Р Е Ш Е Н И Е
18 июля 2022 года г. Ефремов
Судья Ефремовского районного суда Тульской области Рыжкина О.В.,
при секретаре Князевой К.О.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3,
представителя административной комиссии администрации муниципального образования город Ефремов ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388 - ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области»,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии муниципального образования город Ефремов от 29 апреля 20022 года ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388 - ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.
ФИО3 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит указанное постановление отменить по тем основаниям, что ему вменяется нарушение подп.8 и подп.16 Правил благоустройства территории муниципального образования город Ефремов, утвержденных решением собрания депутатов муниципального образования город Ефремов от 10 августа 2021 года № 7-41.
Однако полагает, что указанные пункты Правил он не нарушал, так как является добросовестным плательщиком коммунальных услуг, в том числе, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме того, обращает внимание на то, что он производил складирование отходов от текущего ремонта своей квартиры - жилого помещения. Доказательств того, что он производил капитальный ремонт, представлено не было. Из представленных фотоматериалов не видно, какие именно отходы он складывал в бункер.
Считает, что протокол об административном правонарушении не может быть доказательством по делу, поскольку он не согласен с ним.
Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 в судебном заседании указал, что он проживает по адресу: , оплачивает коммунальные услуги, в том числе по обращению с ТКО, что подтверждается квитанцией по оплате содержания жилого помещения. В указанном жилом помещение он делал ремонт, и 21 марта 2022 года старые кафельные плитки со стен, доски с пола, длиной не более 50 см, половые плинтусы и старый кухонный гарнитур он вывез в бункер, установленный на ул. Ленинградская г. Ефремова, так как установленный на ул. Карла Маркса г. Ефремова Тульской области бункер был заполнен. С учетом того, что он оплачивает услуги по обращению с ТКО, полагает, что он имеет право пользоваться бункером для складирования отходов от ремонта своей квартиры, в связи с чем, поддержал поданную им жалобу, и просил суд ее удовлетворить.
Представитель административной комиссии администрации муниципального образования город Ефремов ФИО1 в судебном заседании просил постановление административной комиссии администрации муниципального образования город Ефремов от 29 апреля 2022 года, которым ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388 - ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения как необоснованную. Дополнительно указал, что ФИО3, как плательщик коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с ТКО, имел право пользоваться бункером, установленным на ул. Ленинградская г. Ефремова, но он должен был складировать в указанный бункер отходы в разумных объемах, а те отходы, которые ФИО3 оставил в бункере - плитка, гарнитур, доски с пола - это строительные отходы от капитального ремонта жилого помещения, поэтому для того, чтобы использовать бункер для складирования таких отходов, считает, что ФИО3 должен был заключить дополнительное соглашение с региональным оператором.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 19 части 1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городских поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Из материалов дела следует, что 15 апреля 2022 года заместителем главы администрации по жизнеобеспечению администрации муниципального образования город Ефремов в отношении ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ФИО3 21 марта 2022 года в 16 час. 28 мин. допустил сброс строительного мусора (кафельная плитка, доски, обои) в мусорный бункер без наличия соответствующего договора по адресу: <...> в районе дома 49, что является нарушением п.8.5.19 Правил благоустройства территории муниципального образования город Ефремов, утвержденных решением собрания депутатов муниципального образования город Ефремов от 10 августа 2021 года № 7-41, ответственность за которое предусмотрена пунктом ст.8.11 -2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 г. № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО3 постановлением административной комиссии от 29 апреля 2022 года № 2 к административной ответственности по ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388 – ЗТО «Об административных правонарушения в Тульской области».
Статьей ст.8.11-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388 – ЗТО «Об административных правонарушения в Тульской области» предусмотрена ответственность за нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений (городских округов), а также необеспечение собственниками, владельцами, арендаторами благоустройства принадлежащих (арендованных) им (ими) объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если эти действия (бездействие) не подпадают под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей.
Решением собрания депутатов муниципального образования город Ефремов от 10 августа 2021 года № 7-41 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Ефремов.
Согласно п.8.5.19 указанных Правил, на территории муниципального образования физическим и юридическим лицам всех форм собственности запрещается пользоваться контейнерами, бункерами, расположенными на территориях общего пользования без наличия соответствующего договора.
В соответствии с п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обращение с ТКО является коммунальной услугой.
При этом, в силу ч.6 ст.157.2 ЖК РФ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п.1). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
При этом, само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением на основании п. 5 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктов 5 и 7 указанных Правил обращения с ТКО.
Из приложенного к жалобе платежного документа следует, что ФИО3 и ФИО2, зарегистрированные по адресу, оплачивают коммунальные услуги по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пункту 4 которых обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами.
При этом, в указанных Правилах применяются следующие понятия:
"бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;
"контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;
"крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. №1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
Таким образом, понятийным аппаратом Правил обращения с ТКО предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении (текущий ремонт - это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.), которые складируются в бункер.
С учетом изложенного, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Совокупность вышеизложенного, объективно свидетельствует о том, что ФИО3, оплачивая коммунальные услуги по обращению с ТКО, имел право складировать в бункер, расположенный в районе дома № 49 по ул. Ленинградская г. Ефремова Тульской области, крупногабаритные отходы от текущего ремонта жилого помещения, которые подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, что фактически не было оспорено представителем административной комиссии администрации муниципального образования город Ефремов в судебном заседании.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 как при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении указывал, что он складировал в бункер мешки с кафельной плиткой, старые обои, часть кухонного гарнитура, то есть отходы от текущего ремонта.
Однако осмотр указанного строительного мусора, складирование которого допустил ФИО3, при производстве по делу об административном правонарушении произведен, не отражены размеры таких отходов в протоколе по делу об административном правонарушении, и также в фотоматериале, что не позволяет достоверно определить какие именно отходы были складированы ФИО3 в бункере, расположенном по адресу: <...> около дома № 49: крупногабаритные, которые подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, либо как отходы капитального ремонта, которые по утверждению представителя административной комиссии администрации муниципального образования город Ефремов не подлежит складированию в бункере, и их вывоз возможен только на основании дополнительного соглашения, которого у ФИО3 не имеется.
При этом оценка доводам ФИО4 о его фактической невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении, административной комиссией не дана.
Вместе с тем, самостоятельно устанавливать обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, инкриминируемого ФИО3 на данной стадии судья лишен возможности, поскольку это будет направлено на проверку относимости, допустимости и достаточности доказательств для принятия решения по жалобе на постановление коллегиального органа, то есть фактически на установление наличия либо отсутствия виновности ФИО4 в указанном правонарушении.
Кроме того, анализ содержания вышеуказанных процессуальных документов свидетельствует о том, что они содержат разное время совершения правонарушения, инкриминируемого ФИО3 Так, в постановление по делу об административном правонарушении указано - 15 апреля 2022 года в 16 часов 28 минут, в протоколе об административном правонарушении - 21 марта 2022 года - 16 часов 28 минут.
Изложенное в совокупности не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что объективно указывает о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановлении, и эти обстоятельства не могут быть устранены на стадии рассмотрения поданной жалобы.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и безусловный вывод о наличии в действиях ФИО4 объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения из представленных доказательств не следует.
Согласно части 4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.11.1 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388 - ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по делу акты (пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
постановление административной комиссии администрации муниципального образования город Ефремов Тульской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.11.-2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года № 388 - ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи жалобы в Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Рыжкина О.В.