ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1367/20 от 01.10.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД: 11MS0004-01-2020-006338-39 Дело № 12-1367/2020

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар 01 октября 2020 года

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Юшкова И.С.,

с участием защитника Шулепова А.М.,

старшего помощника прокурора г. Сыктывкара Голубевой Е.В.,

потерпевших ФИО1 и ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании протест прокурора города Сыктывкара на постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара № 5-1008/2020 от ** ** **, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», в отношении начальника Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3 прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения,

установил:

Постановлением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара № 5-1008/2020 от ** ** ** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», в отношении начальника Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3 прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурором города Сыктывкара принесён протест. В обоснование указано на незаконность и необоснованность вынесенного постановления. Указано, что в отсутствие регламента, установленного нормативного урегулирования, Управлением в лице ФИО3 не было принято мер по предоставлению муниципальной услуги по обращениям граждан, что повлекло нарушение их прав, решения о предоставлении услуги или об отказе в ее предоставлении не принимались, заявители не уведомлялись о принятых решениях.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Сыктывкара Голубева Е.В. доводы представления поддержала в полном объёме.

Потерпевшие ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы протеста.

Потерпевший ФИО1 пояснил, что в период применения ограничительных мер в связи с угрозой распространения короновирусной инфекции (2019-nCoV) он продолжал работать, организация, в которой он работает, не прекращала и не приостанавливала свою деятельность. Поскольку его жену госпитализировали в стационар и она не могла осуществлять уход за их малолетним ребёнком, он вынужден был ** ** ** обратиться в Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о предоставлении для ребёнка места в дежурном садике, однако ответа на заявление так и не дождался. Заявление ** ** ** им было направлено посредством электронной почты с рабочего места. Как видно из материалов дела, от Управления ответ на его заявление направлен ** ** ** по ошибочному адресу. Соответственно, ответ на заявление о предоставлении места дежурном дошкольном образовательном учреждении им получен не был. Ребёнок стал посещать детский сад в штатном режиме, когда все детские дошкольные учреждения были открыты.

Защитник ФИО3- Шулепов А.М. указал о правильности и обоснованности постановления мирового судьи. Представлены письменные возражения на протест.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми от 30 декабря 2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» нарушение должностным лицом органа исполнительной власти Республики Коми, органа местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, работником многофункционального центра, образованного на территории Республики Коми, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Республики Коми функции многофункционального центра, порядка предоставления государственной, муниципальной услуги, предоставляемой органом исполнительной власти Республики Коми, органом местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия, повлекшее непредоставление государственной, муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной, муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, - в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлений в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 294 «О продлении действия мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период с 30 марта 2020 года по 08 мая 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Пунктом 15.1 Указа Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 «О введении режима повышенной готовности» Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми предписано организовать принятие в установленном порядке решений о возможности свободного посещения обучающимися дошкольных образовательных организаций по решению их родителей или иных законных представителей.

В соответствии с п. 5 приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 16.03.2020 № 222 «Об организации исполнения Указа Главы Республики Коми «О введении режима повышенной готовности» руководителям муниципальных органов управления образованием городских округов (муниципальных районов) рекомендовано обеспечить принятие мер по организации свободного посещения муниципальных дошкольных образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования обучающимися по решению родителей (законных представителей) обучающихся; по неукоснительному исполнению в муниципальных образовательных организациях рекомендаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми по вопросам проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Деятельность дошкольных образовательных организаций по оказанию услуг населению в указанный период была приостановлена.

На основании Указа Главы Республики Коми от ** ** ** № 24 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Коми от ** ** ** № 16 «О введении режима повышенной готовности» названный Указа Главы Республики Коми дополнен пунктом 16.5, в соответствии с которым органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми предписано обеспечить в дошкольных образовательных организациях при наличии соответствующего решения родителей или иных законных представителей, продолжающих трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ** ** ** № 239 о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; работу дежурных групп с соблюдением в указанных группах санитарного режима.

Указом Главы Республики Коми от ** ** ** № 24 введено понятие «дежурной группы» и критерии для предоставления мест в указанных дежурных группах в зависимости от профессии, должности, места работы родителей (законных представителей) ребенка и фактического осуществления трудовых обязанностей в период действия режима повышенной готовности.

Нормативным правовым актом введен избирательный характер предоставления мест в дежурных группах. Исключены элементы публичной оферты и публичного договора (статьи 426 и 437 Гражданского кодекса Российской Федерации), устанавливающие обязанность лица по оказанию услуг в отношении каждого, кто обратится за оказанием данной услуги, а также обязанность заключить договор на оказание такой услуги.

Установленный порядок предоставления мест в дежурных группах не соответствует принципу доступности обращения за предоставлением муниципальных услуг, установленному пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2016 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», что выводит правоотношения по предоставлению мест в дежурных группах дошкольных образовательных организаций за рамки муниципальных услуг.

Прокуратурой города Сыктывкара во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ** ** ** № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка исполнения требований законодательства о порядке предоставления муниципальных услуг со стороны Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар».

Проверкой установлено, что по состоянию на ** ** ** на территории МО ГО «Сыктывкар» организована работа 64 дежурных групп в 10 дошкольных образовательных организациях.

По состоянию на ** ** **, за период введения режима повышенной готовности, в Управление дошкольного образования МО ГО «Сыктывкар» поступило 2230 заявлений от родителей (законных представителей) о предоставлении мест в дежурных группах детям, из которых 1149 заявлений удовлетворено, вместе с тем, более 1000 детей местами в дошкольных учреждениях не обеспечены.

Из материалов дела следует, что ** ** ** в Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» (на официальный адрес электронной почты Управления) с заявлением о предоставлении места в дежурной группе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад № 38» ее детям ФИО4, ФИО5 обратилась ФИО2 По состоянию на ** ** ** места в дошкольных образовательных организациях вышеуказанным детям не предоставлены.

Также прокуратурой г. Сыктывкара установлено, что ** ** ** в Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» (на официальный адрес электронной почты Управления) с заявлением о предоставлении места в дежурной группе дошкольного образовательного учреждения обратился ФИО1 По состоянию на ** ** ** место в дошкольной образовательной организации ребенку ФИО1 не предоставлено, ответ о результатах рассмотрения его заявления от Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО1 не поступил. ** ** ** в прокуратуре города зарегистрировано обращение ФИО6 от ** ** ** о нарушениях его прав на предоставлении муниципальной услуги.

ФИО3 принята на должность начальника Управления образования администрации МО ГО «Сыктывкар» приказом от ** ** ** №480-к.

В соответствии с должностной инструкцией начальник Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным законодательством.

Таким образом, должностным лицом Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3, по мнению прокурора г. Сыктывкара, нарушены требования законодательства о порядке предоставления муниципальных услуг, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» - нарушение должностным лицом органа местного самоуправления в Республике Коми, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления муниципальной услуги, предоставляемой органом местного самоуправления в Республике Коми, повлекшее непредоставление государственной, муниципальной услуги заявителю.

По мнению прокурора г. Сыктывкара, начальник Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» несёт ответственность за организацию работы предоставлению муниципальных услуг в Управлении дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» по курируемым направлениям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, однако ФИО3 не проконтролировала соблюдение подчиненными работниками порядка предоставления муниципальных услуг.

Из материалов дела следует, что ФИО2, признанная по делу потерпевшей, подавшая ** ** ** заявление на предоставление мест в дежурных группах МБДОУ «...» г. Сыктывкара, посещает со своими детьми ФИО4 и ФИО5 дежурные группы названного детского сада с ** ** **, так как дежурные группы в МБДОУ «...» г. Сыктывкара открыты только с ** ** **. Доказательств того, что дети должны и могли были быть устроены в данный детский сад до ** ** ** материалы дела не содержат.

ФИО4 и ФИО5 места в дежурных группах МБДОУ «...» г. Сыктывкара предоставлены в течение 16 дней после подачи заявления родителя ФИО2 о предоставлении мест в дежурных группах, что соответствует принципу разумности.

** ** ** в 17 час. 40 мин. ФИО1 по электронной почте в адрес Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» направил заявление о предоставлении ФИО7, ** ** ** г.р., места в дежурной группе дошкольной образовательной организации.

** ** ** Управлением дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» в адрес электронной почты ФИО1 направлено уведомление о направлении ФИО7 в дежурную группу МБДОУ «...» г. Сыктывкара с ** ** **. Ответ на заявление и предоставление места в дежурной группе произведено в течение 20 - 24 дней, что также соответствует принципу разумности.

Таким образом, действия по предоставлению ФИО7 места в дежурной группе МБДОУ «...» г. Сыктывкара нельзя квалифицировать как противоправное административно наказуемое деяние.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти; органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регламентированы Федеральным законом от ** ** ** № 210-Ф3 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно п. 1.2 ст. 26 Устава МО ГО «Сыктывкар» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам городского округа.

В силу 2.1 Положения об Управлении дошкольного образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», учрежденного Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 18/2013-280 функциями Управления дошкольного образования являются, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего образования на территории МО ГО «Сыктывкар» (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации, основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также участие в разработке муниципальных правовых актов МО ГО «Сыктывкар» по вопросам деятельности Управления, подведомственных учреждений.

Согласно п. 2.23.1 Положения Управление дошкольного образования администрации муниципального. образования городского округа «Сыктывкар» обеспечивает в установленном порядке перевод обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие подведомственные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, в случае прекращения. деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии либо приостановления ее действия.

В соответствии с п. 14 Положения, Управление дошкольного образования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» устанавливает порядок комплектования подведомственных учреждений.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 12/4846 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее - административный регламент).

В соответствии с п. 2.1 административного регламента муниципальная услуга «Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар» включает следующие подуслуги:

1. «предоставление информации об очередности ребенка в электронном реестре»;

2. «внесение изменений в заявление (запрос) о предоставлении муниципальной услуги»;

3. «перевод из одной дошкольной образовательной организации в другую дошкольную образовательную организацию»;

4. «восстановление очередности ребенка в электронном реестре».

Согласно п.2.2 административного регламента органом администрации МО ГО «Сыктывкара», предоставляющим муниципальную услугу, является Управление дошкольного образования, администрации МО ГО «Сыктывкар».

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории МО ГО «Сыктывкар», утвержденный постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** № 12/4846, действовавший до введения режима повышенной готовности, в период предоставления мест в дежурных группах дошкольных образовательных организаций не применялся и не применяется. В дежурные группы набирались дети, которые ранее посещали детские сады (которым ранее, до введения режима повышенной готовности, была оказана муниципальная услуга в виде направления для зачисления в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования). В дежурных группах не реализовывались, основные образовательные программы дошкольного образования, выполнялся и выполняется лишь присмотр и уход за детьми. Родители (законные представители), которые продолжали работать в соответствии с законодательством в период режима повышенной готовности и ограничительных мероприятий, были вправе подать заявление о предоставлении места в дежурных группах дошкольных образовательных организаций, при условии направления документов, подтверждающих факт выполнения трудовых обязанностей в соответствии с законодательством. На период введения режима повышенной готовности Управлением дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» в первых числах апреля 2020 года открыты группы присмотра и ухода за детьми медицинских работников в МАДОУ «... общеразвивающего вида» г. Сыктывкара и в МАДОУ «Центр развития ребенка - ...» .... В апреле ** ** ** года дежурные группы названных детских садов полностью обеспечивали потребность в местах в дежурных группах; родители представляли документы об осуществлении трудовой деятельности в названный период с заявлением о предоставлении места в дежурной группе. Открытие дошкольных образовательных организаций ожидалось во втором и третьем этапе ослабления ограничительных мер с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки исходя из рекомендаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Коми. С 12 - ** ** ** увеличилось число заявлений о предоставлении мест в дежурных группах детских садов, учет заявлений производился по датам поступления заявлений и фиксировался в программе «Директум». Исходя из количества поступивших заявлений Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» направляло ходатайства в Роспотребнадзор по ... с просьбой о согласовании открытия дополнительных дежурных групп в детских садах.

** ** ** открыты дежурные группы в МАДОУ «... общеразвивающего вида» .... В дальнейшем дежурные группы в дошкольных образовательных организациях открывались с учетом поступивших заявлений родителей, санитарно эпидемиологического состояния в городе Сыктывкаре и по согласованию с Роспотребнадзором по .... Места в дежурных группах детских садов предоставлялись согласно очередности. По состоянию на ** ** ** на территории МО ГО «Сыктывкар» организована работа 64 дежурных групп в 10 дошкольных образовательных организациях.

Ходатайства Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» в Роспотребнадзор по Республике Коми о выдаче разрешений на открытие дополнительных мест в дежурных группах изначально удовлетворялись не в полном объеме. В дальнейшем были открыты дополнительные дежурные группы во многих детских садах. На день вынесения заместителем прокурора г. Сыктывкара Авроровым А.А. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ** ** ** отсутствовали неудовлетворенные заявления о предоставлении мест в дежурных группах детских садов.

Регламент по предоставлению мест в дежурных группах дошкольных образовательных организаций не разрабатывался, так как до введения режима повышенной готовности муниципальная услуга по направлению детей в дошкольные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, была оказана, услуга не отменена. Предоставление мест в дежурных группах носило вынужденный временный характер, не входило в перечень муниципальных услуг и муниципальной услугой не являлось.

На основании изложенного мировым судьей сделан обоснованный вывод о том, что потерпевшим не предоставлялась муниципальная услуга, в том смысле и в том виде, в котором она предусмотрена Административным регламентом, так как до введения режима изоляции детям уже была предоставлена услуга и они посещали детские сады, далее уже была введена временная мера в виде открытия дежурных групп, предоставление мест в которых, не охватывается понятием рассматриваемой муниципальной услуг, так как это мера устройства детей, введенная в режиме, по сути в чрезвычайной ситуации, которая не может гарантировать предоставление заведомо всем «желающим» мест в дежурных группах при чрезвычайных ситуациях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара № 5-1008/2020 от ** ** **, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», в отношении начальника Управления дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО3 прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, оставить без изменения, протест прокурора города Сыктывкара – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба, принесён протест в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в третий кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 190900 ВОХ № 1413 <...>.

Судья И.С. Юшкова