ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-136 от 13.10.2023 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

№12-136Р Е Ш Е Н И Е

г. Смоленск 13 октября 2023 года

Судья Заднепровского районного суда г. Смоленска Овчинников Е.Н., с участием представителя привлекаемого юридического лица ОАО «РЖД» - ФИО3, при секретаре Новиковой Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «РЖД» ФИО3 на постановление заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля в сфере охраны труда - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Представитель ОАО «РЖД» ФИО3 обратился в федеральный суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора труда ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении указанного правонарушения и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 79 000 рублей. Представитель ОАО «РЖД» с постановлением не согласен, указывает на допущенные процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении, отсутствие состава административного правонарушения и просит прекратить производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения.

В судебном заседании представитель ФИО3 доводы жалобы поддержал. Проверив письменные материалы, заслушав представителя ОАО «РЖД», суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся - правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные ТК РФ; единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу ч. 1 ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно ч. 2 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан создать безопасные условия труда, исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

В силу абз. 6 ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Согласно п. 4.1 Положения по идентификации опасностей и оценке уровней профессиональных рисков Смоленской дистанции электроснабжения система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда в Смоленской дистанции электроснабжения.

В силу п. 9.2 Положения по идентификации опасностей и оценке уровней профессиональных рисков Смоленской дистанции электроснабжения все идентифицированные риски после их оценки подлежат управлению с учетом применяемых мер.

Согласно п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в Приложении к настоящим Правилам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.29 час. на железнодорожной станции <данные изъяты> по адресу: <адрес> произошел несчастный случай со смертельным исходом с электромонтером контактной сети 4-го разряда Смоленской дистанции электроснабжения, Смоленская дистанция электроснабжения Московской дирекции по электрообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РДЖ» ФИО6

По результатам расследования установлено, что основной причиной явилось нарушение технологического процесса, в том числе: неисполнение требований проекта производства работ и (или) требований руководства (инструкции) по монтажу и (или) эксплуатации изготовителя машин, механизмов, оборудования.

Сопутствующими причинами являлись:

- неудовлетворительная организация производства работ, в том числе: необеспечение контроля со стороны руководителей и специалистов подразделения за ходом выполнения работы, соблюдением трудовой дисциплины, выразившиеся в неудовлетворительном обеспечении безопасности и производственного контроля электромехаником Смоленской дистанции электроснабжения ФИО5;

- неудовлетворительная организация производства работ, в том числе: недостатки в создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, выразившаеся в ненадлежащем соблюдении мероприятий по управлению профессиональными рисками при выполнении работ по замене подвесных изоляторов.

ОАО «РЖД», являясь юридическим лицом, работодателем и осуществляя деятельность по адресу: <адрес>, допустило нарушение норм действующего трудового законодательства Российской Федерации:

- в нарушение абз. 2 ч. 2 ст. 22; ч. 1 ст. 214; абз. 3 ч. 3 ст. 214; абз. 6 ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодателем не реализовано следующее мероприятие, установленное в визуализированной карте рисков на рабочем месте электромонтера контактной сети для выполнения безопасной работы в электроустановках (последствие несоблюдения правил безопасности: получение электротравмы, ожог электрической дугой), а именно: выполнение технических и организационных мероприятий. Не реализовано следующее мероприятие, установленное в мерах управления профессиональными рисками направленных на исключение опасностей или снижение уровня профессионального риска по Смоленской дистанции электроснабжения (опасность электрический ток, шаговое напряжение), а именно: соблюдения требований охраны труда. Не реализованы следующие мероприятия, установленные в реестре опасностей Смоленской дистанции электроснабжения. Опасности, действующие на работников предприятия (опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания с незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением; отсутствие заземления или неисправность электрооборудования; нарушение правил эксплуатации и ремонта электрооборудования; контакт с частями электрооборудования, находящимися под напряжением; поражение электрическим током; шаговое напряжение; наведенное напряжение в отключенной электрической цепи (электромагнитное воздействие параллельной воздушной электрической линии или электричества, циркулирующего в контактной сети)), а именно: выполнение инструкций по охране труда; выполнение организационных и технических мероприятий;

- в нарушение абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» личная карточка выдачи средств индивидуальной защиты ФИО6 не соответствует утвержденной форме приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

Факт совершения ОАО «РЖД» вменяемого правонарушения подтверждается копией протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73-75), копией акта о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81-94), копией акта расследования несчастного случая со смертельным исходом (л.д. 95-109), копией визуализированной карты рисков на рабочем месте электромонтера контактной сети (110-112), копией мер управления профессиональными рисками, направленных на исключение опасностей или снижение уровня профессионального риска по Смоленской дистанции электроснабжения (л.д. 113-126), копией реестра опасностей Смоленской дистанции электроснабжения, опасностей, действующих на работников предприятия (л.д. 127-133), копией положения по идентификации опасностей и оценке уровней профессиональных рисков Смоленской дистанции электроснабжения (л.д. 135-152), копией личной карточки учета выдачи СИЗ ФИО6 (л.д. 176-178).

Ответственным за данное нарушение является работодатель.

Оценивая достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд находит виновность ОАО «РЖД» во вменяемом правонарушении доказанной.

Довод представителя ФИО3 о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения является необоснованным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Оснований для признания совершенного ОАО «РЖД» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку неисполнение требований законодательства о труде и охране труда является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в области трудового законодательства.

Вместе с тем обжалуемое постановление подлежит изменению.

При назначении административного наказания должностным лицом в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, было учтено повторное совершение ОАО «РЖД» однородного административного правонарушения. В постановлении было указано, что ОАО «РЖД» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, однако, не имеется сведений о вступлении указанных постановлений в законную силу. Кроме того данные постановления вынесены после совершения ОАО «РЖД» вменяемого правонарушения.

В связи с вышеизложенным административное наказание ОАО «РЖД» должно быть назначено без учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля в сфере охраны труда - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «РЖД» - изменить.

Признать ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска в течение десяти суток.

Судья Е.Н.Овчинников