ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-136/18 от 25.12.2018 Кемеровского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-136/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово 25 декабря 2018 года

Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Анучкина К.А., рассмотрев жалобу ПАО «Мобильные ТелеСистемы» на постановление от 10.08.2018 года №РСН 42-210\2018-ЗН по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КРФоАП, в отношении ПАО «МТС»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области от 10.08.2018 года №РСН 42-210\2018 –ЗН ПАО «МТС» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КРФоАП, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

ПАО «МТС» подало жалобу на постановление и просит его отменить по следующим основаниям: в соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Согласно требованиям ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ч.2 ст.2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Основанием для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.7 КРФоАП, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В соответствии с подп. 8 п.1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст.77 ЗК РФ). В соответствии со ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Согласно п.2 ст.78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в то числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Одной из обязанностей собственника земельных участков и лица не являющегося собственником земельных участков является использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту (ст.42 ЗК РФ). Ст.7 ЗК РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с абз.1, 5 ст.42 ЗК РФ собственники земельного участка обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, своевременно приступать к использованию земельного участка. В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Пункт 2 Приложения к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - МЭР РФ) от 01.09.2014 г. № 540, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. Таким образом, размещение и эксплуатация антенно-мачтовых сооружений и базовых станций, размещенных на антенно-мачтовых сооружениях, линий связи, которые в силу положений ст.1 ГрК РФ, ст. 2 ФЗ РФ №126-ФЗ от 07.07.2003 г. «О связи» и в соответствии с письмом Минкомсвязи от 31.07.2006 г. №БА-П13-3109, относятся к линейным объектам, на земельных участках независимо от целевого назначения и видов разрешенного использования. Данный Классификатор разработан в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ. Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости МЭР РФ от 18.03.2016 г. № Д23и-1239, положения примечания № 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании линейного объекта (антенно-мачтовых сооружений, базовых станций) допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка. В связи с чем, исходя из содержания примечания № 2 к Приказу МЭР РФ от 01.09.2014г. № 540 и разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо. Кроме того, Министерство экономического развития РФ в своем письме от 16.08.2016г. №Д23и-3858 указывает, что применение примечания № 2 Классификатора возможно и до приведения правил землепользования и застройки в соответствие Классификатору. Данная позиция подтверждена Постановлениями Верховного суда РФ от 12.05.2017 г. №31- АД17-5, от 21.02.2018 г. №41-АД18-5. Согласно п.3 ст.37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В соответствии с п. 4 ст. 3 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На основании изложенного, возможно использование земельного участка под размещение объектов связи ПАО «МТС» на земельном участке независимо от целевого назначения и видов разрешенного использования. Кроме того, установка объектов связи на земельных участках соответствует видам разрешенного использования территориальных зон согласно Правилам землепользования и застройки (земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне ИТ-3 (зона инженерной инфраструктуры), основной вид разрешенного использования - связь (6.8); земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения), условно разрешенный вид использования - связь (6.8); земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения), условно разрешенный вид использования - связь (6.8); земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения), условно разрешенный вид использования - связь (6.8); земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий), условно разрешенный вид использования - коммунальное обслуживание (3.1); земельный участок с кадастровым расположен в территориальной зоне Р-1 (зона природных территорий), условно разрешенный вид использования - связь (6.8)). Следовательно, размещение линейного объекта, каковым является базовая станция, антенно-мачтовое сооружение, соответствует виду разрешенного использования земельным участкам. Данная позиция подтверждена Решением Новосибирского областного суда от 17.04.2018 г. по делу № 7-149/2018. Более того, согласно п.4 ч.5 ст.8 ФЗ РФ № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения. В свою очередь кадастр недвижимости является неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости. Выписки из ЕГРН об объекте недвижимости по каждому земельному участку содержат вид разрешенного использования земельного участка - для размещения антенной опоры/для строительства башни сотовой связи. Согласно данных с публичной кадастровой карты вид разрешенного использования земельных участков - для размещения иных объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики/для размещения объектов энергетики. В ходе проведения проверки схема мест осмотра территории оформлялась контролирующим органом согласно информации с публичной кадастровой карты. Таким образом, использование земельных участков осуществляется ПАО «МТС» с соблюдением требований, установленных ст.42 ЗК РФ, в связи с их разрешенным использованием, что не является нарушением правового режима использования земельных участков, следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, в действиях ПАО «МТС» отсутствует. Кроме того, в ходе проведения плановой выездной проверки административному органу были представлены Заявителем документы, подтверждающие действия ПАО «МТС» по переводу земельных участков из состава земель одной категории в другую. Также были предоставлены документы, подтверждающие право собственности и право аренды ПАО «МТС» на земельные участки. Согласно свидетельствам о праве собственности и договорам аренды разрешенным использованием земельных участков является размещение антенной опоры базовой станции, что говорит о добросовестности действий ПАО «МТС». По общему правилу согласно п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. По каждому земельному участку в ходе проведения плановой выездной проверки ПАО «МТС» представлены планы рекультивации нарушенных земель. Проекты предусматривают рекультивацию отведенной под строительство земли, включают технический и биологический этапы, которые выполнены ПАО «МТС» в полном объеме. Более того, в ходе проведения плановой выездной проверки осмотр земельного участка с кадастровым , расположенный по <адрес>, осуществлен 19.06.2018 г. Осмотр земельного участка был осуществлен должностным лицом административного органа в рамках проведения плановой выездной проверки в отношении администрации Чебулинского муниципального района (абз. 2 стр.5 обжалуемого постановления). Согласно п.2 ст.15 ФЗ ЭФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ РФ № 294-ФЗ) при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица. Руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица при проведении проверки гарантировано право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (п. 1 ст. 21 ФЗ РФ № 294-ФЗ). При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц (ч. 1 ст. 25 ФЗ РФ № 294-ФЗ). Таким образом, орган государственного контроля надзора) обязан создать необходимые условия для обеспечения проверяемым лицом своего участия в мероприятиях по осуществлению государственного контроля (надзора). Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, также отсутствие вины в действиях (бездействиях) правонарушителя являются обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность следующих признаков административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. Вышеприведенные положения КоАП РФ о правонарушениях во взаимосвязи со ст. 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) юридического лица признаков противоправности и виновности, в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности юридических лиц при отсутствии их вины. На основании изложенного считают, что в действиях ПАО «МТС» отсутствуют нарушения п.1, п.2, п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ, ч.2, ч.4 ст.13 ЗК РФ, абз. 2, абз. 4, абз. 7, абз. 8, абз. 9 ст. 42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 78 ЗК РФ, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившиеся (по мнению административного органа) в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Просит отменить постановление о назначении административного наказания от 03.08.2018 г. №РСН 42-210/2018-ЗН отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «МТС» прекратить.

Защитник ПАО «МТС» ФИО1, действующая на основании доверенности №0238/15 от 20.10.2015 года, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнила следующим: в своих возражениях административный орган перечисляет нормы земельного, природоохранного, экологического законодательств, указывая при этом, что ПАО «МТС» своими действиями причинило вред земле сельскохозяйственного назначения как природному объекту, но в ходе проведения плановой выездной проверки такой вред не был установлен. Также в возражениях административный орган указывает, что Заявитель в нарушение действующего законодательства РФ использует земельные участки не по целевому назначению. Однако, осуществление государственного контроля за использованием земельных участков по целевому назначению не является полномочиями Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В соответствии с п.5.1.2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» данная служба осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции. Согласно п.2 2 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами. Государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению относится к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а не к полномочиям Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору ( подп. «в» п. 3, п.4 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1). Следовательно, при вынесении постановления о назначении административного наказания заявителю административный орган действовал с превышением своих полномочий.

В представленных Управлением Россельхознадзора по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области возражениях приведены доводы аналогичные тем, что послужили основанием для вынесения оспариваемого постановления.

Выслушав защитника ПАО «МТС», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Частью 2 статьи 8.7 КРФоАП установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в виде административного штрафа для юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в т.ч. осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.

Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67, рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 прил. N 6). Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов (п.5).

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов (ч. 2 ст. 38, ч. 3 ст. 46).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ч. 2 ст. 78, ч. 4 ст. 88 ЗК РФ). Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, согласно Федеральному закону "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ <36>, допускается в исключительных случаях, связанных, например, со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов или добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, в том числе подземными, в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (абз. 6, абз. 8 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 9).

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 23.04.2018 года №314-в была проведена плановая выездная проверки, по результатам которой было выявлено, что ПАО «МТС» как арендатором земельных участков сельскохозяйственного назначения допущены нарушения земельного законодательства РФ, а именно: использование земельных участков не по назначению; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель- земельных участков сельскохозяйственного назначения в результате размещения на них объектов мобильной сотовой связи ПАО «МТС».

В рамках проверки были установлено, что собственник земельных участков с кадастровыми (площадью 80 кв.м.), (площадью 80 кв.м.), (площадь 80 кв.м.), (площадью 80 кв.м.), расположенные по <адрес>, и земельный участок сельскохозяйственного назначения кадастровым (площадью 290 кв.м.), расположенный по <адрес>, и арендатор земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровым (площадь 100 кв.м.), расположенный по <адрес> с кадастровым и земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым (площадью 100 кв.м.), расположенный по <адрес> – ПАО «МТС» (свидетельства о государственной регистрации права: от 18.09.2015, от 07.09.2015, 07.09.2015, от 18.09.2015, от 08.06.2016 соответственно, договор аренды от 28.01.2015 № 3 и договор аренды от 26.12.2014 № 134 у Крапивинского и Чебулинских муниципальных районов соответственно).

Земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для размещения антенны опоры базовой станции, поставлен на кадастровый учет согласно проведению кадастровых работ (межевания) по определению координат поворотных точек границ.

На земельных участках размещены антенные опоры базовой станции с закрепленным соответствующим оборудованием, что не оспаривалось ПАО «МТС».

Согласно рабочей документации на базовые станции, металлические конструкции закреплены на фундаментных блоках, размером 2400х2400х1000 и не являются объектами капитального строительства.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «МТС» к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КРФоАП оспариваемым постановлением.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 КРФоАП в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Делая вывод о виновности ПАО «МТС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо исходил из того, что земельный участок фактически используется ПАО «МТС» под базовую станцию сотовой связи, то есть не по целевому назначению в соответствии с видом его разрешенного использования, который учтен в государственном кадастре недвижимости, и при этом не выполняет установленные требования и обязательные мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель- земельных участков сельскохозяйственного назначения.

При этом должностным лицом и судебными инстанциями оставлено без должного внимания следующее.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее - классификатор).

Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.

Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2016 г. N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

Исходя из содержания примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 и разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КРФоАП, являются общественные отношения по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в т.ч. осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67, рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 прил. N 6). Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов (п. 5).

В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных законодательством государственных экспертиз, финансовых гарантий реализации таких проектов (ч. 2 ст. 38, ч. 3 ст. 46).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ч. 2 ст. 78, ч. 4 ст. 88 ЗК РФ). Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, согласно Федеральному закону "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ <36>, допускается в исключительных случаях, связанных, например, со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов или добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу, в том числе подземными, в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (абз. 6, абз. 8 ч. 1 ст. 7, ч. 2 ст. 9).

При таких обстоятельствах вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии ПАО «МТС» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя, а соответственно постановление должностного лица является незаконным. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу в случае отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника ПАО «МТС» удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области от 10.08.2018 года №РСН 42-210\2018-ЗН по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КРФоАП, в отношении ПАО «МТС», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья