административное дело №12-136/2019
26RS0008-01-2019-002454-53
Р Е Ш Е Н И Е
22 октября 2019 года город Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Никитиной М.В.
при секретаре судебного заседания Крикуновой В.И.,
с участием:
заявителя – представителей Общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» Курашова А.В., действующего на основании доверенности №281 от 29.12.2018 года и Лазарева И.М., действующего на основании доверенности №122 от 19.09.2019 года,
рассмотрев административное дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
установил:
03.09.2019 года в Буденновский городской суд поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в которой заявитель просит отменить постановление Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского управления Федерального агентства по рыболовству от 26.08.2019 №443/14 о привлечении ООО «Ставролен» к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и прекратить производство по делу по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В обоснование жалобы ООО «Ставролен» указал, что 26.08.2019 Прикавказским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского управления Федерального агентства по рыболовству в лице старшего государственного инспектора Котлярова С.М. в отношении ООО «Ставролен» (далее заявитель, Общество) вынесено постановление № 443/14 о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, выразившееся в осуществлении эксплуатация производственных помещений, расположенных в границах водоохраной зоны озера Мокрая Буйвола, т.е. в нарушение требований Федерального закона от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Водный кодекс Российской Федерации», а также иных Федеральных законов, норм и правил, регулирующих природоохранную деятельность. Заявитель считает доводы о виновности Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, изложенные в постановлении о привлечении к административной ответственности, необоснованными и противоречащими законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее Водный кодекс РФ) ширина водоохраной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров; ширина водоохраной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохраной зоны этого водотока.
Согласно ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны рек и ручьев устанавливается от истока для рек и ручьев протяженностью; до 10 километров - в размере 50 метров; от 10 до 50 километров - 100 метров; от 50 и более километров - 200 метров. Письмом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 24.07.2019 №03-05/6180, полученном Административным органом (вх. №14/808 от 24.07.2019), разъяснено, что согласно п. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны озера Буйвола устанавливается равной ширине водоохраной зоны реки Мокрая Буйвола и составляет 200 м. Вместе с тем, указанные разъяснения основаны на неправильном толковании норм законодательства, поскольку противоречат ч. 6 ст.65 Водного кодекса РФ и носят информационно-разъяснительный характер, в связи с чем, не обладают нормативно-правовыми свойствами, а следовательно не являются обязательными к применению. Сведения о водных объектах содержатся в Государственном водном реестре, ведение реестра осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном ’Правительством РФ (ч. 10 ст. 31 Водного кодекса РФ). В соответствии с п.п. 5.5.1, 5.10 Положения о Росводресурсах данное Федеральное агентство осуществляет ведение ГВР и предоставляет в установленном порядке заинтересованному лицу сведения из ГВР. На основании п. 5.1.2 Положения о Росреестре последний осуществляет ведение ЕГРН и предоставляет в установленном порядке заинтересованному лицу сведения, содержащихся в нем. В материалах дела отсутствуют сведения, представленные Росреестром из ЕГРН и Росводресурсами из ГВР, позволяющие сделать вывод о типе водного объекта, фактически установленных размерах и границах водоохраной зоны озера Буйвола и нахождении в них объектов Общества. Вместе с тем, согласно данным Государственного Водного Реестра озеро Мокрая Буйвола в качестве водного объекта не зарегистрировано, существующим водным объектом (код водного объекта 07010000911108200002312) является озеро Буйвола, (тип водного объекта - озеро), которое Постановлением Правительства Ставропольского края от 05.05.2015 № 187-п «Об утверждения перечня объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов на территории Ставропольского края» внесено в соответствии со ст.ст. 25, 36 Водного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 № 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» внесено в вышеуказанный перечень. Определения терминов «озеро» и «водохранилище» приведены в ГОСТ 19179- 73 «Государственный стандарт Союза ССР. Гидрология суши. Термины и определения», введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 29.10.1973 №2394: озеро - естественный водоем с замедленным водообменном (п.176); водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (п.177). Озера и водохранилища являются различными видами водных объектов, отнесенных к категории «водоемы» в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ. Поскольку озера и водохранилища классифицируются в соответствии с ; данными ГВР как разные типы водных объектов, отождествлять устанавливаемые к ним требования не допустимо. Соответственно, размер водоохраной зоны озера Буйвола, определенный в соответствии с ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ, должен составлять 50 м, а не 200 м (как у р. Мокрая Буйвола). Следовательно, производственные помещения Общества (азотно-кислотная и воздухозаборная станция, градирни оборотного цикла, центральный пункт управления, насосная станция оборотного водоснабжения, азотно-кислородная станция), перечисленные в постановлении, не находятся в границе водоохраной зоны озера Буйвола.
Согласно п. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение данной нормы утверждены Правила установления границ водоохранных зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 №17 (в ред. от 29.04.2016). Согласно п. 2 данных Правил, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания ВБР и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос. В соответствии с п. 4 данных Правил в целях установления границ водоохраной зоны органы государственной власти обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в месячный срок в бумажном и электронном виде в Росводресурсы для внесения в ГВР (п. 5 Правил установления границ водоохранных зон). На основании ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ документированные сведения, в том числе, о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования включаются в ГВР. В то же время в п. 5 (1) Правил установления границ водоохранных зон указано, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. Согласно ч. 16 ст. 26 Федерального закона № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения Правительством РФ положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со ст.106 Федерального закона от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Земельный кодекс РФ», решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями ст.106 Земельного кодекса РФ в порядке, установленном до дня официального опубликования указанного Федерального закона (04.08.2018) Правительством РФ для ЗОУИТ соответствующего вида. Указанным Федеральным законом введена Глава XIX Земельного кодекса РФ «Зоны с особыми условиями использования территорий». В соответствии с п. 13 ст. 105 Земельного кодекса РФ водоохранные зоны являются одним из видов ЗОУИТ. Согласно п. 24 ст.106 Земельного кодекса РФ ЗОУИТ, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН. Таким образом, размеры водоохранной зоны и ограничения режима хозяйственной деятельности в таких зонах являются фактически установленными не в силу наличия определенных размеров таких зон в зависимости от видов водных объектов, указанных в ст. 65 Водного кодекса РФ, а после установления границ водоохранных зон в соответствии с определенными правилами и внесения сведений о водоохранной зоне в ЕГРН.
В соответствии с п. 4 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее ВБР), утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 г. №380, при архитектурно- строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную пп. «б» п. 2 указанного Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания. При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных пп. «в» - «з» п. 2 указанного Положения. На основании пп. «ж» п. 2 Положения о мерах по сохранению ВБР мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе, определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние ВБР и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние ВБР и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Росрыболовством, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия. Согласно п.18 Главы III «Методики исчисления размера вреда, причиненного ВБР», утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 г. № 1166, глава III данной Методики применяется для расчета размера вреда ВБР от осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности в водных объектах рыбохозяйственного значения, водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов. В п.п.4, 5 «Правил согласования Росрыболовством строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на ВБР и среду их обитания», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 г. № 384 указано, что юридические лица для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Росрыболовство (его территориальные органы) заявку о согласовании, к которой прилагается: при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства копия разделов проектной документации, предусмотренной п.п,10, 2,17, 18, 22-25 (для объектов капитального строительства производственного и производственного назначения, за исключением линейных объектов) и п.п.34-40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 6.02.2008 г. № 87 (в ред. от 06.07.2019), при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - копия проектной документации или программы санируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению ВБР и среды их обитания. При этом данное согласование необходимо получить, а расчет размера вреда необходимо осуществить только в том случае, если по результатам оценки воздействия на ВБР и среду их обитания установлено оказание негативного воздействия на ВБР и среду их обитания. Учитывая, что Обществом не осуществляется деятельность в пределах водоохраной зоны, требование о расчете размера вреда ВБР и согласование деятельности в водоохраной зоне по отношению к нему неприменимо. Таким образом, событие вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.42 КоАП РФ отсутствует.
18 сентября 2019 года заявителем ООО «Ставролен» подано дополнение к жалобе на постановление о назначении административного наказания от 26.08.2019 года №443/14, в которых указано, что Прикавказским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского управления Росрыболовства в отношении ООО «Ставролен» вынесено постановление о назначении административного наказания № 443/14 от 26.08.2019 по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Данное постановление является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с отсутствием события административного правонарушения. В ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. В Постановлении Управление указало, что нарушение выразилось в эксплуатации Обществом производственных помещений, входящих в состав производственной площадки Общества, расположенных в границах водоохраной зоны озера Мокрая Буйвола на расстоянии от 96 до 154 м от береговой линии (азотно-кислотная и воздуходувная станция - на расстоянии 154 м, градирни оборотного блока - на расстоянии 96 м, центральный пункт управления - на расстоянии 127 м, насосная станция оборотного водоснабжения - на расстоянии 131 м, азотно-кислородная станция - на расстоянии 116 м), в отсутствие согласования с Росрыболовством и расчета ущерба водным биологическим ресурсам от ведения данной хозяйственной деятельности. При этом в обоснование факта наличия нарушения в водоохранной зоне Управление, ссылаясь на ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ и письмо Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Ставропольского края от 24.07.2019 № 03-05/6180, руководствовалось ошибочным мнением, что ширина водоохраной зоны озера Мокрая Буйвола составляет 200 метров. Указанное в Постановлении озеро с названием Мокрая Буйвола отсутствует в государственном водном реестре (ГВР), который представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах (ч. 1 ст. 31 Водного кодекса РФ). В ГВР зарегистрирован водный объект - озеро Буйвола с указанием типа водного объекта - озеро (код водного объекта - 07010000911108200002312). Позиция Управления, что водоохранная зона озера Буйвола составляет 200 метров не соответствует ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ. Производственные помещения Общества не находятся в границах водоохраной зоны озера Буйвола, которая должна составлять 50 метров. Вывод Управления о ширине водоохраной зоны озера в размере 200 метров основан на письме Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Ставропольского края от 24.07.2019 № 03-05/6180, в соответствии с которым «согласно п. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны оз. Буйвола устанавливается равной ширине водоохранной зоны р. Мокрая Буйвола и составляет 200 м». Позиция, выраженная в данном письме, основана на ошибочном толковании ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ. Позиция, изложенная Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Ставропольского края от 24.07,2019 № 03-05/6180, согласно которой ширина водоохраной зоны озера Буйвола устанавливается равной ширине водоохранной зоны реки Мокрая Буйвола и составляет 200 м в связи с исключением, сделанным в ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ в отношении водохранилища, не соответствует указанной в нем норме Водного кодекса РФ, поскольку озера и водохранилища являются разными видами водных объектов и отождествлять устанавливаемые к ним требования не допустимо. Соответственно, размер водоохранной зоны озера Буйвола в соответствии с ч.6 ст. 65 Водного кодекса РФ должен составлять 50 м, производственные помещения Общества не находятся в границах водоохранной зоны озера Буйвола. В материалах дела отсутствуют сведения из ЕГРН и ГВР, подтверждающие наличие фактически установленных размеров и границ водоохранной зоны озера Буйвола. В материалах дела отсутствуют сведения, представленные Росреестром из ЕГРН и Росводресурсами из ГВР, позволяющие сделать вывод о фактически установленных размерах и границах водоохранной зоны озера Буйвола и нахождении в них объектов Общества. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Ставропольского края не является надлежащим субъектом предоставления информации о размерах и границах водоохранных зон водных объектов, письмо Министерства от 24.07.2019 № 03-05/6180 носит исключительно информационный характер. В связи с этим Общество не может быть привлечено к административной ответственности за эксплуатацию производственных помещений Общества в водоохранной зоне без согласования с Росрыболовством и расчета ущерба водным биологическим ресурсам, поскольку вывод Управления о нахождении производственных помещений Общества в границах водоохранной зоны озера Буйвола, которая по мнению Управления составляет 200 метров, основан исключительно на ошибочном толковании Управлением положений ч. 6 ст. 65 Водного кодекса РФ и не подтвержден документально.
В судебном заседании заявитель, представители Общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» Курашов А.В. и Лазарев И.М. поддержали доводы жалобы, просили отменить постановление Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского управления Федерального агентства по рыболовству от 26.08.2019 №443/14 о привлечении ООО «Ставролен» к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и прекратить производство по делу по основанию предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо, представитель Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского управления Федерального агентства по рыболовству не явился, по неизвестной суду причине, будучи надлежащим образом извещены, о чём в материалах дела имеется расписка.
Выслушав представителей заявителя Курашова А.В., Лазарева И.М., проверив материалы дела по доводам жалобы, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2). В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (пункт 4 части 15).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2).
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (часть 4).
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока (часть 6).
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.06.2019 года Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству вынесло распоряжение №77 о проведении плановой проверки в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ставролен». Проверка проводится в рамках осуществления Федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных ресурсов на основании утверждённого «Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства на 2019». Проверка проводится с целью обеспечения соблюдения действующим субъектом требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (л.д. 48-51).
Генеральный директор ООО «Ставролен» 25.06.2019 года уведомлен Прикавказским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов о начале проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Ставролен» с 01 июля 2019 года (л.д. 52).
18.06.2019 года Прикавказским отделом государственного контроля, надзора и охранных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального явления Федерального агентства по рыболовству в адрес начальника отдела предупредительного надзора за водными объектами рыбохозяйственного значения Прикавказским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов был направлен 18.06.2019 года запрос в связи с запланированной с 1 июля 2019 года плановой проверкой в отношении юридического лица — ООО «Ставролен», которое осуществляет забор/сброс воды на следующем объекте: забор водных ресурсов - Елизаветинский распределитель ЗО/КУБАНЬ/782/271); сброса сточных вод р. Мокрая Буйвола КУКУМА/ЗСЧ на 17 км от устья, р. Мокрая буйвола КАС/КУМА/301 на 15 от устья, р. Мокрая Буйвола КАС/КУМА/301 на 14 км от устья. В связи с чем Прикавказский отдел при отсутствии необходимой информации, просит дать ответ об имеющихся согласованиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 г. № 384, либо поступивших обращений на согласование хозяйственной деятельности указанной организации. Также просили сообщить, имеют ли вышеуказанные водные объекты рыбохозяйственное значение и какая категория на них установлена (л.д.55).
Из служебной записки №02/183 от 02.07.2019 года начальника отдела предупредительного надзора за водными объектами рыбохозяйственного значения следует, что по состоянию на 1.07.2019 обращений по вопросу согласования хозяйственной деятельности в водоохранной зоне р. Мокрая Буйвола от ООО «Ставролен» в адрес Управления не поступало. Дополнительно сообщено, что все решения о согласовании планируемой деятельности по территории Ставропольского края были направленны в адрес Азово-Кубанского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР Азово-Черноморского ТУ Росрыболовства в соответствии с Приказом от 28.10.2014 г. № 530 «О порядке взаимодействия отделов Азово- Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по вопросу контроля (надзора) за выполнением хозяйствующими субъектами мероприятий по восстановлению нарушенного состояния водных биологических ресурсов и среды их обитания как меры по их сохранению». Дополнительно сообщено, что функцию по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения Управление с 2010 года осуществляло в порядке, установленном Приказом Федерального агентства по рыболовству от 05.08.2010 № 682 «Об организации работы Федерального агентства по рыболовству, его территориальных управлений, а также подведомственных Росрыболовству научно-исследовательских организаций и федеральных государственных бюджетных учреждений - бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства при установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них». В соответствии с Приказом № 682 Управление ежеквартально проводит заседание комиссии с последующим представлением сведений о категориях водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них, в документированном виде в адрес Федерального агентства, по рыболовству для внесения их в Государственный рыбохозяйственный реестр (ГРР) систематизированный свод документированной информации о водных биоресурсах, об их использовании, правила ведения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.08.2008 № 601 «О государственном рыбохозяйственном реестре». Управлением в порядке, установленном законодательством, была определена категория рыбохозяйственного значения р. Мокрая Буйвола (высшая категория) (л.д. 56-57).
Кроме того, 18.06.2019 года исх.№14/773, 18.06.2019 года исх. №14/774 аналогичные запросы были направлены Прикавказским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и Кубанское бассейновое водное управление (л.д. 58,60).
Отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления предоставил информацию в отношении юридического лица – ООО «Ставролен»: в государственном водном реестре не зарегистрированы действующие договоры и решения на пользование поверхностным водным объектом; данные по формам 3.2, 3.3 за 2018 год и II квартал 2019 года в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю не поступали (л.д.59).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в ответ на запрос подтвердило, что действующих разрешительных документов, предусмотренных статьей Водного кодекса РФ ООО «Ставролен» не имеет (л.д. 62).
В ходе проведения проверки установлено, что ранее между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Ставропольского края и ООО «Ставролен» был заключен договор водопользования от 23.05.2008 г. № 014/07 со сроком действия до 10 сентября 2013 года для целей забора водных ресурсов для наполнения аккумулирующего водоснабжения для пром. водоснабжения ООО «Ставролен». Забор воды производился из водного объекта БСК-4 код водного объекта Азо/Кубань 782271 «Елизаветинский распределитель» по координатам 45°00" С.Ш. 43°04" В.Д. место водозабора расположено на правобережной пойме реки Мокрая Буйвола, в 9 км от г. Буденновска в непосредственной близости от ООО «Ставролен». На основании соглашения о расторжении договора №26-00.00.000-К-ДЗИО-С-2008-00108 к договору водопользования ООО «Ставролен» прекратило осуществлять забор из БСК-4 код водного объекта Азо/Кубань 782271 «Елизаветинский распределитель» в 2013 году. В настоящее время забор воды для производственных нужд ООО «Ставролен» осуществляется на основании договора №ЛСВ - 286/13 с внесенными изменениями 09.11.2017 года соглашением к договору холодного водоснабжения №ЛСВ-286/13-9203-13/13 от 10.12.2013, заключенного с ООО «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго» через водопроводные сети. Водоотведение с территории ООО «Ставролен» осуществляется в централизованные системы канализации, находящиеся на балансе ООО «ЛУКОЙЛ-Ставропольэнерго» по договору № АСВ-297/14-9203-22/14 от 31.12.2014 года, которое в свою очередь осуществляет прием сточных вод от ООО «Ставролен» в систему водоотведения, обеспечивает очистку производственно-бытовых и пром. ливневых сточных вод с промышленной площадки ООО «Ставролен» на биологических очистных сооружениях, с последующим сбросом очищенных сточных вод на гидротехнические сооружения внеплощадочной канализации. Выявлены нарушения: обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием характера нарушения, лиц, допустивших нарушение): нарушения норм действующего природоохранного законодательства при пользовании поверхностным водным объектом, а именно: юридическим лицом ООО «Ставролен» осуществляется эксплуатация производственных помещений, входящих в состав производственной площадки ООО «Ставролен», расположенных в границах водоохранной зоны оз. Мокрая Буйвола на расстоянии от 96 до 154 метров от береговой линии (азотно-кислотная и воздуходувная станция - на расстоянии 154 м, градирни оборотного блока - на расстоянии 96 м, центральный пункт управления - на расстоянии 127 м, насосная станция оборотного водоснабжения - на расстоянии 131 м, азотно-кислородная стация - на расстоянии 116 м от береговой линии оз. Мокрая Буйвола). Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ и письма министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 24.07.2019 г. № 14/808 ширина водоохранной зоны оз. Мокрая Буйвола составляет 200 м прибрежная защитная береговая полоса от 30 до 50 м. Для определения расстояния от береговой линии водного объекта до максимально удаленной части территории производственной площадки ООО «Ставролен» использовалась публичная кадастровая карта Росреестра. Согласно ответу начальника отдела предупредительного надзора за водными объектами рыбохозяйственного значения Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству обращений от ООО «Ставролен» (письмо от 05.07.2019 г. № 14/721) по вопросу согласования хозяйственной деятельности в водоохранной зоне р. Мокрая Буйвола не поступало. В установленном законодательством порядке р. Мокрая Буйвола была определена высшая категория рыбохозяйственная категория. Эксплуатация данных зданий и сооружений осуществляется в отсутствие согласованных с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и расчёта ущерба водным биологическим ресурсам от ведения данной хозяйственной деятельности, что подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №77 от 25.07.2019 года (л.д. 75-81,120-124).
25.07.2019 года Азово-Черноморским территориальным управлением Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны ВБР юридическому лицу ООО «Ставролен» выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ в сфере охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания №77, в котором юридическому лицу в целях устранения выявленных нарушений необходимо было выполнить до 01.02.2020 года следующие мероприятия: согласовать эксплуатацию зданий и сооружений, принадлежащих ООО «Ставролен», размещённых в границах водоохраной зоне оз. Мокрая Буйвола с Азово Черноморским ТУ Росрыболовства в установленном законом порядке (л.д. 125-126).
12.08.2019 года Федеральным агентством по рыболовству Азово-Черноморским территориальным управлением Прикавказским отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов составлен протокол №14/110916/443 в отношении ООО «Ставролен», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Постановлением №443/14 от 26.08.2019 года о назначении административного наказания Федерального агентства по рыболовству Азово-Черноморского территориального управления Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов ООО «Ставролен» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей (л.д. 180-187).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ООО "Ставролен" не предприняло всех зависящих от него мер к получению согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с территориальным управлением Росрыболовства. Доказательств обратного обществом не представлено.
По информации Министерства природных ресурсов охраны окружающей среды Ставропольского края от 24.07.2019 года №03/05-6180 ширина водоохраной зоны оз. Буйвола устанавливается равной ширине водоохраной зоны р. Мокрая Буйвола и составляет 200 метров. Ширина прибрежной защитной полосы оз. Буйвола составляет от 30 до 50 м в зависимости от уклона берега (л.д.66).
Материалами дела установлено, что юридическим лицом ООО «Ставролен» осуществляется эксплуатация производственных помещений, входящих в состав производственной площадки ООО «Ставролен», расположенных в границах водоохранной зоны оз. Мокрая Буйвола на расстоянии от 96 до 154 метров от береговой линии (азотно-кислотная и воздуходувная станция - на расстоянии 154 м, градирни оборотного блока - на расстоянии 96 м, центральный пункт управления - на расстоянии 127 м, насосная станция оборотного водоснабжения - на расстоянии 131 м, азотно-кислородная стация - на расстоянии 116 м от береговой линии оз. Мокрая Буйвола). Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ и письма министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 24.07.2019 г. № 14/808 ширина водоохранной зоны оз. Мокрая Буйвола составляет 200 м прибрежная защитная береговая полоса от 30 до 50 м, чем нарушило ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Для определения расстояния от береговой линии водного объекта до максимально удаленной части территории производственной площадки ООО «Ставролен» использовалась публичная кадастровая карта Росреестра.
Обстоятельства описанного в постановлении должностного лица административного правонарушения, совершенного ООО «Ставролен», объективно подтверждены: протоколом об административном правонарушении N 14/110916/443 от 12.08.2019 года, фотоматериалами, ответами на запросы и другими материалами дела.
Доводы жалобы ООО «Ставролен» о том, что Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Ставропольского края не является надлежащим субъектом предоставления информации о размерах и границах водоохранных зон водных объектов, письмо Министерства от 24.07.2019 года №03-05/6180 носит исключительно информационный характер, являются необоснованными, поскольку ч. 3 Постановления Правительства Ставропольского края от 12.07.2012 N 242-п (ред. от 14.12.2018) "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного экологического надзора, осуществляемого органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в области охраны окружающей среды)" органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в области охраны окружающей среды, является министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - уполномоченный орган).
Кроме того, согласно разделу 3 ст. 10.14 подп. 17 Постановления Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 N 221-п (ред. от 03.06.2019) "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2019) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края устанавливает границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначает их на местности посредством специальных информационных знаков, в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ставропольского края, за исключением водных объектов, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос которых отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти;
Соответственно, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Ставропольского края является компетентным органом, устанавливающим границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов и располагающим информацией в области охраны окружающей среды в Ставропольском крае.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 50 Федерального закона Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно ч. 3 ст. 32 Федерального закона Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об охране окружающей среды" требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Оценка воздействия на водные биоресурсы в результате деятельности Общества не проводилась.
В представленных в дело фотоматериалах видно, что в пределах водоохранной зоны установлены азотно-кислотная и воздуходувная станция, градирни оборотный блок, центральный пункт управления, насосная станция оборотного водоснабжения, азотно-кислородная стация. Согласования на осуществление хозяйственной деятельности в водоохранной зоне с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства не проводилось.
В ходе проведения плановой проверки должностным лицом установлено, что эксплуатация зданий и сооружений, осуществление хозяйственной деятельности, в границах прибрежной защитной береговой полосы водоохранной зоны оз. Мокрая Буйвола организовано ООО «Ставролен» при отсутствии согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и производства расчета ущерба, наносимого водным биоресурсам данной деятельностью.
Следовательно, Общество использовало водоохранную зону водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, установленных ст. 65 Водного кодекса РФ, ст. 47, ст. 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ст. 34, ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данные сооружения в своей конструкции не имеют сооружений, которые могли обеспечить охрану водного объекта от загрязнения, засорения заиления и истощения вод, отсутствуют централизованная система водоотведения, централизованная ливневая система водоотведения, сооружения для сбора отходов потребления, а также сооружения системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Действия ООО «Ставролен» правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению ООО «Ставролен» действующих норм и правил водоохранного законодательства, не представлено.
Все положенные в основу постановления должностного лица доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, предусмотренным статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процедуры, предписанные нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, нарушения прав на защиту не усматривается.
Существенных нарушений, которые могли бы повлечь признание доказательств недопустимыми, в деле об административном правонарушении не выявлено.
Порядок и срок привлечения ООО «Ставролен» к административной ответственности соблюдены.
Поскольку должностным лицом и судом установлен факт того, что ООО «Ставролен» допустил эксплуатацию производственных помещений, входящих в состав производственной площадки ООО «Ставролен», расположенных в границах водоохранной зоны оз. Мокрая Буйвола, ООО «Ставролен» обоснованно привлечено к административной ответственности.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на отношения в сфере охраны окружающей среды, создает угрозу причинения вреда водным объектам, что существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения.
Доводы, приведенные в жалобе, направлены на переоценку выводов должностного лица и не подтверждены доказательствами.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа и суду прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Административное наказание в виде административного штрафа, назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления о назначении административного наказания не является.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление №443/14 о назначении административного наказания, вынесенное 26 августа 2019 года старшим государственным инспектором Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей – оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ставролен» – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд Ставропольского края в течение 10 суток после составления мотивированного решения со дня вручения или получения его копии.
Мотивированное решение составлено 23 октября 2019 года.
Судья Никитина М.В.