ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-136/2021 от 19.04.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0021-01-2021-000467-36

Дело № 12-136/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

19 апреля 2021 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Берлиной Светланы Владимировны на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 09 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Берлиной Светланы Владимировны,

установил:

Девятнадцатого января 2021 года заместителем начальника Новосибирского территориального отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Ш. составлен протокол № 02-01-10/1-2021 об административном правонарушении в отношении Берлиной С.В., как допустившей нарушение требований статей 29, 30 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту также – Федеральный закон № 73-ФЗ), подпункта «д» пункта 11(1) «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. № 569 (далее по тексту также - Положения о государственной историко-культурной экспертизе), что выразилось в проведении государственной историко-культурной экспертизы по результатам которой составлен акт государственной историко-культурной экспертизы от 08.09.2020 г. № 31- 2020/СБ, содержащий результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4, 7 части 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ по проекту: «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами», расположенного по адресу: Омская область, Таврический муниципальный район, Ленинское сельское поселение, земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:211409:1955, 55:26:211409:1883, без выезда на означенные земельные участки.

Постановлением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 09 марта 2021 года Берлина С.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

С данным постановлением не согласна Берлина С.В., которая в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Указывает, что ею на основании договора с заказчиком, была проведена экспертиза документации в форме документарного исследования, в отношении объекта, предусмотренного подпунктом «е» п. 11(1) Положения о государственной историко-культурной экспертизе», с точным соблюдением норм действующего законодательства, а не подпунктом «д» пункта 11(1) Положения. Настаивает, что для проведении экспертизы земельных участков путем археологической разведки в соответствии с пунктом 3 ст. 31 Федерального закона № 73-ФЗ не было оснований, поскольку заключением Министерства культуры Омской области установлено, что на вышеназванных земельных участках отсутствуют объекты культурного (в том числе и археологического) наследия, включенные в реестр, соответственно орган охраны объектов культурного наследия Омской области уже в августе 2020 года имел данные об отсутствии указанных объектов культурного наследия Омской области. В тексте акта государственной историко-культурной экспертизы от 08.09.2020 г. № 31- 2020/СБ указаны объект изучения, методы изучения, привлеченные данные, анализ всего объема представленных документов, оценка обоснованности выводов, что составляет принцип научной обоснованности проведения экспертизы, установленный статьёй 29 Федерального закона № 73-ФЗ. Считает, что использование результатов произведенных ранее полевых исследований прошлых лет должны быть отражены в тексте в соответствующих разделах для составления наиболее ясной картины проведенных исследований и их результатов. Также Берлиной С.В. открытый лист не получался, земельный участок не исследовался, поскольку объектом государственной историко-культурной экспертизы являлась документация, а не земли.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав Берлину С.В., её защитника Озолину Е.Г., просивших об удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 названной статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои (ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ).

Статьёй 28 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях: определения наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 названного Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 названного Федерального закона;

Пунктом 34.2 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. Критерии определения указанных территорий и порядок утверждения их границ устанавливаются Правительством Российской Федерации. Сведения о границах указанных территорий относятся к информации ограниченного доступа и не подлежат распространению или предоставлению физическим или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов: научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу; независимости экспертов; гласности (статья 29 Федерального закона № 73-ФЗ).

При этом, в силу статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются: выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр; земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 названного Федерального закона; документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр; документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра; документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия; проекты зон охраны объекта культурного наследия; проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ; документация или разделы документации, обосновывающие меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия; документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.

Пунктом 3 названной статьи определено, что порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ и расположенных в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, путем археологической разведки определяется в соответствии со статьей 45.1 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 г. № 569 утверждено «Положение о государственной историко-культурной экспертизе» (далее по тексту также – Положение), согласно пункту 11(3) которого одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы: д) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В случае если воздействием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ будет затронут не весь земельный участок, а его часть либо территория, на которой земельный участок не образован, допускается проведение экспертизы только части земельного участка (территории), непосредственно подлежащей воздействию указанных работ; е) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ.

В соответствии с пунктом 11(3) Положения о государственной историко-культурной экспертизе, экспертиза, указанная в подпункте «д» пункта 11(1) названного Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

Согласно пункту 7 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ, археологическая разведка - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности.

При проведении экспертизы эксперт обязан: а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 29 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов; в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции; г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации; д) соблюдать установленные сроки и порядок проведения экспертизы; е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы (пункт 17 Положения).В заключении экспертизы указывается однозначный вывод экспертизы: б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов и иных работ (пункт 20 Положения)

Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, 04.09.2020 г. между Берлиной С.В. и обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственный центр» «АРХЕО» (далее по тексту также - ООО «НПЦ «АРХЕО») в лице директора Г. заключен договор № 239 на проведение государственной историко-культурной экспертизы документации по проекту «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами», расположенного по адресу: Омская область, Таврический муниципальный район, Ленинское сельское поселение, земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:211409:1955, 55:26:211409:1883» (далее по тексту также – Проект). Результатом экспертизы сторонами определено заключение Исполнителя о наличии/отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, признаков объектов культурного наследия.

ООО «НПЦ «АРХЕО» 07.09.2020 г. адрес Берлиной С.В. был направлен Научно-технический отчет № 15-2020 Историко-культурные изыскания по проекту «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами», расположенного по адресу: Омская область, Таврический муниципальный район, Ленинское сельское поселение, земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:211409:1955, 55:26:211409:1883» Омск 2020, разработанный специалистами ООО «НПЦ «АРХЕО», выполненный на основании письма проектного бюро «Геотехпроект» от 07.09.2020 г., вместе с которым представлено адресованное ООО «Геотехпроект» «Предварительное заключение о наличии памятников истории и культуры, о необходимости выполнения мероприятий по соблюдению сохранности объектов культурного наследия» Министерства культуры Омской области от 05.08.2020 г., из которого следует, что на территории объекта строительства отсутствуют объекты культурного (в том числе археологического) наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, зоны охраны/защитные зоны объектов культурного наследия, а также объекты, обладающие признаками объектов культурного наследия и разрешены все виды работ. Также в данном Предварительном заключении содержится указание на то, что в случае обнаружения в ходе работ признаков объектов культурного (в том числе археологического) наследия работы надлежит немедленно приостановить и известить Министерство.

При проведении историко-культурного изыскания, результаты которого оформлены Научно-техническим отчетом № 15-2020, по Проекту археологическая разведка не проводилась. Вместе с тем, указанное исследование содержит анализ акта государственной историко-культурной экспертизы № 98-2017, в ходе которой проводилась археологическая разведка на части испрашиваемой территории.

Экспертом Берлиной С.В. на основании вышеуказанного договора № 239 от 04.09.2020 г., заключённого между Берлиной С.В. и ООО «НПЦ «АРХЕО» и предусматривающего обязанность исполнителя по проведению государственной историко-культурной экспертизы документации по Проекту, проведена государственная историко-культурная экспертиза, место проведения экспертизы: г. Тюмень, по результатам которой составлен акт государственной историко-культурной экспертизы от 08.09.2020 г. № 31-2020/СБ, из которого. усматривается, что объектом экспертизы являлась документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ по определённому пунктом 1.1. договора № 239 от 04.09.2020 г. Проекту. На экспертизу были представлены следующие документы: научно-технический отчет № 15-2020 Историко-культурные изыскания по проекту «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами», расположенного по адресу: Омская область, Таврический муниципальный район, Ленинское сельское поселение, земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:211409:1955, 55:26:211409:1883» Омск 2020; письмо о проведении государственной историко-культурной экспертизы по проекту «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами», расположенного по адресу: Омская область, Таврический муниципальный район, Ленинское сельское поселение, земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:211409:1955, 55:26:211409:1883» от 07.09.2020 г.; геоданные по землям, испрашиваемым по проекту «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами», расположенного по адресу: Омская область, Таврический муниципальный район, Ленинское сельское поселение, земельные участки с кадастровыми номерами 55:26:211409:1955, 55:26:211409:1883» в 2020 году.

В подготовленном Берлиной С.В. акте государственной историко-культурной экспертизы от 08.09.2020 г. № 31-2020/СБ содержится указание на то, что ранее в районе предполагаемого к размещению объекта производился ряд разведочных работ. в том числе археологических, в частности, в 2017 году непосредственно на части испрашиваемой в 2020 году к отводу территории сотрудниками ООО «НПЦ «АРХЕО» проводилась археологическая разведка (проект «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами» в Таврическом районе Омской области (площадь - 54 га) в 2017 г). Была натурно обследована территория в западной части кадастрового участка 55:26:211409:1883 на площади около 54 га, было сделано 30 стратиграфических разрезов, в основном в северной части участка по границе с логом. Объектов историко-культурного (в том числе археологического) наследия не обнаружено [Акт ГИКЭ 98-2017]. При этом результаты выполненных работ позволяют сделать надежные и обоснованные выводы об отсутствии археологических объектов на данной территории.

Из вышеуказанного акта государственной историко-культурной экспертизы от 08.09.2020 г. № 31-2020/СБ также следует, что в 2018 году специалистами ООО «НПЦ «АРХЕО» для КУОО «Облстройзаказчик» было проведено камеральное обследование территории по проекту «Строительство межмуниципального центра обращения с отходами» (площадь - 15174+/-1078 кв.м.). Акт на эти работы был составлен государственным экспертом С. [Акт ГИКЭ объектов..., 2018]. Работы тогда проходили непосредственно в границах землеотвода 2020 года и полностью захватывали участок с кадастровым номером 55:26:211409:1955, который примыкает с юго-запада к площадке, осмотренной натурно в 2017 году. Данный участок был отнесен к неперспективной в плане обнаружения объектов культурного наследия зоне. Таким образом, в 2018 году экспертом С. была подтверждена правомерность отнесения территории, испрашиваемой в 2020 г. заказчиком под обследование по Проекту к неперспективной в плане обнаружения объектов историко-культурного наследия [Акт ГИКЭ..., 2018].

На основании проведённого исследования документации экспертом Берлиной С.В. сделаны выводы о том, что изученная документация, привлечённые источники и картаматериалы исследуемой территории, результаты полевых исследований прошлых лет содержат исчерпывающую и полноценную информацию об испрашиваемых к отводу землях, а также объектах культурного наследия на рассматриваемой территории, соответствующую требованиям Федерального закона № 73-ФЗ, и необходимую для принятия решения о возможности проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов, за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ. Эксперт полагал установленным, что территория, испрашиваемая по Проекту в 2020 году, находится в неперспективной зоне. Объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленные объекты культурного наследия, объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, и зоны их охраны, отсутствуют. Необходимость проведения дополнительных мероприятий по выявлению/сохранению объектов историко-культурного наследия на запрашиваемой территории отсутствует.

В резолютивной части акта государственной историко-культурной экспертизы от 08.09.2020 г. № 31-2020/СБ экспертом Берлиной С.В. сделан вывод о том, что на земельных участках, испрашиваемых к отводу по Проекту в 2020 году, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ возможно без ограничений (положительное заключение), связанных с осуществлением специальных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, строго в пределах заявленных границ.

На основании распоряжения № 51-пр от 14.10.2020 г. Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу проведена плановая выездная проверка Министерства культуры Омской области, по итогу которой составлен акт от 13.11.2020 г. В ходе проверки выявлен акт государственной историко-культурной экспертизы от 08.09.2020 г. № 31-2020/СБ и наличие в действиях Берлиной С.В. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении надлежащим образом уведомлённой Берлиной С.В., протокола об административном правонарушении № 02-01-10/1-2021 от 19.01.2021 г. о наличии в её действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ и направления дела об административном правонарушении в Тюменский районный суд Тюменской области. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения.

Судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: протокола об административном правонарушении № 02-01-10/1-2021 от 19.01.2021 г.; акта государственной историко-культурной экспертизы № 31-2020/СБ.; научно-технического отчёта № 15-2020; договора № 239 от 04.09.2020 г. между Берлиной С.В. и ООО «НПЦ «АРХЕО»; распоряжения № 51-пр от 14.10.2020 г. Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу; акт плановой выездной проверки в отношении Министерства культуры Омской области от 13.11.2020 г., - пришёл к выводу о наличии в действиях Берлиной С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку экспертиза произведена без выезда на земельные участки, являющиеся объектом исследования, а в основу подготовленного ею камерального научно-технического отчёта легла археологическая разведка части испрашиваемой территории, проведённая в 2017 году, в то время, как в соответствии с пунктом 11(1) Положения экспертиза земель осуществляется непосредственно экспертом, а подпункт «е» указанного пункта не распространяется на объекты археологического наследия, поскольку в соответствии с пунктом 16 ст. 16 Федерального закона № 73-ФЗ объекты археологического наследия сразу считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, прилучившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, без стадии «объект, обладающий признаками объекта культурного наследия».

Нахожу вышеприведённые выводы судьи районного суда ошибочными, поскольку вышеуказанным договором № 239, заключенным 04.09.2020 г. между Берлиной С.В. и ООО «НПЦ «АРХЕО», предусмотрено проведение именно государственной историко-культурной экспертизы документации по Проекту, результатом которой договором предусмотрено заключение Исполнителя о наличии/отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, признаков объектов культурного наследия, вследствие чего оснований к применению к спорному правоотношению норм подпункта «д» пункта 11(1), а также пункта 11(3) Положения не имеется. Кроме того, экспертом Берлиной С.В. по результатам проведённого в рамках данного договора исследования сделан однозначный вывод о возможности проведения на земельных участках, испрашиваемых к отводу по Проекту в 2020 году, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ без ограничений (положительное заключение), связанных с осуществлением специальных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, строго в пределах заявленных границ.

В то же время, как следует из протокола об административном правонарушении от 19.01.2021 г. № 02-01-10/1-2021, иных нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как и нарушений режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдения ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, что является предметом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ, Берлиной С.В. вменено не было.

В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу, в частности, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В силу требований пункта 2 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах нахожу, что оспариваемое постановление судьи районного суда от 09 марта 2021 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 17.13 КоАП РФ в отношении Берлиной С.В. - прекращению в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 09 марта 2021 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 17.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Берлиной Светланы Владимировны прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко