Судья ФИО1 Дело №
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 29 сентября 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Акционерного общества «Янтарный» ФИО3 на постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 июля 2016 года, вынесенное в отношении Акционерного общества «Янтарный» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 июля 2016 года Акционерное общество «Янтарный» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, директор АО «Янтарный» ФИО3 просит об отмене вышеназванного постановления и о направлении дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указал, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы и обоснования о том, что в указанных акте проверки и протоколе об административном правонарушении, службой надзора умышленно занижено количество земель, которые уже после проверки подвергались обработке и сельскохозяйственному использованию. Судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что Республика Крым вошла в состав Российской Федерации в марте 2014 года, а уже через год Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым инициирует проверки землепользователей с предъявлением довольно жестких мер реагирования. Кроме того судом первой инстанции, при назначении наказания не было принято во внимание тяжелое финансовое положение Общества.
В судебном заседании директор АО «Янтарный» ФИО3 и его защитник, адвокат по ордеру №008 от 15 сентября 2016 года, ФИО4 поддержали доводы жалобы.
Специалист Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым по удостоверению №0103, ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Суд, заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Ответственность по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за повторное в течение года невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 2002 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (далее – Закон № 101-ФЗ) установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно статье 8 Закон № 101-ФЗ собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении от 10 июня 2016 года №21/12-15, АО «Янтарное» допущено повторное в течение года невыполнение в установленный срок предписаний территориального органа федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства, при следующих обстоятельствах.
На основании приказа Крымсельхознадзора от 27 августа 2015 года №263 проведена проверка выполнения предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 10 июля 2015 года №0004ГЗН-РК. 0005/ЗН-РК, в ходе которой установлено, что на части земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании АО «Янтарный» не устранены и продолжают допускаться нарушения статьи 12, пунктов 1-4, 6, 7 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», статей 4, 42, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года№7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Указанные нарушения проявились в следующем.
Из 1502,6 га пашни работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы проводятся на 599,1 га. Иные земли по угодьям относящиеся к пашне обшей площадью 903,6 га не обработаны, поросли травой и кустарной растительностью. Возделывание сельскохозяйственных культур на данных землях не производится. Из общей площади (598,5 га) многолетних насаждений на 251,6 га не проводятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений. Все 968,1 га пастбищ для выпасания скота не использовались.
Часть земель сельскохозяйственного назначения отнесенных по угодьям к пастбищам, входящих в землепользование АО «Янтарный» загрязнены (захламлены, засорены) бытовыми отходами и отходами производства и потребления, имеются признаки перекрытия земель сельскохозяйственного назначения землепользования АО «Янтарный» бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а именно:
земельный участок площадью 0,4 га, расположенный на расстоянии около 900 метров южнее с. Пожарское, находящийся в границах землепользования АО «Янтарный» на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 0124785600060010732;
земельный участок площадью 0,1 га, расположенный на расстоянии около 350 метров южнее с. Демьяновка, находящийся в границах землепользования АО «Янтарный» на землях сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 0124785600060010731.
По факту невыполнения указанных предписаний об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства АО «Янтарный» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ постановлениями Симферопольского районного суда Республики Крым от 03.11.2015г. по делу №5-1933/15 и от 09.11.2015г. по делу №5-1932/15.
С целью устранения вышеуказанных нарушений требований земельного законодательства по результатам проверки выданы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 16.09.2015 г. №№ 0009/ЗН-РК и 0010/ЗН-РК со сроком исполнения до 16 ноября 2015 года.
18 ноября 2015 года заведующим отделом государственного земельного надзора управления государственного земельного надзора Крымсельхознадзора ФИО1 приняты решения № 91/05.1-14 и № 92/05.1-14 о продлении срока исполнения данных предписаний до 29 апреля 2016 года.
Приказом от 11.05.2016г. №305/П назначена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения предписаний Крымсельхознадзора от 16.09.2015г. №0009/ЗН-РК и №0010/ЗН-РК.
В ходе проверки установлено, что АО «Янтарный» выполняются работы по обработке почвы и возделыванию сельскохозяйственных культур на землях, по угодьям, относящихся к пашне, которые на момент выдачи предписания № 0010/ЗН-РК от 16.09.2015г. не обрабатывались. Обработка почвы проведена на полях №№ 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 12/2, 15, находящихся в границах земельного участка с кадастровым номером 0124785600:06:001:0730, а также на поле № 13/1, находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером 0124785600:06:001:0733, на общей площади 717,6 га. Однако возделывание сельскохозяйственных культур и обработка почвы на землях площадью 186 га не производится.
На землях, находящихся в границах земельного участка с кадастровым номером 0124785600:06:001:0730 на многолетних насаждениях, на которых не производились работы по уходу обшей площадью 251,6 га раскорчёваны списанные виноградники на площади 3 га, возделывается 21,6 га ранее не обрабатываемых виноградников, на площади 95 га многолетних насаждений выполнены подготовительные работы к раскорчёвке: выкорчеваны колья. На виноградниках площадью 226 га не проводятся работы по их уходу, списанные виноградники не выкорчеваны.
Использование по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в пользовании АО «Янтарный», по угодьям относящихся к пастбищам, не осуществляется.
Кроме того, проверкой установлено, что часть земель
сельскохозяйственного назначения отнесенных по угодьям относящихся к
пастбищам, входящих в землепользование АО «Янтарный», загрязнены твёрдыми бытовыми отходами, а именно:
земельный участок площадью 0,0374 га, расположенный на расстоянии около 900 метров южнее с. Пожарское;
земельный участок площадью 0,1 га расположенный на расстоянии около 350 метров южнее с. Демьяновка.
В качестве доказательств, подтверждающих вину АО «Янтарный» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ, суд первой инстанции дал оценку следующим доказательствам: протоколу об административном правонарушении; копии протоколу осмотра территории; копии акта проверки; копиям предписаний; копиям решений о продлении срока исполнения предписаний; копии постановления Симферопольского районного суда от 03.11.2015г.; копии постановления Верховного суда Республики Крым от 10.05.2016г.; копии постановления Симферопольского районного суда Республики Крым от 09.11.2015г.; копии решения Верховного суда Республики Крым от 21.01.2016г.; копии постановления Верховного суда Республики Крым от 15.04.2016г.; копии приказа о назначении внеплановой проверки от 11.05.2016г.; копии протокола осмотра территории; копии акта проверки.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы и обоснования о том, что в указанных акте проверки и протоколе об административном правонарушении, службой надзора умышленно занижено количество земель, которые уже после проверки подвергались обработке и сельскохозяйственному использованию, и что Республика Крым вошла в состав Российской Федерации в марте 2014 года, а уже через год Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым инициирует проверки землепользователей с предъявлением довольно жестких мер реагирования, являются ошибочными.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции, при назначении наказания не было принято во внимание тяжелое финансовое положение Общества расцениваются судом критически, поскольку административное наказание АО «Янтарный», как юридическому лицу, назначено с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции ч. 26 ст. 19.5 названного Кодекса, в минимальном размере.
Каких-либо доказательств относительно финансового положения юридического лица при назначении административного наказания представлено не было.
Само по себе тяжелое финансовое положение не может являться основанием для освобождения от административной ответственности Общества. Для решения вопроса об уменьшении размера административного штрафа представленные документы являются недостаточными.
Суд также считает необходимым отметить, что на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении, заявитель не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения постановления суда.
Учитывая изложенное, доводы заявителя, изложенные в жалобе не находят своего подтверждения и сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и доказательств.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал АО «Янтарный» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда по основаниям указанным в жалобе и иным основаниям не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Постановление Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 июля 2016 года, вынесенное в отношении Акционерного общества «Янтарный» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу директора Акционерного общества «Янтарный» ФИО3 - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>