Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Каменка Пензенской области 24 декабря 2018 года
Судья Каменского городского суда Пензенской области Стеклянников Д.М., с участием:
помощника Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Евдокимовой М.Н.,
лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – ФИО1,
представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - ФИО2,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, в помещении зала суда жалобу должностного лица Пензенского районного управления (ПРУ) АО «Транснефть-Дружба» - ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области М.Т. № 03-150/2018 от 20 ноября 2018 года, которым должностное лицо
ФИО1, ...
признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 000 рублей, -
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области (далее Управление Росприроднадзора по Пензенской области) № 03-150/2018 от 20 ноября 2018 года должностное лицо – ФИО1 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности послужило то, что АО «Транснефть – Дружба» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов первого – четвертого классов опасности от 06 июня 2018 года. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является, в том числе Пензенская область, Каменский район, пос. Росток.
Организация осуществляет свою деятельность согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных 23 декабря 2014 г № 07-П. В то же время паспорта на отходы: трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные инженерных коммуникаций (кроме нефте-, газопроводов) с битумно-полимерной изоляцией не включены в документ об утверждении нормативов образования отходов № 07-П. Таким образом АО «Транснефть –Дружба» на территории Каменского района Пензенской области отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для данных отходов.
Должностное лицо ФИО1, не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, обратилось в Каменский городской суд Пензенской области с жалобой, в которой, указало, что при вынесении постановления о назначении административного наказания не учтено, следующее. АО «Транснефть-Дружба» осуществляет свою деятельность на территории Пензенской области. На территории Каменского района Пензенской области деятельность по транспортированию нефти по линейной части трубопровода осуществляет подразделение Линейная производственно-диспетчерская служба (далее ЛПДС) «Башмаково», в результате данной деятельности могут образовываться отходы в виде труб отработанных стальных. На НПС «Ростовка», расположенной в Каменском районе нет линейной аварийно-эксплуатационной службы, которая осуществляла бы деятельность по ремонту и эксплуатации трубопровода, в связи с этим отходы - трубы отработанные стальные на НПС «Ростовка» не образовываются и поэтому не подлежат нормированию в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для НПС «Ростовка». Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению труб отработанных стальных НПС «Ростовка» не осуществляет.
На территории Каменского района Пензенской области отходы в виде труб стальных нефтепроводов отработанных с битумной изоляцией и с полимерной изоляцией образуются при аварийно-эксплуатационной деятельности ЛПДС «Башмаково», Указанные отходы включены в нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ЛПДС «Башмаково» от 22 октября 2018 года.
Наличие паспорта на отход, как и наличие в Федеральном классификационном каталоге отходов группы отходов «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» не свидетельствуют о фактическом образовании отхода, а подтверждают отнесение отхода к четвертому классу опасности.
При проведении проверки на НПС «Ростовка» отходов труб не выявлено.
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 жалобу поддержала и пояснила её доводы.
Представитель должностного лица – ФИО2 доводы жалобы продержала и пояснила их.
Старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Пензенской области М.Т. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие, жалобу подлежащей удовлетворению не признал, полагал постановление о назначении должностному лицу – ФИО1 законным и обоснованным.
Помощник Каменского межрайонного прокурора Пензенской области Евдокимова М.Н. жалобу подлежащей удовлетворению не признала, полагала постановление о назначении должностному лицу – ФИО1 законным и обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
Выслушав участников судебного заседания и изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы должностного лица, судья приходит к следующему выводу.
Статья 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
В соответствии с. п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» за негативное воздействие на окружающую среду взимается плата за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 16.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 22 приведенного выше Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4. Приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР) в случае наличия у хозяйствующего субъекта филиала (ов) и обособленных подразделений, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, ПНООЛР разрабатывается по хозяйствующему субъекту в целом либо отдельно для каждого филиала и обособленного подразделения.
Из анализа приведенных выше норм следует, что отходы производства и потребления образуются только при осуществлении деятельности в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления.
В материалах дела представлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение АО «Транснефть -Дружба» Мичуринское районное управления НПС «Ростовка», в котором отсутствует норматив образования отходов - труб отработанных стальных с битумной изоляцией, с полимерной изоляцией, труб стальных инженерных коммуникаций (...).
Согласно акту проверки от 01 ноября 2018 года на месте демонтажа трубопровода по объекту МН «Куйбышев-Унеча-2» (ППМН р. Атмис) 511 км остатков демонтированных труб, нефтепродуктов не имеется. Рекультивация земельных участков произведена (...).
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства об осуществлении структурным подразделением АО «Транснефть - Дружба» - НПС «Ростовка» деятельности по ремонту и эксплуатации линейной части нефтепровода, влекущей сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов - труб отработанных стальных с битумной изоляцией, с полимерной изоляцией, труб стальных инженерных коммуникаций.
Согласно приказу Филиала Пензенское районное управление АО «Транснефть - Дружба» за исправное техническое состояние, эксплуатацию и текущий ремонт оборудования линейной части участок трассы магистральных нефтепроводов/нефтепродуктов МН «Куйбышев-Унеча-2» закреплен за линейной аварийно-эксплуатационной службой ЛПДС «Башмаково» (...).
В документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение линейной производственно-диспетчерской станции «Башмаково» Пензенского районного управления АО «Транснефть - Дружба» п.п. 19,20 указаны виды отходов – трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией и трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (...)
При таких обстоятельствах судья не усматривает в действиях (бездействии) должностного лица АО «Транснефть-Дружба» - начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования ПРУ АО «Транснефть-Дружба» ФИО1 сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области М.Т. № 03-150/2018 от 20 ноября 2018 года о признании должностного лица – ФИО1 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано, в том числе, должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, в Пензенский областной суд в порядке ч. 1 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Стеклянников Д.М.