Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 26 июня 2020 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи М.Ф. Шабалина, с участием
представителя юридического лица АО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» ФИО5,
представителя департамента недропользования и экологии <данные изъяты>ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» (далее по тексту - АО «ЦВМИР «Сибирь») по доверенности ФИО5 на постановление заместителя главного государственного инспектора ФИО1<адрес> в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО4№/АО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь». <данные изъяты> ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии <адрес>ФИО4№/АО от ДД.ММ.ГГГГ АО «ЦВМИР «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей в доход государства.
Наряду с постановлением главным государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды, начальником управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии <адрес>ФИО4 в адрес АО «ЦВМИР «Сибирь» в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ внесено представление с требованием принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно: принять меры по недопущению сброса отходов производства и потребления на почву, а также по очистке земельного участка, расположенного в лесном массиве в районе <данные изъяты> с требованием о предоставлении сведений о принятых мерах по данному представлению (л.д. 71 т.1).
Представитель АО «ЦВМИР «Сибирь» ФИО5 обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит отменить его, представление Департамента недропользования и экологии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (ошибочно указанное в жалобе как от ДД.ММ.ГГГГ), признать незаконным и отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что сброс отходов производства и потребления в указанном месте заявителем не осуществлялся, вина в совершении правонарушения, а также событие административного правонарушения не доказаны, полагая, что субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые осуществляют деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, сортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления ИНЫМИ опасными веществами. Однако административным органом не доказано, что заявитель осуществляет указанную деятельность, нарушая при этом экологические и санитарно-эпидемиологические требования. Имеющимися в деле доказательствами подтверждается лишь факт сброса отходов на территории лесного участка в районе 178 км автодороги «Тюмень-Курган», при этом доказательств того, что данные действия совершены АО «ЦВМИР «Сибирь», не представлено, равно как и того, что эти отходы принадлежат АО «ЦВМИР» «Сибирь». Наличие обнаруженных журналов со штампом «Библиотека санаторий Сибирь» также не подтверждает факт их принадлежности заявителю, поскольку учет периодических изданий в обществе не ведется, в библиотеку заявителя имеется свободный доступ отдыхающих. В месте правонарушения обнаружены и другие отходы, принадлежность которых не установлена, при определении места правонарушения не указано какими средствами измерения определялась площадь места размещения отходов. АО «ЦВМиР «Сибирь» заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, на реализацию макулатуры и полиэтиленовых отходов, заявитель в обоснование невиновности в правонарушении ссылается на путевой лист на транспортное средство, работающее в день обнаружения отходов, отчет о защите лесов, сертификат за сдачу 1000 кг макулатуры, спасении 10 деревьев, посадке 20 деревьев.
В судебном заседании ФИО5 дополнительно указал, что АО «ЦВМИР» «Сибирь» не может быть привлечено к ответственности, так как истекли сроки давности привлечения, установленные КоАП РФ.
Заслушав мнения представителя заявителя ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, представителей административного органа, возражавших против нее, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом; обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов — хранение и захоронение отходов; хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специализированных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторною применения (рекуперация); обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуальною предпринимателя либо предоставленною им на иных правах.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Сброс отходов производства и потребления на почву является нарушением требований п.2 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки обращения гражданина ФИО6, поступившего <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, на основании ФЗ № РФ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, положения о Департаменте недропользования и экологии ФИО1<адрес>, утвержденного ФЗ № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Постановлением Правительства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П, должностным лицом Департамента недропользования и экологии <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут проведен осмотр земельного участка, расположенного в лесном массиве в районе <адрес><данные изъяты>
В ходе осмотра зафиксировано несколько мест размещения (сброса) твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на почве. Из них на земельном участке площадью 32 кв.м. в лесном массиве с координатами <данные изъяты>. обнаружены: твердые коммунальные отходы, отходы производства и потребления, за размещение которых АО «ЦВМИР «Сибирь» привлечено к административной ответственности по настоящему делу, а именно: пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами, отходы пенополиэтилена незагрязненные, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные. Кроме того, в указанном месте размещения отходов зафиксировано размещение журналов «Наука и Жизнь», имеющих печать «библиотека Санаторий «Сибирь». АО «ЦВМИР «Сибирь», являясь собственником данных отходов, в соответствии с ч.2 ст. 130, ст.210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. По результатам осмотра ДД.ММ.ГГГГ составлен акт №/АО (л.д.126-135 т.2).
В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО7 составлен протокол №/АО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь», выразившегося в размещении (сброс) отходов на почву в нарушение требований ч.2 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которым запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву. Впоследствии в отношении указанного общества вынесено обжалуемые постановление по делу об административном правонарушении и представление.
Из материалов дела следует, что АО «ЦВМиР «Сибирь» зарегистрировано в качестве юридического лица ЕГРЮЛ, осуществляющего свою деятельность по адресу: ФИО1<адрес>, ФИО1<адрес> 19 км Червишевского тракта <адрес> (т.2 л.д. 117-125).
Обстоятельства совершения правонарушения АО «ЦВМИР «Сибирь», а именно факт размещения отходов производства и потребления в виде 4 журналов «Наука и Жизнь» за 1994, 1995, 1997, 1999 со штампом «Библиотека санаторий «Сибирь» в месте правонарушения, равно как и наличие события вменяемого административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: актом осмотра с фото таблицей с указанием координат места сброса отходов, протоколом по делу об административном правонарушении, обращением ФИО6 и другими имеющимися в деле доказательствами, 4 журналами, приобщенными к материалам дела и осмотренными при рассмотрении дела.
Представленные заявителем: договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ на поставку кислорода медицинского и двуокиси углерода в баллонах, путевые листы на транспортные средства АО «ЦВМиР «Сибирь» от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ, акты сдачи приемки макулатуры ООО «ТСК ТимСан», товарные накладные на макулатуру ООО «ТСК ТимСан» за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (бумаги и гофрокартона), счета на оплату за сдачу макулатуры от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ ООО «HOB-ЭКОЛОГИЯ» на оказание услуг по сбору, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов и счет-фактуры от
ДД.ММ.ГГГГ на транспортирование медицинских отходов ООО «НОВ-ЭКОЛОГИЯ», договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ТЭО» на обращение с твердыми коммунальными отходами (на вывоз и транспортировку), места накопления которых расположены по <адрес>, в <адрес>ФИО1<адрес>ФИО1<адрес> и по месту расположения общества на 19 км Червишевского тракта, строение 1 ФИО1<адрес>ФИО1<адрес>, отчеты о защите лесов за октябрь-декабрь 2018, справка о том, что автомобиль ЗИЛ ММЗ-554, с государственным регистрационным знаком <***>, с территории АО «ЦВМИР «Сибирь» ДД.ММ.ГГГГ не выезжал, не опровергают виновности общества в размещении отходов в виде четырех журналов «Наука и Жизнь».
Так, вывоз макулатуры по договору с ООО «ТСК ТимСан» предусмотрен только на гофрокартон и белую бумагу. Доводы жалобы о том, что обязанность по вывозу мусора возложена на иные организации, с которыми у общества заключены соглашения, не снимает ответственность с АО «ЦВМИР «Сибирь» по содержанию твердых бытовых отходов, поскольку данных о том, что бремя содержания отходов, принадлежащих АО «ЦВМИР «Сибирь» возложено на иных лиц, не имеется. Наличие штампов на четырех книжных изданиях «Библиотека санаторий «Сибирь» свидетельствует об их принадлежности АО «ЦВМИР «Сибирь». Доводы о том, что учет выдачи периодических изданий не ведется, также не исключает обязанности нести ответственность за принадлежащее заявителю имущество.
При таких обстоятельствах в действиях АО «ЦВМИР «Сибирь» усматривается состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
К доводам, изложенным в жалобе, суд относится критически и расценивает их как способ уйти от административной ответственности, кроме того, они основаны на неверном толковании норм права. Совершенное АО «ЦВМИР «Сибирь» правонарушение было выявлено ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен специальный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ – 1 год с момента совершения административного правонарушения. При таких обстоятельствах на момент рассмотрения жалобы ФИО1 районным судом ФИО1<адрес> срок давности привлечения к ответственности АО «ЦВМИР «Сибирь» не истек.
Учитывая изложенное, должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства по делу и дана правильная правовая оценка действиям АО «ЦВМИР «Сибирь». Наказание назначено законно и обоснованно в пределах санкции статьи, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не усматриваю.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора ФИО1<адрес> в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии ФИО1<адрес>ФИО4№/АО от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь» - оставить без изменения.
Жалобу представителя АО «ЦВМИР «Сибирь» по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в ФИО1 областной суд по правилам установленным ч. 2 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья М.Ф. Шабалина