Дело № 12-136/2016 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Торжок 06 мая 2016 года
Судья Торжокского городского суда Тверской области Голубева О.Ю. с участием заявителя ФИО1 и его защитника Вороновой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ФИО1 на постановление начальника ГИБДД МО МВД России Торжокский от 08 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Торжокский» ФИО4 от 08 апреля 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав следующее.
Часть 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В Приложении № 2 к Приказу Министра транспорта РФ № 36 от 13 февраля 2013 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства.. ..» указан ряд исключений из данного требования об оснащении тахометром на автомашины, в том числе на транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.
Для определения понятия «Транспортные средства для коммунального хозяйства» считает необходимым обратиться к общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1996 года за № 359.
Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации, который разработан, в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 121 по реализации указанной государственной программы. Сферой применения ОКОФ являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности. Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды.
Основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов.
К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие виды материальных основных фондов.
Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно - сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
К подразделу «Машины и оборудование» относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию.
В зависимости от основного (преобладающего) назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.
К рабочим машинам и оборудованию относятся: машины, инструменты, аппараты и прочие виды оборудования, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда (обрабатываемый предмет), который может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии, с целью изменения его формы, свойств, состояния или положения. Таким образом, к рабочим машинам и оборудованию относятся все виды технологического оборудования, включая автоматические машины и оборудование, для производства промышленной продукции, оборудование сельскохозяйственное, транспортное, строительное, торговое, складское, водоснабжения и канализации, санитарно - гигиеническое и другие виды машин и оборудования, кроме энергетического и информационного.
Объектом классификации рабочих машин и оборудования является каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т.п., включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение, фундамент.
Из общероссийского классификатора основных фондов следует, что транспортное средство «КАМАЗ» является рабочей машиной, выполняющей функции по доставке, поставки груза, т.е. предназначен для механического воздействия на предмет труда, с целью изменения его положения, используется в сфере водоснабжения и водоотведения, подтверждает путевыми листами, в которых указана цель выпуска транспортного средства на линию, в том числе и 09 февраля 2016 года. В этот день транспортное средство осуществляло доставку трубы, которая впоследствии была использована для ремонта очистных сооружений города Торжка.
Таким образом, считает, что на транспортные средства, с помощью которых предприятие осуществляет свою деятельность, в том числе «КАМАЗ», используемый в жилищно-коммунальном хозяйстве, установка тахографа не требуется, т.к. относятся к транспортным средствам для коммунального хозяйства.
Заявитель ФИО1 и его защитник Воронова И.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Начальник ОГИБДД МО МВД России «Торжокский» ФИО4, принявший оспариваемое постановление, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, что не является препятствием для разрешения жалобы.
Выслушав заявителя ФИО1 и его защитника Воронову И.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ, действующей в момент составления протокола об административном правонарушении,) предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).
В силу пункта 4 статьи 22 и пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации, которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
В пункте 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, закреплено, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пункт 7.4 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (приложение № 3 к Правилам дорожного движения Российской Федерации), предусматривает запрет эксплуатации транспортного средства, если не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 36 от 13 февраля 2013 года, изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213, утверждены требования к тахографам; категории и виды транспортных средств, оснащаемых ими; правила использования, обслуживания и контроля их работы.
Приложением № 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 утверждены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, которым предусмотрено, что транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог исключаются из перечня транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографами.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 09 февраля 2016 года в 08 часов 00 минут ФИО1, являясь должностным лицом ответственным за техническое состояние, выпустил на линию транспортное средство КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак № без технического средства контроля труда и отдыха водителя (тахографа) под управлением ФИО5 в нарушении статьи 20 ФЗ № 196 от 10 декабря 1995 года.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются: постановлением по делу об административном правонарушении от 08 апреля 2016 года, протоколом № от 30 марта 2016 года, копией путевого листа № от 09 февраля 2016 года, объяснением ФИО1 от 30 марта 2016 года, из которого следует, что последний оспаривал, что транспортное средство, КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, не должен быть оборудован тахографом, копией паспорта на транспортное средство №.
Довод жалобы о том, что на автомобиле КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, который должностное лицо ФИО1 выпустил на линию, являющемся транспортным средством коммунального хозяйства, то есть коммунальной машиной различного назначения, установка тахографа не является обязательной, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
На основании положений постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» и приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложения № 2 к нему тахографами подлежат оснащению следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория №3).
В приложении № 2 Приказа Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36 указан ряд исключений из данного требования об оснащении тахометрами транспортных средств, в том числе транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.
Согласно пункту 4.2 ГОСТа Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 07 мая 2003 года № 139-ст, к категории № 3 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.
Согласно паспорту транспортного средства № на транспортное средство КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, разрешённая максимальная масса составляет 15 305 кг, тип транспортного средства – «грузовой - бортовой», категория – «C».
В особых отметках в паспорте транспортного средства КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, каких-либо отметок о его категории и виде, исключающих установку тахографа, не имеется.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ № «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пункту 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющихся Приложением № 1 к Приказу МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства» (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
При определении категории транспортного средства органом сертификации учитываются технические характеристики и особенности конструкции, и используется классификация, установленная Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (далее КВТ ЕЭК ООН) и ГОСТом Р51709-2001, утверждённым Постановлением Госстандарта России от 01 февраля 2001 года № 47-ст.
При решении вопроса об отнесении транспортного средства, которое должностное лицо ФИО1 выпустил на линию 09 февраля 2016 года, к транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог полагаю возможным использовать также Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года № 301.
В соответствии с разделом 48 5300 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года № 301, к машинам для городского коммунального хозяйства относятся:
48 5300 3 Машины для городского коммунального хозяйства
48 5310 8 Машины для санитарной очистки городов
48 5311 3 Мусоровозы
48 5312 9 Илососы
48 5313 4 Машины ассенизационные
48 5314 5 Машины для гидравлической очистки ливневых канализаций
48 5315 5 Автоопрыскиватели
48 5320 2 Машины / для зимней очистки городов
48 5321 8 - для удаления снежных накатов
48 5322 3 -льдоуборочные
48 5323 9 Снегопогрузчики
48 5324 4 Пескоразбрасыватели
48 5325 9 Машины для уборки городов с комплектом зимнего оборудования
48 5328 6 Оборудование навесное к машинам для уборки городов
48 5330 7 Машины для летней уборки городов
48 5331 2 - подметально-уборочные
48 5332 8 - уборочные универсальные
48 5333 3 - тротуарно-уборочные
48 5334 9 - поливомоечные
48 5350 6 Машины аварийно-технической службы
48 5360 0 Машины / и средства транспортировки
48 5361 6 - для перевозки баллонов со сжиженным газом
48 5362 1 - для вывозки радиоактивных отходов
48 5365 8 Автокатафалки
48 5380 0 Машины / коммунальные разного назначения
48 5381 5 - для уборки помещений общественного назначения
48 5388 3 Механизмы для привода рабочего оборудования коммунальных машин.
Код ОКП указывается в одобрении типа транспортного средства на основании заявки завода-изготовителя транспортного средства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и вышеизложенные положения законодательства, полагаю, что должностными лицами административного органа правомерно сделан вывод о необходимости оснащения принадлежащего МУП «Водоканал» транспортного средства КАМАЗ 5320, категории «C», с разрешённой максимальной массой 15 305 кг, тахометром.
Сам по себе факт использования транспортного средства в производственной деятельности МУП «Водоканал» в отсутствие у него соответствующих признаков не свидетельствует о том, что на него распространяется указанное исключение, ибо универсальный грузовой автомобиль «Камаз» по своим функциональным и техническим характеристикам предназначен для транспортировки любых грузов и используется практически во всех отраслях экономики страны.
Принимая во внимание, что из паспорта транспортного средства КАМАЗ 5320, государственный регистрационный знак №, не следует, что данный автомобиль относится к специальной технике, предназначенной для коммунального хозяйства, согласно Приложению № 2 к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» установка на нем тахографа является обязательной.
Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено должностному лицу ФИО1 с соблюдением требований статей 3.5, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах, предусмотренных санкцией статьи, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движения, личности виновного, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.
Обжалуемое постановление соответствует требованиям к его содержанию, установленным ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принципы административного судопроизводства соблюдены, какой-либо необъективности, предвзятости по делу не усматривается.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав не усматривается.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Исследованные в судебном заседании доказательства являются допустимыми и достоверными, получены в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах состоявшееся постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Торжокский» ФИО4№ от 08 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья подпись О.Ю.Голубева
<данные изъяты>
Подлинник решения находится в деле № 12-136/2016 в Торжокском городском суде Тверской области.
Судья О.Ю.Голубева