Судья – Рябцева А.И. Дело <...>
РЕШЕНИЕ
16 января 2019 года <...>
Судья Краснодарского краевого суда < Ф.И.О. >4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя ФКУ Упрдор «Черноморье» по доверенности < Ф.И.О. >2 на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...>,
установил:
обжалуемым решением судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> в удовлетворении жалобы ФКУ Упрдор «Черноморье» отказано, постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ Упрдор «Черноморье», предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ФКУ Упрдор «Черноморье» по доверенности < Ф.И.О. >2 просит решение суда первой инстанции и постановление органа отменить, производство по делу прекратить, указывая, что при рассмотрении дела судьей не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя ФКУ Упрдор «Черноморье» по доверенности < Ф.И.О. >3 поддержавшей доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции находит решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> и постановление и.о. заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <...> подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, на основании распоряжения <...>-Р от <...> Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) Северо-Кавказского управления проводилась выездная проверка в период с <...> по <...> на основании извещения об окончании строительства от <...> №с-3-50 в отношении заказчика ФКУ Упрдор «Черноморье» при строительстве объекта капитального строительства пешеходного перехода в разных уровнях на км 50 автомобильной дороги А-147 Джубга-Сочи - граница с республикой Абхазия, расположенной в <...>.
В ходе проверки были выявлены и зафиксированы в Акте от <...> следующие нарушения: согласно акта освидетельствования скрытых работ от <...><...> осуществлен монтаж подъемной платформы <...> БК А 110 высотой подьема 6.5 м., грузоподьемностью 325 кг, и монтаж подъемной платформы <...> БК А 113 высотой подьема 7.0 м., грузоподьемностью 325 кг, а проектом предусмотрено установление 2-х платформ БКА 113; строительным контролем не освидетельствованы работы по грунтовке и покрытию площадок и ступеней лестничных сходов с устройством гидроизоляционного покрытия прохожей части ООСР <...> от <...>г.; в актах освидетельствования скрытых работ не указаны реквизиты чертежей, не указаны реквизиты приложений, не прописаны приложения к АОСР; не заполняются специальные журналы.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении ФКУ Упрдор «Черноморье» составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<...> и.о. заместителем руководителя Северо-Кавкозского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено постановление <...>.1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении (далее - постановление), которым ФКУ Упрдор «Черноморье» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении жалобы ФКУ Упрдор «Черноморье», судья первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора (в данном случае строительство осуществляется на основании государственного контракта № ДГЗ- БЗ-16-ШЛ от <...> на выполнение полного комплекса работ по проектированию и строительству объектов военного городка <...>, <...> шифр БЗ-16-ШЛ)) строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В силу ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Исходя из положений Градостроительного Кодекса РФ, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, может являться застройщик (заказчик) так как он обязан проводить, строительный контроль на объекте, предоставлять лицу, осуществляющему строительство проектную документацию, допущенную им в производство работ, а также лицо, осуществляющее строительство в качестве подрядчика, в том числе, такого подрядчика, который непосредственно сам строительные работы по тем или иным причинам не производит, а привлекает субподрядчика, который обязан соблюдать установленные законом нормы и правила.
С данным выводом судьи первой инстанции судья вышестоящей инстанции не может согласиться.
<...> заключен государственный контракт <...> СМР "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 4+000 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 12 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 17 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 50 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край."
Заказчик ФКУ Упрдор «Черноморье», подрядчик ООО Строительнопроизводственная компания «Феникс».
Из п. 1.1. вышеуказанного государственного контракта следует, что подрядчик принимает на обязательства по выполнению работ на Объекте: «Выполнение работ по объекту: "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 4+000 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 12 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 17 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край. Строительство пешеходного перехода в разных уровнях на км 50 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия, Краснодарский край" в соответствии с проектной документацией, утверждённой распоряжениями ФКУ Упрдор «Черноморье» (далее - Проект), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим иказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим :ицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно п.5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от <...><...>) строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение контрольных мероприятий, в том числе проверку качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (пп."а"); совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (пп."г").
Вместе с тем, в оспариваемом решении указано, что Заказчик обязан проводить строительный контроль.
Данный довод идет в разрез с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Согласно части 1 статьи 751 Гражданского кодекса, Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
В силу положений части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-ОЗ- 2009 лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно Положению по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СДОС-ОЗ- 2009 таким лицом является подрядчик.
Между ФКУ Упрдор «Черноморье» (Заказчик) и ООО «Центр-Проект» (Исполнитель) заключен государственный контракт <...>/СК на осуществление строительного контроля от <...>.
В соответствии со статьей 9 подпункта 9.1 ГК <...>/СК Исполнитель обязан осуществлять 100% контроль физических объемов выполняемых (выполненных) работ, на предмет и нормативно-технической и рабочей документации, и подтверждать их путем подписания руководителем службы строительного контроля унифицированных форм КС- 2, предъявляемых Подрядчиком Заказчику.
Исполнитель при проведении строительного контроля осуществляет контроль наличия и правильности ведения Подрядчиком (соответствия требованиям действующей нормативной документации) исполнительной производственной и лабораторной документации на объектах капитального ремонта (п. 9.24.4)
В соответствии с п. 9.29 Исполнитель обязан участвовать в работе рабочей и приемочной комиссией.
Кроме того, судом сделан вывод, что строительный контроль проводится заказчиком, в связи с чем, именно «ФКУ Упрдор «Черноморье» несет ответственность за строительный контроль, не обоснован, поскольку в подтверждение этого вывода приведено доказательство, которое не имеет отношения ФКУ Упрдор «Черноморье», так как Учреждением не заключен государственный контракт №ЛГЗ-БЗ-16-ШТ от <...>.
В соответствии со статьей 749 Гражданского кодекса РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение о порядке проведения строительного контроля).
Как следует из пункта 2 Положения о порядке проведения строительного контроля, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля строительный контроль проводится: подрядчиком, то есть лицом, осуществляющим строительство; заказчиком либо организацией привлеченной 10 заказчиком по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
В пункте 6 Положения указано, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации.
результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Таким образом, ФКУ Упрдор "Черноморье»", как заказчик, в данном случае передал обязанности по осуществлению контроля и надзора за строительством указанных объектов ООО «ЦЕНТР-ПРОЕКТ», государственным контрактом стороны предусмотрели ответственность исполнителя за ненадлежащее и некачественное выполнение возложенных функций.
ФКУ Упрдор «Черноморье» осуществляет деятельность государственной дорожной политики на территории Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от <...><...> «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» выполняет работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления. Финансирование выполняемых работ осуществляется через органы Федерального казначейства согласно Федеральному закону от <...> № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», постановлению Правительства Российской Федерации от <...><...> «Об особенностях реализации федерального закона «О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» по кодам бюджетной классификации в соответствии с доведенными Минфином России показателям бюджетной росписи и лимитами бюджетных обязательств на реализацию предусмотренных мероприятий дорожной отрасли. Расходы на оплату штрафов по административным правонарушениям не предусмотрены бюджетной сметой.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).
Исключений, предусмотренных примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рассматриваемой ситуации, не имеет место быть.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, установление вины лица в совершении вмененного ему административного правонарушения, в целях привлечения к административной ответственности, - является обязательным элементом административного производства.
Не установление административным органом вины лица в совершении вмененного ему административного правонарушения, исключает возможность привлечения лица к административной ответственности, - что однозначно следует из содержания вышеперечисленных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с этим, административному органу в постановлении о привлечении к административной ответственности (назначении административного наказания) недостаточно указать фразу "признать виновным в совершении административного правонарушения", но, обязательно следует указать, в чем именно заключается вина лица, в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Согласно замечаниям, указанным в Акте проверки <...> от <...> характер нарушений относится к некорректному оформлению и формированию исполнительной производственно-технической документации Подрядной организацией. В соответствии с заключенным Государственным контрактом <...>/СМР от <...> п. 10.21 Подрядчик обязан вести на русском языке с момента начала работ на Объекте и до их завершения в установленном порядке исполнительную производственно-техническую документацию по типовым формам, утвержденным Распоряжением Росавтодора от <...> № ИС-478-р и приказами Ростехнадзора от <...> N428 и от <...><...>. Также осуществляет своими силами входной, операционный и приемочный контроль качества выполняемых им строительно-монтажных работ.
В ходе проведения проверки, нарушения требований проектной документации и исполнительной документации были устранены в полном объеме, что подтверждается Актом от <...><...>.
Выявленные нарушения были устранены подрядной организацией на момент осуществления итоговой проверки. Характер выявленных нарушений сводится к технической ошибке в заполнении формы, которые не влекут общественной опасности, и не могут квалифицироваться по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Изложенные факты подтверждают позицию ФКУ Упрдор «Черноморье» об отсутствии оснований для привлечения ФКУ Упрдор «Черноморье» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 9.4 КоАП РФ.
В оспариваемом решении указано, что ранее ФКУ Упрдор «Черноморье» привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Следует отметить, что ФКУ Упрдор «Черноморье» обжаловало постановление, в связи, с чем оно считается невступивщим в законную силу.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о привлечении ФКУ Упрдор «Черноморье» к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения ранее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вышестоящей инстанции, в том числе вправе вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из вышеназванных положений и учитывая, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Упрдор «Черноморье» судьей районного суда были допущены существенные нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда полагает необходимым решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> и постановление и.о. заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <...> отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от <...> и постановление и.о. заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от <...> в отношении ФКУ Упрдор «Черноморье», предусмотренного части 1 статьи 9.4 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья краевого суда < Ф.И.О. >4