Дело № 12-25/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
06 февраля 2017 года г. Уфа
Судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан ФИО3,
с участием представителя ФИО2 по РБ - ФИО4 (дов. № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-252/16,
у с т а н о в и л:
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № АА-252/16 от 05 декабря 2016 г., вынесенным Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
В жалобе заявитель ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении № АА-252/16 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ФИО2 по РБ - отменить, дело об административном правонарушении – прекратить.
Представитель УФАС по РБ ФИО4 просил суд постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен заранее и надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Изучив и оценив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, материалы дела № АА-252/16, выслушав представителя ФИО2 по РБ ФИО4, судья приходит к следующему.
Судом установлено, что в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение ИП Савинской (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» (450077, г. Уфа, <адрес>), выразившиеся в неправомерном, по мнению заявителя, не применении в расчетах с ИП Савинской тарифа на газ, предусмотренного для населения.
Между ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» и ИП Савинской заключен договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ№ на период поставки газа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Цена на газ для покупателя в договоре согласована в п. 5.1., где указано, что цена на газ формируется из оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги (регулируемая оптовая цена на газ).
Договор поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ№ заключен сторонами в отношении следующих точек поставки (подключения), расположенных на территории <адрес> Абзелиловского района Республики Башкортостан: блочная котельная (<адрес>), жилые дома (<адрес>; <адрес>; <адрес>), центральная котельная (<адрес>).
Согласно позиции, изложенной ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в письмах исх. № 594/16-02 от 29.07.2015 г., исх. № 734 от 24.08.2015, поставщиком газа производится расчет за потребленный ИП Савинской газ по регулируемой оптовой цена на газ по следующим основаниям.
Пунктом 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 года № 162 установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих правил и иных нормативных правовых актов, Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 ГК РФ.
В силу пунктов 12, 29, 30 Правил № 162 поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
В пункте 2 Основных положений установлено, что:
1) розничная цена на газ - цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности;
2) регулируемая оптовая цена на газ - утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива), по которой он должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.
В этом же пункте основных положений дан исчерпывающий перечень потребителей, относящихся к категории «население»:
- физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения;
- лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах;
- иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно:
- исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно - строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы);
- наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, -служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года №549) абонентом может выступать юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно - строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
На договорные отношения по поводу приобретения управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным кооперативом газа для предоставления иной коммунальной услуги, нежели услуги газоснабжения (например, теплоснабжения), действие правил поставки газа № 549 не распространяется. В этом случае подлежат применению правила поставки газа № 162. Указанные разъяснения даны в письме Минрегиона Российской Федерации от 18.06.2009 № 18624 - СК/14 «О разъяснениях по вопросам отношений, регулируемых правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и понятия «абонент»».
Из позиции ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» следует, что газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а равно газ, использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, цели, подлежит оплате по оптовым ценам.
ИП ФИО5 услугу по газоснабжению не оказывает, т.е. не приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а приобретает газ в целях подогрева технической воды для дальнейшей её транспортировки в коммуникационную систему отопления жилых и нежилых помещений.
ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» считает, что применение к покупателю регулируемых розничных цен на природный газ (как для категории потребителей «население»), поставляемые в котельные, недопустимо.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований. Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
Пунктом 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 предусмотрено, что цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, в соответствии с которыми государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (п. 7, 8, 10 Основных положений).
В соответствии с правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 и регулирующими взаимоотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, может выступать стороной договора поставки газа юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Пунктом 41 указанных правил предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32-38 настоящих правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.Размер платы за газ, поставленный абоненту - юридическому лицу, приобретающему газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, определяется по розничным ценам на газ, установленным для населения.
Возможность применения правил поставки газа для коммунально-бытовых нужд к отношениям поставщика газа и исполнителя коммунальных услуг, приобретающего газ в целях обеспечения отоплением жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, объектов социального назначения, следует из общего содержания данных правил, охватывающих, в том числе, и указанные виды потребления (п.33-35 Правил).
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 № 57 при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В соответствии со ст.ст. 192, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию, в качестве соискателя лицензии может выступать и индивидуальный предприниматель.
Между ИП ФИО5 и администрацией сельского поселения Краснобашкирский сельский совет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан заключен договор на управление жилищным фондом от 11.07.2014 № 8, согласно которому заявитель является управляющей компанией, которая выполняет обязанности по содержанию и ремонту жилого и нежилого фонда, объектов внешнего благоустройства, расположенных на территории с. Красная Башкирия Абзелиловский район Республики Башкортостан, в том числе и путем заключения договоров с поставщиками и потребителями услуг. В материалы дела также представлен протокол от 21.07.2014 № 3 общего собрания представителей собственников помещений по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами.
ИП ФИО5 - исполнитель по поставке коммунальных услуг потребителям - гражданам, проживающим в селе Красная Башкирия.
Таким образом, при расчете стоимости газа, принятого предпринимателем для оказания коммунальных услуг непосредственно гражданам, должны применяться тарифы и ставки платы, предусмотренные для граждан, так как конечным потребителем газа опосредованно является население, а сам предприниматель является исполнителем коммунальных услуг.
Данные обстоятельства также были установлены вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов по делу № А07-27861/2014, А07-3283/2015.
В соответствии со статье 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. При этом Комиссия считает необходимым отметить, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан не наделено полномочиями по пересмотру судебных актов суда по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, ИП Савинская, заключая договор поставки газа от 15.10.2014 №67960, действовала как исполнитель коммунальных услуг, а следовательно, к указанным правоотношениям имеется необходимость применения регулируемых розничных цен на газ, установленных для населения; применение регулируемой оптовой цены на газ в рассматриваемом случае противоречит действующему законодательству.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». Арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Исходя из норм статьи 10 Гражданского кодекса РФ, установлены пределы осуществления гражданских прав - не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», занимающий доминирующее положение на рынке поставки газа, совершая действия, выраженные в неприменении в расчетах за поставленный ИП Савинской газ тарифов, установленных для группы «население», в результате которых ущемлены права и законные интересы Заявителя, оказывающего коммунальные услуги населению, совершила действия недопустимые в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения дела А-204/10-15 Комиссия Башкортостанского УФАС России установила наличие факта нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» (<адрес>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», то есть событие административного правонарушения по части 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке».
В соответствии с частью 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 14.31 являются юридически лица (в т.ч. и некоммерческие организации), а также должностные лица. В данном случае субъектом, нарушившим статью 14.31 КоАП РФ, является должностное лицо ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» - заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» ФИО1
Согласно ч. 1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
У должностного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Исходя из вышеизложенного, состав административного правонарушения имеется, оснований для применения положений ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, гарантии, предусмотренные статьей 28.2. КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, в отношении должностного лица ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» обеспечены.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность по делу №АА-252/16, не установлено.
Других значимых доводов по существу дела, ставящих под сомнение законность вынесенного постановления, жалоба правонарушителя не содержит.
С учетом указанного, судья не находит оснований для отмены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО6 № АА-252/16 от 05 декабря 2016 г. - оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.Р. Курамшина