ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-136/22 от 18.08.2021 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

№ 12-136/22

РЕШЕНИЕ

г. Новокузнецк 18 августа 2021 года

Судья Новокузнецкого районного суда Кемеровской области Некрасов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «24 квартал» ФИО1 на постановление Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «24 квартал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, последнему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подана жалоба, в которой просит указанное выше постановление отменить. Мотивируя это тем, что Главным инспектором Новокузнецкого отдела инспекции ГЖИ Кемеровской области был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «24 квартал» ФИО1 к административной ответственности ч.2 ст.14.1.3 Кодекса РФ. В ходе составления протокола были кратко изложены нарушения, по которым не запрашивалась документация (информация). О чем генеральный директор ООО «24 квартал» ФИО1 указал Главному инспектору Новокузнецкого отдела инспекции Кемеровской области ФИО3ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вышеуказанного протокола об административном правонарушении были предоставлены все документы, являющиеся основаниями для составления протокола, которые ранее не запрашивались, о чем имеется запись в Постановлении об административном правонарушении.

ФИО1 в судебном заседании дал пояснения аналогичные указанным в жалобе. Кроме того добавил, что признает факт нарушения, в части не актуализации технического паспорта многоквартирного дома, расположенного по адресу . Указанное нарушение устранил ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просит освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Представитель Государственной жилищной инспекции Кемеровской области – главный консультант-юрисконсульт ФИО4 в судебном заседании пояснила, что ООО «24 Квартал» в ГЖИ была представлена информация, касающаяся следующих нарушений: при подготовке к отопительному сезону 2021-2022 гг. тепловые пункты и узлы в многоквартирных домах не обеспечены схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС; в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях 2021-2022 г. не организована подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления с указанием расположения запорной арматуры; в АДС отсутствует комплект рабочей документации на все сети, схемы всех отключающих и запорных узлов систем оборудования в многоквартирных домах; не обеспечено изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости- спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру); иженерно-техническими работниками и рабочими, обслуживающими систему горячего водоснабжения многоквартирных домов, не изучены системы в натуре и по чертежам. То есть вывод о наличии нарушений сделан Инспекцией лишь на основании информации, представленной ООО «24 квартал», предполагать, что организацией в ущерб себе предоставлена недостоверная информация оснований не было. В настоящее время информация по пунктам с 1-5 представлена, установлено, что на момент вынесения постановления она была в наличии. В свою очередь технический паспорт многоквартирного дома, расположенного по адресу: был не актуализирован, указанное нарушение устранено ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, факт совершения должностным лицом, генеральным директором ООО «24 Квартал» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2. ст. 14.1.3 Кодекса РФ об АП, подтвержден в части, то есть, на момент вынесения постановления технический паспорт многоквартирного дома, расположенного по адресу: не актуализирован: в нем отсутствуют сведения о нежилых помещениях , , которые фактически находятся в доме, остальные нарушения, указанные в постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не нашли своего подтверждения. Просила заменить наказание в виде штрафа на предупреждение.

Изучив письменные материалы дела, доводы жалобы, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.

Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса АП РФ, осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

В силу п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства Россйиской Федерации от 15.05.2013 №416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно ч. 2 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

С учетом положений п. 1.3. указанной статьи деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.

На основании ч. 2 ст. 193 ЖК РФ правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (пункт 51).

На основании п. 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии счастью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом положений пп. «з» п. 4 (1) Положения о лицензировании, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных п. 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельностью по управлению многоквартирными домами».

В судебном заседании, в том числе материалами дела установлено, что ООО «24 квартал» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданная ГЖИ Кемеровской области.

ФИО1 является генеральным директором ООО «24 квартал», т.е. должностным лицом, наделенным функциями по управлению Обществом.

Тем самым, в обязанности ФИО1, как генерального директора Общества входит их исполнение в соответствии с требованиями закона и иными правовыми актами (в частности «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, Государственной жилищной инспекцией Кузбасса ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «24 Квартал», в ходе которой по адресам: , при подготовке к отопительному сезону 2021-2022 гг. тепловые пункты и узлы в многоквартирных домах не обеспечены схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС; в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях 2021-2022г. не организована подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления с указанием расположения запорной арматуры; в АДС отсутствует комплект рабочей документации на все сети, схемы всех отключающих и запорных узлов систем оборудования в многоквартирных домах, не обеспечено изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру); инженерно-техническими работниками и рабочими, обслуживающими систему горячего водоснабжения многоквартирных домов, не изучены системы в натуре и по чертежам. Кроме того, технический паспорт многоквартирного дома, расположенного по адресу: не актуализирован: в нем отсутствуют сведения о нежилых помещениях №, , которые фактически находятся в доме.

Согласно ответа на запрос ООО «24 Квартал» от ДД.ММ.ГГГГ в ГЖИ Кузбасса представлены и сообщено: копия технического паспорта МКД (в полном объеме); информация о том, относятся стояки холодного и горячего водоснабжения, проходящие в помещение , к общему имуществу собственников помещений в МКД - отсутствует; информация об исполнителях коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения по адресу: , помещение - отсутствует; информация о том, осуществляется холодное и горячее водоснабжения, отопление нежилого помещения от систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, являющимся общим имуществом собственников помещений в МКД или отдельно - отсутствует; обращения от собственника пом. по вопросу отсутствия холодного и горячего водоснабжения, отопления в помещении не поступали; копия журнала АДС за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; записи телефонных разговоров при получении заявок от собственника помещения не осуществлялись, в связи с тем, что не поступали; информация о причинах отсутствия холодного и горячего водоснабжения в помещении - отсутствует; информация о принятых мерах по устранению нарушения (восстановлению холодного и горячего водоснабжения, отопления), с приложением подтверждающих документов - отсутствует; акт проверки наличия или отсутствия холодного и горячего водоснабжения, отопления от ДД.ММ.ГГГГ; ключи от подвального помещения МКД по находятся в диспетчерской службе ООО «24 Квартал».

На основании данного ответа, инспекцией сделан вывод о наличии в действиях (бездействиях) управляющей организацией ООО «24 Квартал» нарушений в части предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами по адресам с нарушением лицензионных требований.

ДД.ММ.ГГГГ ГЖИ Кузбасса составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «24 Квартал», о составлении которого уведомлен генеральный директор юридического лица ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ ГЖТ Кузбасса вынесено постановление по делу об административном правонарушении , согласно которого генеральный директор ООО «24 Квартал» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.12 Кодекса РФ об АП и назначено наказание в размере 50 000 рублей.

Однако, в судебном заседании, не нашли своего подтверждения нарушения, выразившиеся в том, что при подготовке к отопительному сезону 2021-2022 гг. тепловые пункты и узлы в многоквартирных домах не обеспечены схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС; в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях 2021-2022г. не организована подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления с указанием расположения запорной арматуры; в АДС отсутствует комплект рабочей документации на все сети, схемы всех отключающих и запорных узлов систем оборудования в многоквартирных домах, не обеспечено изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру); инженерно-техническими работниками и рабочими, обслуживающими систему горячего водоснабжения многоквартирных домов, не изучены системы в натуре и по чертежам.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями ФИО1, представителя Государственной жилищной инспекции Кемеровской области ФИО4, актом проверки готовности к отопительному сезону 2021-2022, паспортом готовности к отопительному сезону 2021-2022, копией журнала проверки знаний персонала по тепловым энергоустановкам установлено, что на момент проведения внеплановой документарной проверки в ходе рассмотрения жалобы ФИО1

Таким образом, указанные в постановлении заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, выразившиеся в том, что при подготовке к отопительному сезону 2021-2022 гг. тепловые пункты и узлы в многоквартирных домах не обеспечены схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС; в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях 2021-2022г. не организована подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления с указанием расположения запорной арматуры; в АДС отсутствует комплект рабочей документации на все сети, схемы всех отключающих и запорных узлов систем оборудования в многоквартирных домах, не обеспечено изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру); инженерно-техническими работниками и рабочими, обслуживающими систему горячего водоснабжения многоквартирных домов, не изучены системы в натуре и по чертежам подлежат исключению.

В то же время, совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода должностного лица о наличии в действиях (бездействии) генерального директора ООО «24 Квартал» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части нарушения, выразившегося в не актуализации технического паспорта многоквартирного дома, расположенного по адресу: : в нем отсутствуют сведения о нежилых помещениях №, , которые фактически находятся в доме, поскольку ФИО1 имеет статус руководителя и являясь лицом, ответственным за управление многоквартирным домом в части принятых Обществом обязательств, надлежащим образом не исполнил своих обязанностей.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у суда не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.

По правилам ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об АП, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об АП, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об АП, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Формулировка ст. 2.9 Кодекса РФ об АП позволяет относить решение вопроса о малозначительности деяния к сфере судебного усмотрения. Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 5 ноября 2003 г. N 349-О, из содержания ст. 2.9 следует, что законодатель предоставил право суду по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица от ответственности и самостоятельно в каждом случае определять признаки малозначительности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют определенные границы усмотрения как для случаев необоснованного отказа в использовании института малозначительности, так и для предотвращения его расширенного применения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 21) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании Кодекса РФ об административных правонарушениях, вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Анализ исследованных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что бездействие генерального директора ООО «24 Квартал» ФИО1 не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не повлекло причинение вреда или каких-либо иных значительных вредоносных последствий.

С учетом изложенного, фактических обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия негативных последствий, а также предпринятых мер по устранению выявленного нарушению, имеются основания для признания данного правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об АП и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об АП, в отношении генерального директора ООО «24 Квартал» ФИО1

При таких обстоятельствах, постановление Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении генерального директора ООО «24 Квартал» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об АП, подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.6, 2.9 Кодекса РФ об АП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Жалобу генерального директора ООО «24 Квартал» ФИО1 на постановление Государственной жилищной инспекции Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «24 Квартал» ФИО1 прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об АП ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья: Д.А. Некрасов