС…», величины НДС определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта.
В соответствии с п.2 «Методики разработки НДС…» нормативы качества воды водного объекта включают общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования, перечень предельно допустимых концентраций веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, установленных ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования» и СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», а также нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденные приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 г. №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения».
Расчет НДС произведен с учетом места расположения выпуска относительно черты населенного пункта и рыбохозяйственной категории поверхностного водного объекта. В соответствии с п.6 «Методики разработки НДС…», в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных. Следовательно, категория водного объекта на участке сброса сточных вод принимается рыбохозяйственная. Таким образом, при расчете НДС приняты наиболее жесткие нормы качества воды для водных объектов рыбохозяйственного значения согласно Приказу Министерства сельского хозяйства РФ №552 от 13.12.2016 г. «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в т.ч. нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
При разработке НДС определен перечень нормируемых показателей согласно условий 2Методики разработки НДС…» с учетом Распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 г. №1316-р.
Согласно п. 19 «Методики разработки НДС…»: Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной воды».
Фактическое качество сточных вод принято на основании данных мониторинга, организованного на предприятии, согласно согласованных ОВР по КО программам проведения измерения качества сточных вод для выпуска.
Нормативы качества воды поверхностного водного объекта применяются согласно Приказу Минсельхоза России №552 от 13.12.2016 г.
В связи с отсутствием в Приказе Минсельхоза России от 13.12.2016 г. №552 норматива предельно допустимой концентрации ХПК в воде водных объектов рабохозяйственного значения, в перечень нормируемых веществ ХПК не вносится. Данный показатель контролируется в составе свойств сточных вод как ХПК.
При проведении производственного контроля по показателю ХПК КАО «Азот» в качестве предельно допустимой концентрации использует значение по показателю ХПК – 30 мг/дм3, согласно приложению 1 СанПин 2.1.5.980-00.
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов согласованы и утверждены в установленном порядке согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 г. №469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», «Административного регламента Федерального агенства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агенством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования» (приказ МПР РФ от 02.06.2014 г. №246).
В процессе согласования и утверждения нормативы допустимых сбросов (в том числе программа проведения измерений качества сточных вод, программа проведения регулярных наблюдений за качеством воды поверхностного водного объекта-приемника сточных вод) рассмотрены компетентными государственными контролирующими органами: Верхне-обским бассейновым водным управлением, Департаментом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу, Верхнеобским территориальным управлением федерального Агенства по рыболовству, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителе и благополучия человека по Кемеровской области, Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области (Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора).
По итогу рассмотрения НДС согласованы и утверждены, КАО «Азот» выдан приказ об утверждении нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласноп.2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки.
Загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических, радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Анализ фактических данных с утвержденными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов показывает отсутствие превышений по ХПКК, что подтверждается протоколами испытаний.
Таким образом, ХПК не является загрязняющим веществом в составе сточных вод КАО «Азот» и не оказывают негативное воздействие на поверхностные водные объекты.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 своевременно и надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3
В судебном заседании представитель КАО «Азот» ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, пояснила, что КАО «Азот» ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос Министру природных ресурсов и экологии РФ для дачи разъяснения по поводу возникших противоречий, связанных с одной стороны с внесением в перечень загрязняющих веществ показателя ХПК, согласно распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р (ред. от 10.05.2019) «об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», а с другой стороны невозможности установить НДС по ХПК, в связи с отсутствием норматива качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения по ХПК согласно приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственого значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения».
В связи с запросом ДД.ММ.ГГГГ из Министерства природных ресурсов и экологии РФ был получен ответ, согласно которого в соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ от 10.01.20002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р, расчетным путем на основе нормативов качества воды водного объекта, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
При этом вышеуказанные условия для расчета НДС должны соблюдаться в совокупности, то есть НДС определяются для тех загрязняющих веществ, которые не только включены в Перечень, но и для которых утверждены ПДК в установленном порядке.
В связи с тем, что приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 г. №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» норматив качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения не установлен в отношении ХПК, НДС в водный объект рабохозяйственного значения для данного показателя не разрабатывается.
Таким образом, КАО «Азот» не обязано разрабатывать и утверждать НДС для целей сброса в реку <данные изъяты>, посредством выпуска № загрязняющее вещество ХПК в составе сточных вод.
На основании изложенного, просила отменить постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении КАО «Азот» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КРФобАП и прекратить производство по делу.
В судебном заседании помощник Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области-Кузбасса ФИО1 полагал вину КАО «Азот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП согласно материалам дела установленной и доказанной. Полагал необходимым оставить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в отношении КАО «Азот» без изменения.
Судья, изучив доводы жалобы, выслушав представителя КАО «Азот» ФИО2, помощника Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора Кемеровской области-Кузбасса ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8.14 КРФобАП, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КРФобАП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КРФобАП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В связи с чем, в соответствии со ст. 26.1 КРФобАП, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Все указанные обстоятельства согласно ст. 29.10 КоАП РФ должны найти свое отражение в постановлении по делу об административном правонарушении, которое также должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу, которое в соответствии с требованиями КоАП РФ должно быть принято на основе всех представленных по делу доказательств, всестороннего, полного, объективного, и своевременного выяснения обстоятельств дела.
В нарушение указанных требований государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 при рассмотрении в отношении КАО «Азот» дела об административном правонарушении в постановлении о назначении административного наказания, не дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле доказательствам, не в полном объеме определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 не дана оценка ответу Министерства природных ресурсов и экологии РФ № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого в соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ от 10.01.20002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 №1316-р, расчетным путем на основе нормативов качества воды водного объекта, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Данные требования закона государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не выполнены. Обжалуемое постановление не содержит полной и всесторонней оценки имеющихся по делу доказательств.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 30.7. КРФобАП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КРФобАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело.
При таких обстоятельствах, в связи с существенным нарушением процессуальных требований предусмотренных КРФобАП, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КРФобАП в отношении КАО «Азот», подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела необходимо устранить допущенные процессуальные нарушения, исследовать все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, учесть доводы, изложенные в жалобе, и принять правильное мотивированное решение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КРФобАП в отношении КАО «Азот» <данные изъяты> - отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение должностному лицу, вынесшему постановление - государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3
Жалобу представителя КАО «Азот» ФИО2 удовлетворить чавстично.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня получения либо вручения копии постановления.
Судья: В.И. Ульянюк