Дело № 12-135/2022
25RS0010-01-2021-007647-42
Р Е Ш Е Н И Е
«25» марта 2022 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности ФИО1 в интересах управляющего директора ООО «ВСК» ФИО2 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-556/2021 от 28 октября 2021 года о привлечении управляющего директора ООО «ВСК» ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей
У С Т А Н О В И Л :
28 октября 2021 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора вынес постановление о привлечении управляющего директора ООО «ВСК» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
С данным постановлением в части назначенного наказания не согласился защитник, им подана жалоба.
В судебном заседании защитник заявителя (по доверенности) ФИО1 пояснил суду, что в соответствии с законодательством спорные объекты Общества находятся за пределами границ внутренних морских вод и территориального моря, следовательно, проектная документация, обосновывающая реконструкцию причала № 5 со строительством очистных сооружений и рабочая документация по водоотведению с причалов № 5, 6, 7, 8, не являются объектами государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ) в понимании ФЗ «Об экологической экспертизе» и ФЗ № 155-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в заключении, составленном по результатам экологического аудита, проведенного в 2011 году ООО «Приморский Экологический Аудит», являющейся аккредитованной организацией в области экологического аудита.
Кроме того, Общество руководствовалось законодательством, действующим на момент начала эксплуатации объекта капитального строительства «Реконструкция причала № 5 под перезагрузку угля со строительством очистных сооружений» получено заключение федерального государственного экологического надзора.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 10.2 ст. 1 ГК РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Таким образом, система водоотведения (ливневая канализация) представляет собой конструкцию, собранную из железобетонных лотков, установка которых не изменяет основные характеристики объекта и позволяет осуществить их разбор без какого-либо ущерба, следовательно, является некапитальным строением, не требующим разрешения на строительство и соответственно разрешения на ввод в эксплуатацию.
Основным квалифицируемым признаком для отнесения документации к объекту ГЭЭ является ее отношение к обоснованию деятельности, осуществляемой во внутренних морских водах или в территориальном море.
Согласно заключению Дальневосточного управления Ростехнадзора № 204 от 02 апреля 2018 года о соответствии объекта капитального строительства «Реконструкция причала № 5 под перегрузку угля со строительством очистных сооружений» положительное заключение ГЭЭ проектной документации в рассматриваемом случае не требовалось. В противном случае, Обществу было бы отказано в выдаче заключения о соответствии объекта капитального строительства, следовательно. В следствии чего, Ростехнадзором осуществлен государственный экологический надзор и выдано заключение № 204.
На основании изложенного, защитник заявителя просит признать незаконным и отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности управляющий директор ООО «ВСК» ФИО2 в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения извещался надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного органа (по доверенности) ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считая, что постановление является законным и обоснованным, вынесенным после всестороннего исследования всех доказательств по делу. Просила оставить постановление без изменений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам:
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В судебном заседании было установлено, что в период с 07 июня 2021 года по 05 июля 2021 года в отношении ООО «ВСК» проведена внеплановая выездная проверка, на основании Распоряжения ФС по надзору в сфере природопользования о проведении плановой выездной проверки от 03 июня 2021 года № 212-р.
В ходе проверки административным органом выявлено, что в 2018 году Обществом проведены работы по реконструкции объекта капитального строительства причала № 5 со строительством очистных сооружений.
Обществом не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию по реконструкции объекта капитального строительства, проведенного в 2018 году, причала № 5 со строительством очистных сооружений.
Объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
Обществом не представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию по реконструкции объекта капитального строительства, проведенного в 2018 году, причалов № 6, 7, 8 морского порта Восточный.
Объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
Согласно рабочей документации «Оборудование автопарковки S=2500м2, расположенной в мкр. Врангель г. Находка западнее проходной ООО «ВСК», асфальтным покрытием, ливневой канализацией и сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод» (1827-Нкл) проедены работы по реконструкции объектов капитального строительства.
Проектная документация в отношении реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренная Постановлением Правительства № 87 от 16 февраля 2008 года не разработана. Разрешение на строительство отсутствует.
Согласно рабочей документации «Оборудование автопарковки S=2130м2, расположенной в мкр. Врангель г. Находка южнее проходной ООО «ВСК», асфальтным покрытием, ливневой канализацией и сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод» (1827-ПЗУ) проедены работы по реконструкции объектов капитального строительства.
Проектная документация в отношении реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренная Постановлением Правительства № 87 от 16 февраля 2008 года не разработана. Разрешение на строительство отсутствует.
Согласно рабочей документации «Оборудование производственной площадки, расположенной между угольным складом и складом Канск на территории ООО «ВСК», ливневой канализации и сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а также восстановление бетонного покрытия» (1827-ПЗУ) проедены работы по реконструкции объектов капитального строительства.
Проектная документация в отношении реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренная Постановлением Правительства № 87 от 16 февраля 2008 года не разработана. Разрешение на строительство отсутствует.
Согласно рабочей документации по установке железобетонных лотков ливневой канализации по периметру угольного склада и отстойника на территории ООО «ВСК» (1827-Нкл) проедены работы по реконструкции объектов капитального строительства.
Проектная документация в отношении реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренная Постановлением Правительства № 87 от 16 февраля 2008 года не разработана. Разрешение на строительство отсутствует.
Вынося оспариваемое постановление, административный орган, посчитав, что вина должностного лица в инкриминируемом правонарушении доказана, в связи с чем вынес постановление о привлечении управляющего директора ООО «ВСК» ФИО2 к ответственности и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.Вместе с тем, рассматривая жалобу по существу, суд считает, что административным органом были неверно оценены все обстоятельства дела, им не дана надлежащая оценка, в связи с чем, постановление нельзя признать законным и обоснованным в силу следующего:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
18 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
Вышеуказанный Закон исключил из перечня объектов государственной экологической экспертизы документацию, обосновывающую градостроительную деятельность, а именно: документы территориального планирования, и объекты строительства (кроме объектов, указанных в федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").
Кроме того, Закон «Об экологической экспертизе» предусматривает исчерпывающий перечень объектов ГЭЭ, для которых устанавливается обязательность проведения данной процедуры:
1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
3) проекты соглашений о разделе продукции;
4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности;
5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации":
7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности (подпункт дополнительно включен с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
Объектами государственной экологической экспертизы являются:
- проекты федеральных программ;
- другие документы и (или) документация, имеющие отношение: к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; рыболовству; созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море (п.5 ст. 16 данного закона).
Анализ действующего законодательства в области экологической экспертизы позволяет суду прийти к выводу, что проектная документация, обосновывающая реконструкцию причала № 5 «Восточная стивидорная компания» под перегрузку угля со строительством очистных сооружений, не является объектом государственной экологической экспертизы.
Кроме того, в судебном заседании было установлено, что сброс сточных вод осуществляется Обществом в транзитный коллектор и после прохождение через иные очистные сооружения п. Врангель, сбрасываются в бухту. Иных доказательств, опровергающих данные доводы суду не предоставлено.
Статья 49 Градостроительного кодекса РФ устанавливает требования в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологическая экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.
п. 5. ст. 49 определяет что «предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
П. 6. данной статьи устанавливает норму, не допускающую «...проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы - проектной документации, предусмотренной настоящей экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности.
По мнению суда, ООО «ВСК», как заказчиком проектной документации, выполняется нормы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливающего обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст. 3, 32), а также обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (в рамках государственной экспертизы в соответствии с градостроительным кодексом).
Кроме того, суд считает, что вынося оспариваемое постановление, административный орган нарушение статьи 28.2, 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении органа не указал, в чем конкретно состоит вина лица, привлекаемого к административной ответственности, какие должностные обязанности не были исполнены или исполнены не надлежаще, какие именно виновные действия были им допущены.
При указанных обстоятельствах постановление нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-556/2021 от 28 октября 2021 года о привлечении управляющего директора ООО «Восточная стивидорная компания» ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей – отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд г. Находка в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья Н.Л. Жила